Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Чтение – это акт творчества, в котором никто, кроме тебя, не может участвовать, а потому и не может помочь
Надин Гордимер
южноафриканская писательница, Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1991 год

Юбилеи




21 августа исполняется 110 лет со дня рождения драматурга Виктора Сергеевича Розова (1913 – 2004)

foto
    Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913 года в городе Ярославле в семье бухгалтера. Окончил школу, работал на местной текстильной фабрике, учился в индустриальном техникуме, но после первого курса ушел из него. Увлечение театром привело юного Розова на сцену Костромского ТРАМа (Театра рабочей молодежи), затем ТЮЗа, где он сыграл несколько главных ролей (Фигаро, Скопена). В 1934 году будущий драматург поступил в училище при московском Театре Революции (театр им.Маяковского), по окончании которого стал актером этого театра.
    В начале войны Розов ушел в народное ополчение Красной Пресни. «...Тот единственный бой, в котором участвовал Розов, продолжался с рассвета и до темноты. И ни минуты передышки...». «Потрясение было, может быть, самым сильным, какое я испытал за всю свою жизнь. Как ни стараюсь я сейчас воссоздать его в себе и снова почувствовать пережитое, не могу. Только помню», – признался Виктор Сергеевич спустя годы. – Немцы окружили нас, били изо всех видов оружия... А мы пытались куда-то прорваться из последних сил. Товарищи падали, один за другим, один за другим... Юное красивое лицо медсестры Нины было сплошь усыпано черными осколками, и она умерла через минуту, успев только сказать: “Что с моим лицом, посмотрите”. И не дождалась ответа...».
    В том бою близ Вязьмы Розов был тяжело ранен и отправлен на длительное лечение в тыл. Год, проведенный в госпиталях Владимира и Казани, обогатил Розова ценными встречами и наблюдениями. Тогда же созрело и его окончательное решение о выборе литературного пути. После выздоровления Розов поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького в Москве и по свежим впечатлениям с фронта написал первую пьесу «Семья Серебрийских» (1943). Попытка предложить ее передвижному театру, где тогда работал Розов, не дала результатов. 13 лет пьеса оставалась неизвестной для читателя и зрителя. Впервые она была опубликована в 1956 году под названием «Вечно живые».
    В конце войны Розов оказался в Алма-Ате, куда был приглашен Наталией Сац в качестве режиссера и актера созданного ею Казахского театра для детей и юношества. Здесь он поставил два спектакля («Осада Лейдена» и «Снежная королева»), а также инсценировал роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Спустя много лет эта инсценировка легла в основу спектакля театра «Современник» (1966; реж. Г.Волчек), удостоенного Государственной премии.
    Дебют Розова как театрального автора состоялся в 1949 году с появлением пьесы «Ее друзья». Создавалась она на основе газетного очерка о судьбе молодой студентки, которая потеряла зрение, но благодаря самоотверженной помощи подруги сумела окончить институт. Пьеса, действие которой автор перенес из студенческой среды в школьную, была поставлена в ЦДТ, положив начало длительному сотрудничеству драматурга с этим театром. Следующая его пьеса – «Страница жизни», представленная в качестве дипломной работы по окончании Литературного института, также появилась на сцене ЦДТ (1953; реж. М.О.Кнебель).
    Настоящее рождение Розова как драматурга произошло в комедии «В добрый час!» (1954; реж.А.В.Эфрос). Незамысловатый рассказ о том, как вчерашние десятиклассники поступают в вузы, автор превратил в реальное нравственное испытание характеров. Проблема «кем быть?» по ходу действия вытеснялась другой – «каким быть?». Нежелание строить свою судьбу по заранее уготованной схеме, неприятие догматической фальши, обходных путей к достижению цели, стремление к поискам самостоятельной дороги в жизни – таковы основные линии поведения главного героя пьесы. Мера доверия и откровенности, с какой автор пьесы вел разговор с современником, была не совсем обычна для драматургии тех лет. По словам А.Эфроса, пьеса Розова внесла в литературу для театра «что-то более интимное, непосредственное, сердечное» (Театр. 1983. №9). Впоследствии Розов писал: «Можно не быть нефтяником или хлопкоробом, политическим деятелем или артистом, но нельзя не быть хорошим человеком» (Мои шестидесятые…С.325). Эта четкая нравственная программа, впервые заявленная в «Добром часе», нашла свое продолжение в более поздних пьесах Розова – «Затейник» (1964), «Традиционный сбор» (1966), где обнаруживается драматическое несоответствие между человеком и его делом. Нарушение этой гармонии оборачивается кризисным состоянием души героя.
    Комедия «В поисках радости» (1956; реж. А.В.Эфрос) открыла сквозную для творчества Розова тему борьбы с «вещизмом». В этом смысле, Розов предшественник Ю.Трифонова с его известным циклом повестей «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание». Образ Леночки из «Поисков радости» написан драматургом с едким юмором, граничащим с сатирой. Розов намеренно пошел на заострение, создав необычную по силе обобщения метафору – отцовская сабля, которой Олег Савин рубит модную мебель. Недаром «Розовские мальчики», протестующие против чрезмерной родительской опеки, рвущиеся к самостоятельной жизни из мира обывателей, стали одним из символов эпохи второй половины 1950-х. Их роли исполняли на сцене О.Ефремов, О.Табаков, Г.Бортников, выросшие в профессиональном отношении на пьесах Розова. Тема «Поисков радости» получила развитие в последующих пьесах драматурга: «Неравный бой» (1960), «В дороге» (1962), «Перед ужином» (1963), «Гнездо глухаря» (1978). Их сближает единая авторская мысль о том, что взрослые люди, зачастую не сознавая этого, «ведут неравный бой…против естества, против законов жизни и, желая добра своим детям, делают их духовно горбатыми и хромыми» (Мои шестидесятые…С.366).
    Публикация драмы «Вечно живые» (1956), написанной еще в период войны, явилась как бы вторым «открытием» Розова – драматурга. «Вечно живые» стали не просто началом, но и творческим манифестом Московского театра-студии «Современник» под руководством О.Ефремова. Эстетика писателя с его стремлением к «скромному, но честному реализму» совпала с эстетикой нового, только что родившегося театра. Не менее важна была и этическая основа для их сближения: драма Розова на примере судеб Бориса, Вероники, Владимира утверждала действенность понятий долга и чести для того поколения «40-х роковых», молодость которого пришлась на годы войны. На основе пьесы Розов создал сценарий одного из лучших советских фильмов – «Летят журавли» (1956; реж. М.К.Калатозов), получившего Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале.
    В 1958 году В. Розов стал членом редколлегии нового журнала «Юность», в которую входили: Самуил Маршак, Ираклий Андроников, Николай Носов.
    С годами позиция Розова-драматурга становилась жестче, что влекло за собой характерные внутрижанровые сдвиги. Еще в комедии «Неравный бой» обнаружилось, что мягкий, деликатный Розов может быть злым и гневным. Новым подтверждением этому явилась его пьеса «Гнездо глухаря» (1978). Она с большим трудом пробивалась на сцену, но в итоге стала одной из популярных современных пьес. Сам факт ее постановки в Московском театре сатиры (1980; реж. В.Н.Плучек) свидетельствовал о том, что в разнообразной палитре Розова-драматурга имеются и сатирические краски. Центральную роль, Судакова, добытчика материальных благ, охраняющего «престижное» положение и быт своей разваливающейся семьи, сыграл в этом спектакле А.Д.Папанов.
    Нелегкая судьба ожидала и драму «Кабанчик». Написанная в «доперестроечный» период (1983), она по цензурным соображениям смогла появиться в печати и на сцене только в 1987 году. По определению А. Салынского, эта пьеса о том, «как грехи отцов тяжким бременем ложатся на души детей» (Совр. драматургия.1987. №1). Показательна она и в отношении того, как изменился эмоциональный колорит драматургии Розова. Ушел в прошлое светлый, обаятельный мир юности, наполнявший его произведения 1950 – 60-х годов. Воинствующих «розовских мальчиков» сменил молодой герой, который стал жертвой неправедной жизни своих высокопоставленных родителей. Здесь особенно ощутимо умение Розова «чувствовать своих героев как чьих-то сыновей, чьих-то внуков» (Табаков О. Розов и его театр // Мои шестидесятые…). Постановку пьесы осуществил театр им. Е.Вахтангова (1987; реж. А.Шапиро).
    В конце 1980-х Розов опубликовал драму «Дома» (о судьбе молодых воинов, вернувшихся из Авганистана), комедию «Скрытая пружина» (о нравах, царящих в творческой среде). Обе пьесы - результат размышлений автора о современной действительности, вызывающей у автора разочарование и горечь. (см. его интервью «Вся моя жизнь…» // Театр.1994. № 5-6). Автобиографическое произведение «Путешествие в разные стороны» (1987) и мемуарная книга «Удивление перед жизнью» (2000) вместили в себя многие события его личной жизни, историю создания и постановки его пьес, впечатления от зарубежных поездок, поэты актеров и режиссеров, современников драматурга.
    В. С. Розов – лауреат Государственной премии СССР и премии Президента РФ, академик Российской академии словесности. Был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Отечественной войны I степени, орденом Русской Православной Церкви «За милосердие» и многими медалями России и зарубежных стран. В июле 1999 года Институт прикладной астрономии АН России в Санкт-Петербурге присвоил одной из малых планет имя – Розов. **


**Печатается по материалам:

  • Кроссворд-кафе
  • В.П.Муромский Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. Словарь: в 3 т. / под ред. Н.Н.Скатова. – М., 2005. – Т.3. П –Я. – С.210-213