Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи



22 июня исполняется 110 лет со дня рождения немецкого писателя Эриха Марии Ремарка (1898-1970)
foto     Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 в городе Оснабрюк, в семье переплетчика Питера Франца Ремарка и Анны Марии. Ещё в школе он решил связать свою жизнь с искусством: занимался рисованием и музыкой. Потрясённый смертью матери, Ремарк изменил своё имя на Эрих Мария. Сдав экзамены начальной школы (1912), Ремарк начинает работать учителем, но его работа педагогическая деятельность остановлена 1-ой Мировой войной. После краткого периода обучения, Ремарка посылают к Западному Фронту, где он получает ранение. В течение его пребывания в военном госпитале, Ремарк пишет рассказы, прозу. В 1919 году, в конце войны, Ремарк сдаёт экзамены и следующие два года, преподаёт в различных начальных школах в сельской местности.
    Осенью 1922 года, Ремарк оставляет Оснабрюк, и поступает на работу в «Континентальную каучуковую и гуттаперчевую компанию» в Ганновере, известную ныне как «Континенталь». Работает составителем слоганов, сопроводительных текстов. Вскоре Ремарк расширил поле своей деятельности. Не ограничиваясь журналом компании, он начал печататься в таких журналах, как «Югенд» и ведущий спортивный журнал «Шпорт им Бильд», которые охотно брали его путевые заметки. Целое сочинение о коктейлях появилось в журнале «Штертебекер». Статьи в «Шпорт им Бильд» открыли двери в литературу молодому писателю. В 1925 году Ремарк покидает Ганновер и переезжает в Берлин, где становится редактором журнала.
    Эрих Ремарк впервые увидел свое имя напечатанным типографическим способом в возрасте двадцати лет, когда журнал «Шенхайт» опубликовал его стихотворение «Я и ты» и два маленьких рассказа «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времен». С тех пор Ремарк не переставал писать и печататься почти до самой смерти. В этих произведениях было все, чем будут позже отличаться книги Ремарка, - легкий язык, точные сухие описания, остроумные диалоги, - но они остались незамеченными, не смогли выделиться из потоков бульварной литературы, заполнившей немецкие лавки в первые послевоенные годы.
    В 1925 году в Берлине поженились Ютта Ингеборг Эллен Цамбона и Эрих Мария Ремарк. Ютта Цамбон, прибавившая к своему имени имя Жанна. В 1927 году вышел в свет его второй роман «Станция на горизонте». Он печатался с продолжениями в журнале «Шпорт им Бильд». Известно, что этот роман так и не вышел отдельной книгой.
    1929, Ремарк записывает свой опыт войны и травмирующие воспоминание о ней в романе «На западном фронте без перемен». “Мы хотели было воевать против всего, всего, что определило наше прошлое, - против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких ни когда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставались только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовались дельцы. Продажность. Нищета.”
    Этими словами одного из своих героев Э. М. Ремарк высказал сущность мировосприятия своих ровесников - людей “потерянного поколения”, - тех, кто прямо со школьной скамьи уходил в окопы первой мировой войны. Тогда они по-ребячески ясно и безоговорочно верили всему, чему их учили, что слышали, что прочли о прогрессе, цивилизации, гуманизме; верили звонким словосочетаниям консервативных или либеральных, националистических или социал-демократических лозунгов и программ, всему, что им втолковывали в родительском доме, с кафедр, со страниц газет. «На Западном Фронте без перемен» захватывает воображение миллионов. Роман приносит Ремарку популярность и финансовую независимость. Через три года Ремарк пишет еще один роман «Возвращение» (1931), в котором он изображает проблемы солдат после их возвращения на родину, туда, где были уничтожены идеи, расшатаны моральные устои. «Все идеалы разлетелись в прах под неотвратимыми ударами действительности. Их испепеляли огненые будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет. Тогда, после нескольких коротких вспышек и долгого угасания немецкой революции, на рабочих окраинах трещали залпы карателей, расстреливавших защитников последних барикад, а в кварталах “шиберов” - новых богачей, нажившихся на войне, - не прекращались оргии.
    Тогда в общественной жизни и во всем быту немецких городов и городков, еще так недавно гордившихся безупречной опрятностью, строгим порядком и бюргерской добропорядочностью, воцарились нищета, распутство, нарастали разруха и неурядицы, опустошались семейные копилки и человеческие души Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; были разрушены не только промышленность и транспорт, но и простейшие представления о том, что хорошо и что плохо; было расшатано хозяйство, обесценивались деньги и нравственные принципы».
    В том же году, опасаясь травли со стороны национал-социалистов, писатель вынужден был оставить Германию. Он переехал в Швейцарию, купив дом в Порто Ронко. Последним произведением Ремарка, изданным до начала Второй мировой войны, стал роман «Три товарища», вышедший в 1938 году сначала в Америке на английском языке и только затем в Голландии, на немецком. На родине писателя к тому времени его книги были запрещены, как «подрывающие немецкий дух» и принижающие «героику немецкого солдата». В 1938 году фашисты лишили Ремарка немецкого гражданства. Он был вынужден бежать из Швейцарии во Францию, а оттуда – через Мексику – в Соединенные Штаты Америки. Здесь его жизнь, в сравнении с жизнью многих других немецких эмигрантов, протекала достаточно благополучно. Все его книги (в 1941 году роман «Возлюби ближнего своего», а в 1946-м – знаменитая «Триумфальная арка») непременно становились бестселлерами и были с успехом экранизированы. В трудные военные годы Ремарк помогал, порой анонимно, многим своим соотечественникам – деятелям культуры, которые, как и он, спасались от гитлеровского режима.
    Возвратив гражданство, Ремарк после войны вернулся в Европу. С 1947 года он жил в Швейцарии, где последние 16 лет своей жизни. Появляются романы: «Искра Жизни» (1952), изображающий злодеяние концентрационных лагерей, и «Время жить и Время умирать» (1954), в которой изображена война России и Германии.
    Единственная пьеса Ремарка, «Последняя остановка» о победе русских войск, была написана в 1956 году. Премьера состоялась 20 сентября 1956 года в Берлине, позже постановку осуществили и в Мюнхене. В книге «Ночь в Лиссабоне» (1961) писатель еще раз затрагивает тему эмиграции. "Тени в Раю» становятся последним из романов Ремарка. Он издан второй женой Ремарка Полетт Годдард через год после его смерти.
    25-ого сентября 1970, Мария Ремарк умер в госпитале в Локарно. Его похоронили на кладбище Порто Ронко выше его виллы. После его смерти, Город Оснабрюк называет улицу в его честь.
    Во всем мире было продано 30 миллионов экземпляров книг Ремарка. Главная причина такого беспримерного и уникального успеха заключается в том, что в них затрагиваются общечеловеческие темы. Это темы одиночества, мужества, «счастья короткого единения». Мировые же события служат в его книгах лишь обрамлением действия.
    Начиная с 1929 года, когда роман о рядовом Пауле Боймере вышел на русском, всего через несколько месяцев после публикации в самой Германии, все книги Э.М.Ремарка неизменно пользовались успехом в нашей стране. Подсчитано: за 70 лет пребывания на отечественной литературной сцене общий тираж книг Э.М.Ремарка на русском языке превысил 5 миллионов экземпляров!*
*Печатается по материалам сайта посвящённому немецкому писателю Э.М.Ремарку