Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это средство общения между людьми. Писать для себя, не думая о читателе, невозможно.
Алейксандре Висенте
испанский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1977 год
Репортаж о конкурсе "Король поэтов 2010"













Репортаж о конкурсе "Король поэтов 2010"

«Король поэтов – 2010» IV региональный поэтический фестиваль

Поэтическое состязание в рамках IV регионального поэтического фестиваля "Король поэтов - 2010" состоялось!
Первая «Королева поэтов» Красноярья взошла на престол.
25 апреля, в яркий воскресный день, в конференц-зале Государственной универсальной научной библиотеки состоялись очередные региональные выборы «Короля поэтов».
Поэтические конкурсы, во множестве возникающие на наших глазах – веяние времени. Интерес к поэзии достаточно велик, но – успех сегодняшней поэзии, как правило, выражается не в тиражах. Кому интересна современная поэзия? Обычно тем, кто сам склонен к сочинительству. «Раньше книги писали литераторы, а читала публика. Теперь же книги пишет публика», - сказано еще в XIX веке Оскаром Уайльдом. Помимо того, что почти каждый пишущий человек может разместить свои сочинения в мировой Сети, пользуясь замечательной анонимностью, ею предоставляемой, современная поэзия существует публично – в форме поэтических вечеров и поэтических турниров.
Не стоит забывать, что самые первые выборы короля поэтов, придуманные в 1918 году Николаем Гумилевым, были мероприятием «шутливым». Революционная аудитория орала и свистела, председательствовал знаменитый клоун Дуров. Никакой экспертной оценки или «профессионального» судейства в помине не было. И выбрала-то безбашенная публика в итоге совсем «не того»: «всего лишь» Игоря Северянина.
«Поэзоконцерт», шоу, тусовка, балаган…. Вероятно, такого безобразия, как к 1918 году, в истории русской поэзии больше не проводилось.
Публичные чтения поэзии как жанр, как известно, были возрождены в легендарные шестидесятые.
А собственно конкурсы «Король поэтов» возникли опять в 80-е годы ХХ века в Томске, затем в Кемерово. Из Кемерово и заимствовал идею поэтического турнира Михаил Стрельцов. Вдохновитель и организатор красноярского «Короля поэтов», председатель правления Красноярской организации «Писатели Сибири», ответственный секретарь журнала «День и ночь» - это человек не менее деятельный и авантюрный, чем некогда Гумилев, но возможно, даже более добрый к разнообразным «молодым дарованиям».
С 2004 года конкурсы «Король поэтов» проходят в Красноярском крае при поддержке Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, Научной библиотеки СибГТУ, литературных студий Красноярска и края. По итогам каждого конкурса выпускаются поэтические сборники победителей в общей книжной кассете.
При внешней юмористической окраске, красноярский «Король поэтов» несет нешуточную внутреннюю драматургию.
Ведь в нашем регионе, суровом к талантам, победа в конкурсе – единственная для начинающего автора возможность издать собственную книгу не за свой счет.
Поэтому, открывая IV региональный поэтический фестиваль "Король поэтов - 2010", Михаил Стрельцов как Председатель оргкомитета еще раз призвал всех участников: соблюдать жанр – поэтических выборов «Короля», подарить публике ощущение игры, праздника поэзии.
Публика, которая должна была возвести «Короля» на престол, почти сплошь состояла из пишущих людей, любителей и профессионалов. В зрительном зале были замечены Николай Еремин, Андрей Леонтьев… Но также, в отличие от гумилевского конкурса, работало жюри, и голоса каждого члена жюри по сравнению с голосами «плебса» утраивались. В президиуме - поэт из Кемерова Дмитрий Мурзин, поэт и прозаик Эльдар Ахадов, руководитель Краевого литературного объединения молодых писателей; финалисты предыдущих конкурсов: Артур Матвеев Светлана Мель, Михаил Мельниченко, Анна Черкашина; «Король поэтов – 2008» Рустам Карапетьян.
Литераторы слишком эмоциональны и субъективны для того, чтобы судить беспристрастно? Скептицизм даже самых ревнивых сочинителей, не доверяющих окружающим судить о качестве своих стихов – детищ свои возлюбленных, - развеяло имя Председателя жюри. Марина Саввиных уважаема в крае, кажется, всеми. Признанный поэт, главный редактор литературного альманаха «День и ночь», руководитель уникального учебного заведения – детского литературного лицея, это человек, обладающий безупречным благородством и профессиональным литературным вкусом.
По положению, участником поэтического турнира мог стать любой автор, не являющийся участником профессиональных творческих объединений литераторов и еще не побеждавший в данном конкурсе. В оргкомитет для отбора было подано более ста рукописей. На сцену фестиваля поднялись 25 человек. Обращал на себя внимание солидный возрастной диапазон конкурсантов. Старшему было за восемьдесят. Младшим – около двадцати.
Совершенно разные индивидуальности, объединенные общей страстью к сочинительству, они демонстрировали различное отношение к происходящему. Для многих конкурс был продолжением клубного общения, литературной тусовки. Звучало все: семейные посвящения, дружеские приколы - рифмованные эсэмэски, разноуспешные попытки поэтического стёба.
Отдельные перлы, звучащие со сцены, были незабываемы и изрядно веселили зал:
« Я истоптал полсотни башмаков, / чтобы сравниться мыслями с котенком …»
«Какой грузин не хочет русской бабы…» …
И были люди, для которых выступление на конкурсе (при всей внешней его якобы несерьезности) являлось истинной попыткой донести со сцены сокровенное: «Рассказать о себе другим, - это значит выбраться из самого себя, разорвать хотя бы на краткий миг путы собственного бытия, избавиться от мучительного одиночества, в котором мы от колыбели до могилы пребываем среди наших восприятий, мыслей, снов, страданий, радостей, опасений, надежд, поделиться, наконец, с другими своей удивительностью» (Ян Парандовский, «Алхимия слова»).
Понимающая аудитория была благожателена к каждому конкурсанту.
В финал вышли пятеро.
Значительное впечатление на жюри и публику произвело выступление 23-хлетнего стихотворца Александра Командина, в прошлом кемеровчанина, ныне петербуржца:
….Куда идти? Зыбучее пространство.
Вокруг одна Неясная Поляна,
Но ясно точно - надо убираться
Куда подальше, как это ни странно.
Пора проверить небо на пригодность
Невыносимо лёгкой сигаретой,
Какую удалось стрельнуть сегодня,-
Давай, дружок, покашляем по свету.
Вперёд, давай немного пошагаем,
За хвост ухватим ветер суматошный,
Который пахнет раем и сараем...
И здесь остришь?
Язык бескостный, что ж ты!
Тогда молчи, на корточки присевши,
Вдыхай поодиночке облака,
Не думай ни о чём, вздремни слегка...
Наверно, осень выдалась истлевшей,
И сигарету
выронит рука.
***
Процент стихов чудовищно мал,
Процент налогов высок.
Поэт и пить, и дышать устал
Глотке своей поперёк.
Поэт смеётся, поэт молчит,
Рифмы нахально спят.
Но Бог надёжно стихи хранит,
И рукописи горят.
Привлекло общее внимание нечто декадансное от железногорца Михаила Пашкина:
Нож зависает блеском,
Небо бураны вертит:
Молись о прощении, дескать,
Но я не боюсь смерти.
И лик, вездесущий светоч,
Корчится с укоризной,
А я разгребаю ветошь,
А я не боюсь жизни.
Пусть изливает кто-то
На плечи мои голос птичий,
Вылез я из подземного грота,
И я не боюсь величья…
Гаерской маске Пашкина противостояла прямодушная лирика Станислава Фенькова, красноярского издателя:
Плавится земля, грохочет воздух И вода окрашена в багрец, — Ты стоишь, и всё предельно просто: Ты стоишь, иначе всем конец. Пусть одна нога всего осталась, И металл к металлу не пришить, — Стой и не рассчитывай на жалость: Только так ты сможешь победить. Пусть твой дом, твой мир, твоя святыня И твоя Мечта летят к чертям, — Стой, солдат, ведь ты не носишь имя И судьбу солдата выбрал сам. Пусть Она взяла, чего хотела, И пошла другого выжимать, Пусть огонь нещадно лижет тело — Стой, солдат, Хоть ты устал стоять, Стой!.. — наверно, это очень мудро, Даже если льешься на паркет, И придет уборщица под утро, Вжик метлой, — и твой исчезнет след. (Песня Стойкого Оловянного Солдатика)
***
…Словно тающий снег,
по какой-то мистической воле
Время слёз отошло
к Бастиону Закрытых Дверей.
Но оставшийся камень в душе
вкупе с комьями в горле
положили начало
Периоду Сбора Камней.
Мы несем эти камни.
И строим.
Кто меньше, кто больше,
И не чокаясь пьем,
как положено, за упокой,
А на левой груди
всё звенит и звенит колокольчик,
Всё пытается нам
втолковать, что хозяин – живой,
Что вот-вот телефон
размозжит пустоту прозябанья,
В незнакомом прохожем
узнаем родное лицо...
"Ты меня потерял?
Я всего лишь ходил за сияньем" –
И вокруг головы
мы узрим золотое кольцо...
Бесконечная боль и тоска –
атрибуты движенья,
Антиподы отчаянья
плетью опущенных рук.
Не жалейте того,
кто живет по закону горенья,
Так как этот закон
гениальней любой из наук. –
Это тоже Станислав Феньков.
По задумке Михаила Стрельцова, двое из пяти финалистов, набравшие наибольшее количество голосов, выходят на поэтическую дуэль за звание «Короля». Джентльмены на этот раз уступили, и, впервые в истории красноярского конкурса, в дуэли сошлись две дамы: Наталья Арбатская, представительница литературного объединения «Диалог», автор печальной прозрачнейшей лирики («Рука с рукой / В молитве сложены…/ Как нелегко / Быть тонкокожею…») и Ольга Гуляева, независимая участница конкурса.
В то время как имена четверых финалистов, участвующих в литературных объединениях, в разной степени известны местной литературной тусовке, а некоторые их тексты при желании можно обнаружить в Сети, поэтический мир Ольги Гуляевой – абсолютная terra incognita. Тем большей интригой становится подготовка ее рукописи к публикации. Со сцены звучали надрывные строки:
….Мне довольно
Простого сплетенья продрогших ресниц
И мороза по коже,
По нервам простого скольженья.
Мне не надо
Красот и чудес
Европейских и прочих столиц,
Мне довольно вина,
Не разбавленного изнеможеньем.
Мне достаточно сил,
Чтоб идти на восток или юг,
Мне достаточно средств,
Чтоб ходить босиком по орбитам.
Мне довольно простого движения
Любящих рук,
Чтоб забыть навсегда,
Что была нелюбимыми бита.
Мне довольно не слов,
А всего лишь движенья души.
Мне не надо друзей,
От меня прикрывающих спину.
Мне довольно дышать и смеяться,
И слез на глазах – не сушить.
Мне достаточно – ВСЁ.
Никогда не возьму половину.
Наталья Арбатская - в прошлом шахматистка, атмосфера турнира для нее привычна. Не первый конкурс шла она к победе…
Стихи «Королевы – 2010»:
«Как беспёрый птенец в камышовом гнезде на ветру»…
за волною – волна, день – за днем исчезает бесследно.
Всё, что было тем летом из памяти – нет, не сотру,
А упрячу в архиве под гриф «совершенно секретно».
А беспёрый птенец оперился, окреп и подрос,
Превратившись в прекрасную и быстрокрылую птицу.
Лишь в бездонных глазах затаился всё тот же вопрос,
Да всё так же ночами гнездо камышовое снится.
А гнездо в камышах разметала шальная метель.
И, в бескрайней дали растворяясь в последнем полёте,
Замирает душа, приближаясь к заветной черте,
Чтобы снова проснуться…
птенцом…
в камышах…
на болоте.
Хотелось бы удержаться от преждевременных неосторожных оценок поэзии победителей конкурса. Ибо, как говорится в эссе еще одного, московского, «Короля поэтов» - Дмитрия Воденникова:
«Поэт … сейчас — силен и беззащитен — одновременно.
Потому что он — один из немногих, кто в наше время лично отвечает за свои слова. Как бандит, как предприниматель средней руки, как солдат, попавший в не им развязанную бойню…
я хочу вернуть пафосу право на существование,
сказать, что поэзия никогда не кончится,
а также защитить этих ребят раньше, чем на них нападут.
…Что может быть смешнее собаки, которая впадает в неистовство, пытаясь не отдать своего щенка. Особенно если учесть, что отнимать его никто не собирался.
Ибо его просто хотели погладить. Есть много людей, которые любят просто погладить. Всяких детишек, щенков, онкологических больных — и стишки иногда потрепать по загривку.
Не знаю, насчет трех первых в этом перечислительном ряду, но насчет четвертого — никому не советую.
Настоящие стихи иногда ОГРЫЗАЮТСЯ».
О выводах.
Для пятерки авторов, вышедших в финал поэтического состязания – «шутки кончены». Предстоит серьезная работа по подготовке рукописей к изданию. Поэзия есть подвижничество, на которое способны немногие.
Дело чести организаторов – выпустить книги достойно и в срок.
Выйдут поэтические сборники – и только тогда мы поймем, с кем – с поэтами? – рифмоплетами? – шоуменами? – мы имели дело на празднике поэзии 25 апреля 2010 года в конференц-зале Краевой библиотеки.
И только тогда можно будет вздохнуть: «IV региональный поэтический фестиваль «Король поэтов – 2010» успешно состоялся».
Евгения Андреева