22 августа
исполняется 110 лет со дня рождения писателя Леонида Пантелеева (Алексей
Иванович Еремеев) (1908 – 1987)
Леонид Пантелеев родился 9 (22) августа 1908 года в
Петербурге. Его отец, казачий офицер, участвуя в русско-японской войне,
отличился, получил орден Св. Владимира и потомственное дворянство. Мать
писателя родом из петербургской купеческой семьи. В 1918 году отец пропал без
вести, и мать увезла детей от голода в Ярославскую губернию. В 1921 году
мальчик вернулся в Петроград к мелкой торговле, авантюрам с рулеткой и нищете.
В том же году комиссией по делам несовершеннолетних он был направлен в школу
им. Достоевского (Шкид), где получил прозвище «Ленька Пантелеев», по имени
известного питерского «урки» и встретил своего будущего соавтора и друга
Григория Георгиевича Белых (1906 – 1938). Заведующим школой был выдающийся
педагог В.Н. сорока-Росинский (Викниксор). После двухлетнего пребывания в Шкиде
друзья совершили неудачную поездку в Харьков, не добившись желаемого успеха в новом
деле – кинематографе; затем бродяжничали, с зимы 1924 года понемногу печатались
в журналах «Бегемот», «Смена» и «Кинонеделя». С 1925 года Пантелев несколько
лет жил в семье Белых, где бывали «шкидовцы» и просто друзья – С.Я.Маршак,
Е.Л.Шварц, В.В.Лебедев, Н.М.Олейников (редакторы детских журналов «Чиж» и
«Еж»), там и создавалась документальная (в духе «литературы факта») повесть
«Республика Шкид» (1927), принесшая ошеломляющий успех, широкие литературные
знакомства и восторженную поддержку А.М.Горького. Не выстраивая сложной
сюжетной линии, авторы правдиво описали все наиболее яркие и примечательные
события своего школьного отрочества, где было много смешного, нелепого,
драматичного, а порою и трагического. Впервые в отечественной литературе была
открыта не только актуальная тема беспризорничества (которую потом продолжат
«Правонарушители» Л.Н.Сейфуллиной, «Ташкент – город хлебный» А.Неверова, «На
графских развалинах» А.П.Гайдара), но и в более широком плане тема
«аномального» детства. Рассказ о столкновении и взаимовоспитании
беспризорнической стихии («бузы») и «халдеев» (педагогов и воспитателей) вызвал
и упреки в недостаточном уважении к учителям и всему лагерю социального
«порядка»: негативным был отзыв Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Однако динамичное,
убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им.Достоевского, при
всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства,
подкупало искренним оптимизмом, питаемым не примерами быстрого превращения
«плохих» детей в «хороших», но постоянно ощущаемым радостным и энергичным
желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью. В течение 10 лет
повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 году не был репрессирован Белых.
Выход книги в 1960 году вызвал новую волну интереса к ней; в 1966 году на ее
основе был создан одноименный фильм (реж. Г.И.Полока).
К теме беспризорника Пантелеев вернулся в рассказах
«Карлушкин фокус», «Портрет» и в одной из лучших своих повестей «Часы» (1928),
где автору удалось создать колоритнейшую фигуру маленького «джентльмена удачи»
– Петьки Валета; повесть, в которой проявилось мастерство Пантелеева в
построении сюжета, где так удачно сочетается смешное и серьезное и так
явственно звучит жаргон 1920-х.
Совместный с Белых сборник рассказов «Американская
каша» (1932) и очерки «Последние халдеи» (1939) завершают тему «республики
Шкид».
В своем творчестве Пантелеев сам выделил две темы:
«Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». Среди его многочисленных рассказов о
подвиге («Ночка», «Первый подвиг», «Гвардии рядовой», «На ялике», «Главный
инженер») особое место занимает повесть «Пакет» (1933): именно она дала
возможность К.И.Чуковскому определить «мускулатуру таланта» Пантелеева,
проявляющую себя в выразительности его языка, в яркости его речевых
характеристик. Удачу этой повести, трагической и комичной одновременно,
Чуковский увидел в том, что герой «живет перед нами именно благодаря своей
простонародной, живописной, выразительной речи…».
Из множества рассказов о детях («Маринка», «Долорес»,
«Платочек») неизменной популярностью пользовались рассказы «Честное слово»
(1941), «О белочке и Таморочке» (1940-1947) и «Буква «ты» (1945): в этих
рассказах совсем иная стилистика, другой ритмический рисунок, у каждого героя
свой характер, и автор стремиться постич сложности разговора с ребенком, он
убеждается, как по-разному взрослый и ребенок воспринимают мир, слово, язык.
В 1938 году, когда в «Детгизе» готовился однотомник
Пантелеева, вместо автобиографической справки автор написал небольшую повесть
«Ленька Пантелеев». Продолжая работу над книгой, писатель многое переделал в
ней. В 1952 она была опубликована в сборнике «Рассказы и повести». Автор делает
попытку подробно описать свою жизнь, начиная с раннего детства и заканчивая
уходом из Шкиды. Естественно, книга вмещала в себя события многих лет –
дореволюционных, революцию, начало 1920-х; на ее страницах запечатлелись образы
близких и далеких людей – словом, напряженнейший момент истории России глазами
юного свидетеля этих событий. Повесть имела огромный успех. После смерти
писателя появилась публикация: Л.Пантелеев. Повесть «Ленька Пантелеев и моя
подлинная биография» (Нева.1994.№4), где автором была прояснена роль
автобиографического момента в повести.
В сентябре 1941 года милиция сообщила Пантелееву, что
он подлежит высылке из Ленинграда. Пантелеев жил в городе тайно до июля 1942
года, когда был вывезен из блокадного города А.Фадеевым по просьбе С.Маршака.
По материалам дневниковых записей Писатель подготовил книги «В осажденном
городе» (1966) и «Январь 1944» (1966).
Свою последнюю прижизненную книгу Пантелеев назвал
«Приоткрытая дверь. (Из старых записных книжек. 1924-1947)». Писатель
возвращается к своему детству («Дом у Египетского моста»), подробно вспоминает
о людях, с которыми свела его жизнь.
Если внимательно всмотреться в книги Пантелеева,
постепенно приходит ощущение, что все они представляют собой один роман.
Перелистывая книги «Ленька Пантелеев», «Республика Шкид», «Маршак в
Ленинграде», военные повести, «Приоткрытую дверь», рассказ «Наша Маша»,
воспоминания «Шварц», «Тырса» и др., мы как бы в абсолютной последовательности
читаем роман, название которого «Л.Пантелеев». Но роману этому не хватало
чего-то существенного: все время создавалось ощущение, что автор не все сказал.
Теперь, когда посмертно вышла его книга «Верую», роман этот дополнился, быть
может, самым существенным, и образ его героя стал понятнее и ближе. Согласно
завещанию писателя, повесть была опубликована через три года после его смерти,
в 1990 году.**
**Печатается по материалам:
- Клуб"Викниксор"
- Е.О.Путилова Русская литература XXвека. Прзаики,
поэты, драматурги: биобибл.словарь: в 3 т. / под ред.Н.Скатова.
– М., 2005. – Т.3. П – Я. – С. 16 - 18