Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи




22 августа исполняется 110 лет со дня рождения писателя Леонида Пантелеева (Алексей Иванович Еремеев) (1908 – 1987)

foto
    Леонид Пантелеев родился 9 (22) августа 1908 года в Петербурге. Его отец, казачий офицер, участвуя в русско-японской войне, отличился, получил орден Св. Владимира и потомственное дворянство. Мать писателя родом из петербургской купеческой семьи. В 1918 году отец пропал без вести, и мать увезла детей от голода в Ярославскую губернию. В 1921 году мальчик вернулся в Петроград к мелкой торговле, авантюрам с рулеткой и нищете. В том же году комиссией по делам несовершеннолетних он был направлен в школу им. Достоевского (Шкид), где получил прозвище «Ленька Пантелеев», по имени известного питерского «урки» и встретил своего будущего соавтора и друга Григория Георгиевича Белых (1906 – 1938). Заведующим школой был выдающийся педагог В.Н. сорока-Росинский (Викниксор). После двухлетнего пребывания в Шкиде друзья совершили неудачную поездку в Харьков, не добившись желаемого успеха в новом деле – кинематографе; затем бродяжничали, с зимы 1924 года понемногу печатались в журналах «Бегемот», «Смена» и «Кинонеделя». С 1925 года Пантелев несколько лет жил в семье Белых, где бывали «шкидовцы» и просто друзья – С.Я.Маршак, Е.Л.Шварц, В.В.Лебедев, Н.М.Олейников (редакторы детских журналов «Чиж» и «Еж»), там и создавалась документальная (в духе «литературы факта») повесть «Республика Шкид» (1927), принесшая ошеломляющий успех, широкие литературные знакомства и восторженную поддержку А.М.Горького. Не выстраивая сложной сюжетной линии, авторы правдиво описали все наиболее яркие и примечательные события своего школьного отрочества, где было много смешного, нелепого, драматичного, а порою и трагического. Впервые в отечественной литературе была открыта не только актуальная тема беспризорничества (которую потом продолжат «Правонарушители» Л.Н.Сейфуллиной, «Ташкент – город хлебный» А.Неверова, «На графских развалинах» А.П.Гайдара), но и в более широком плане тема «аномального» детства. Рассказ о столкновении и взаимовоспитании беспризорнической стихии («бузы») и «халдеев» (педагогов и воспитателей) вызвал и упреки в недостаточном уважении к учителям и всему лагерю социального «порядка»: негативным был отзыв Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Однако динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им.Достоевского, при всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства, подкупало искренним оптимизмом, питаемым не примерами быстрого превращения «плохих» детей в «хороших», но постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью. В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 году не был репрессирован Белых. Выход книги в 1960 году вызвал новую волну интереса к ней; в 1966 году на ее основе был создан одноименный фильм (реж. Г.И.Полока).
    К теме беспризорника Пантелеев вернулся в рассказах «Карлушкин фокус», «Портрет» и в одной из лучших своих повестей «Часы» (1928), где автору удалось создать колоритнейшую фигуру маленького «джентльмена удачи» – Петьки Валета; повесть, в которой проявилось мастерство Пантелеева в построении сюжета, где так удачно сочетается смешное и серьезное и так явственно звучит жаргон 1920-х.
    Совместный с Белых сборник рассказов «Американская каша» (1932) и очерки «Последние халдеи» (1939) завершают тему «республики Шкид».
    В своем творчестве Пантелеев сам выделил две темы: «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». Среди его многочисленных рассказов о подвиге («Ночка», «Первый подвиг», «Гвардии рядовой», «На ялике», «Главный инженер») особое место занимает повесть «Пакет» (1933): именно она дала возможность К.И.Чуковскому определить «мускулатуру таланта» Пантелеева, проявляющую себя в выразительности его языка, в яркости его речевых характеристик. Удачу этой повести, трагической и комичной одновременно, Чуковский увидел в том, что герой «живет перед нами именно благодаря своей простонародной, живописной, выразительной речи…».
    Из множества рассказов о детях («Маринка», «Долорес», «Платочек») неизменной популярностью пользовались рассказы «Честное слово» (1941), «О белочке и Таморочке» (1940-1947) и «Буква «ты» (1945): в этих рассказах совсем иная стилистика, другой ритмический рисунок, у каждого героя свой характер, и автор стремиться постич сложности разговора с ребенком, он убеждается, как по-разному взрослый и ребенок воспринимают мир, слово, язык.
    В 1938 году, когда в «Детгизе» готовился однотомник Пантелеева, вместо автобиографической справки автор написал небольшую повесть «Ленька Пантелеев». Продолжая работу над книгой, писатель многое переделал в ней. В 1952 она была опубликована в сборнике «Рассказы и повести». Автор делает попытку подробно описать свою жизнь, начиная с раннего детства и заканчивая уходом из Шкиды. Естественно, книга вмещала в себя события многих лет – дореволюционных, революцию, начало 1920-х; на ее страницах запечатлелись образы близких и далеких людей – словом, напряженнейший момент истории России глазами юного свидетеля этих событий. Повесть имела огромный успех. После смерти писателя появилась публикация: Л.Пантелеев. Повесть «Ленька Пантелеев и моя подлинная биография» (Нева.1994.№4), где автором была прояснена роль автобиографического момента в повести.
    В сентябре 1941 года милиция сообщила Пантелееву, что он подлежит высылке из Ленинграда. Пантелеев жил в городе тайно до июля 1942 года, когда был вывезен из блокадного города А.Фадеевым по просьбе С.Маршака. По материалам дневниковых записей Писатель подготовил книги «В осажденном городе» (1966) и «Январь 1944» (1966).
    Свою последнюю прижизненную книгу Пантелеев назвал «Приоткрытая дверь. (Из старых записных книжек. 1924-1947)». Писатель возвращается к своему детству («Дом у Египетского моста»), подробно вспоминает о людях, с которыми свела его жизнь.
    Если внимательно всмотреться в книги Пантелеева, постепенно приходит ощущение, что все они представляют собой один роман. Перелистывая книги «Ленька Пантелеев», «Республика Шкид», «Маршак в Ленинграде», военные повести, «Приоткрытую дверь», рассказ «Наша Маша», воспоминания «Шварц», «Тырса» и др., мы как бы в абсолютной последовательности читаем роман, название которого «Л.Пантелеев». Но роману этому не хватало чего-то существенного: все время создавалось ощущение, что автор не все сказал. Теперь, когда посмертно вышла его книга «Верую», роман этот дополнился, быть может, самым существенным, и образ его героя стал понятнее и ближе. Согласно завещанию писателя, повесть была опубликована через три года после его смерти, в 1990 году.**


**Печатается по материалам:

  • Клуб"Викниксор"
  • Е.О.Путилова Русская литература XXвека. Прзаики, поэты, драматурги: биобибл.словарь: в 3 т. / под ред.Н.Скатова. – М., 2005. – Т.3. П – Я. – С. 16 - 18