Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья
Борис Пастернак
русский поэт, прозаик и переводчик, Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1958 год
Это интересно [3]

[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12]

Корней Чуковский об Антоне Чехове


Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас приглашал к себе кучу гостей. Многим это могло казаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью – и мать, и брата, и сестру, и отца, у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит!
Снял дачу в украинском захолустье, еще не видел ее, еще не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего.
А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. «Спали на диванах и по нескольку человек во всех комнатах, - вспоминает его брат Михаил, - ночевали даже в сенях. Писатели, девицы – почитательницы таланта, земские деятели, местные врачи, какие-то дальние родственники с сынишками»…В доме постоянно ютились такие, которых даже не считали гостями: «астрономка» Ольга Кундасова, музыкант Марианн Семашко, Лика Мизинова,…друзья его семьи, завсегдатаи и великое множество случайных, безыменных людей.
От этого многолюдства он, конечно, нередко страдал. «С пятницы Страстной до сего дня у меня гости, гости, гости…я не написал ни одной строки». Но даже это не могло укротить его безудержной страсти к гостям…
Звал он к себе всегда весело, бравурно, игриво, затейливо, словно отражая в самом стиле своих приглашений атмосферу молодого веселья, которая окружала его.
«Ну-с, сударь, - писал он, например, редактору «Севера», - за то, что Вы поместили мой портрет и тем способствовали к прославлению имени моего, дарб Вам пять пучков редиски из собственного парника. Вы должны приехать ко мне и съесть эту редиску»…
Таково же его приглашение водевилисту Билибину:
«Вы вот что сделайте: женитесь и валяйте с женой ко мне…на дачу, недельки на две.…Обещаю, что Вы освежитесь и великолепно поглупеете...».
По книге: Чуковский К.И. О Чехове: Человек и мастер. – 4-е изд. – М.: Русский путь, 2008
          

Книжная столица


В 2011 году почетный титул Всемирной столицы книги достанется аргентинской столице Буэнос-Айресу. Такое решение принял специальный комитет издателей, книготорговцев и библиотекарей, действующий под эгидой ЮНЕСКО. Титул столицы – символический, но он присуждается за лучшие городские программы по поощрению чтения и любви к книгам.
В 2010 году титул Всемирной столицы книги перейдет от Бейрута к Любляне. Ранее такими столицами побывали Мадрид, Александрия, Турин, Богота, Нью-Дели, Амстердам, Монреаль и Антверпен.
Выбором городов, претендующих на звание Всемирной столицы книги, занимаются представители Международной ассоциации издателей, международной ассоциации библиотечных ассоциаций и институтов и Международной федерации книжной торговли.
Из номера журнала: Читаем вместе // 2009. – Июль. – с.8-9
          

Поощрение чтения


Педагоги средней школы в новозеландской столице Веллингтоне открыли новый способ приохотить учеников к чтению: за две прочитанные книги школьник получает бесплатную банку газированного напитка. За пять книг дают купон в рестораны Subway, а за десять – купон для похода в кино, пишет газета The Guardian.
От школьников в качестве доказательства требуется предоставить учителям специальный дневник чтения, а в некоторых случаях и свидетельство родителей, что ребенок действительно читал дома.
Такая система подкупа принесла плоды: дети стали брать вдвое больше книг в школьной библиотеке колледжа Ронготаи. В этой школе учатся только мальчики- подростки, то есть аудитория, которую традиционно трудно заставить читать. «Мальчики читают мало, некоторых хватает только на одну книгу в год, так что мы хотели подтолкнуть их», - пояснил Кит Норманн, преподаватель, отвечающий за программу поощрения чтения.
Из номера журнала: Читаем вместе // 2009. – Июль. – с.8-9
          

«ШОКОЛАД РУССКИХ ПОЭТОВ – ПУШКИН»


«….Открытки, целлофановые пакеты, почтовые конверты, значки, обертки от шоколада, духи, платки, вымпелы и другие предметы с изображением Пушкина, пушкинских героев, с пушкинскими текстами до сих пор не привлекали должного внимания исследователей такой всегда актуальной темы, как «Пушкин и современность». В многочисленных статьях и специальных монографиях речь идет о Пушкине в современной поэзии, прозе, драматургии, музыке, в современном изобразительном искусстве, театре, кино. В наше время – это не только музыка Г.Свиридова и А.Шнитке к пушкинским кинофильмам, это и картофель «Арина», названный так в честь няни Пушкина; это не только иллюстрации Н.Кузьмина и В.Фаворского к пушкинским произведениям, но и «пушкинская» сувенирная продукция, авторы которой большей частью неизвестны. Но и эта продукция сохраняет память о сегодняшнем дне, останется своеобразным документом, свидетельствующим о жизни Пушкина в наше время.
В 1991 году в пасхальную неделю в Москве на старом Арбате, недалеко от арбатского дома, где жил Пушкин, вместе с Горбачевым и Ельциным в виде матрешек продавались пасхальные яйца с пушкинскими портретами.
В 1990 году появился трогательный вымпел: на белом тряпочном треугольнике, обведенном красной полоской, изображена розовая Наталья Николаевна Пушкина (с портрета работы А.Брюллова).
В 1980 году «Литературная газета сообщала о носовом платке, в центре которого в овальной рамочке – портрет Татьяны Лариной, канделябр со свечами, розочка и свернутый лист бумаги с начертанными словами «Я вам пишу» (вместо пушкинских – «Я к вам пишу»).
В Санкт-Петербурге уже не одно десятилетие бойко продается сувенир – гусиное перо с профилем Пушкина и его автографом.
В разное время существовали молочный шоколад «Сказки Пушкина», духи «Чудное мгновение».
В 1989 году впервые был выпущен целлофановый пакет с профилем Пушкина, воспроизводящим его автопортрет из Ушаковского альбома, - «3 кг., для пищевых продуктов». Таким образом, находит свое выражение наша всенародная любовь к Пушкину, возвращаясь к нам в виде пакета для продуктов, шоколадной обертки, этикетки на спичечном коробке.
…Оказывается, что священным для всякого образованного русского человека именем Пушкина окрещена одним из петербургских водочных заводов изготовляемая им водка, и существуют особого рода стеклянные бутылки, наружный вид которых представляет собою довольно верное изображение головы Пушкина…
В 1880 году выпускались «Пушкинские» папиросы, «Пушкинский» шоколад. Кондитерская фабрика Ландрина выпускала плитки шоколада с надписью «Шоколад русских поэтов – Пушкин».
Школьники за 5 коп. покупали резинки с выпуклым портретом Пушкина. Книголюбы могли приобрести книжные шкафы с резным изображением Пушкина. Франты щеголяли тросточками, ручки которых представляли собой вырезанные из дерева головы Пушкина. Бланки различных свидетельств, аттестатов были украшены пушкинскими портретами.
В собрании Государственного музея им. А.С.Пушкина хранятся железный сейф с портретами поэта, портсигар с портретом поэта, коробка «пушкинских» папирос, чернильница с портретом Пушкина.
Угрожают ли Пушкину такого рода «пушкинские» вещи, появившиеся и появляющиеся сегодня? Нет, конечно. Созданный им «нерукотворный» памятник неколебим. Важно лишь, чтобы Пушкина не только почитали, но, прежде всего, читали сегодня. Что же касается этого особого явления массовой культуры, то он, пожалуй, все же угрожает, но не Пушкину, а нашему вкусу.
Думается, что вряд ли автопортрет Пушкина уместен на пакете для пищевых продуктов. Трудно представить себе, каким чувством руководствовались создатели кружки «Моцарт и Сальери» и почему портрет Идалии Полетики был вмонтирован в металлическую брошь.
Из статьи: Н.И.Михайлова.«Шоколад русских поэтов – Пушкин» // Легенды и мифы о Пушкине. Сборник статей под ред. М.Н.Виролайнен. – Спб., 1994 – с.282 - 286
          
[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12]