Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 22 июня
исполняется 125 лет со дня рождения немецкого писателя Эриха Марии Ремарка
(1898-1970)
Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 в городе
Оснабрюк, в семье переплетчика Питера Франца Ремарка и Анны Марии. Ещё в школе
он решил связать свою жизнь с искусством: занимался рисованием и музыкой.
Потрясённый смертью матери, Ремарк изменил своё имя на Эрих Мария. Сдав
экзамены начальной школы (1912), Ремарк начинает работать учителем, но его
работа педагогическая деятельность остановлена 1-ой Мировой войной. После
краткого периода обучения, Ремарка посылают к Западному Фронту, где он получает
ранение. В течение его пребывания в военном госпитале, Ремарк пишет рассказы,
прозу. В 1919 году, в конце войны, Ремарк сдаёт экзамены и следующие два года,
преподаёт в различных начальных школах в сельской местности.
Осенью 1922 года, Ремарк оставляет Оснабрюк, и
поступает на работу в «Континентальную каучуковую и гуттаперчевую компанию» в
Ганновере, известную ныне как «Континенталь». Работает составителем слоганов,
сопроводительных текстов. Вскоре Ремарк расширил поле своей деятельности. Не
ограничиваясь журналом компании, он начал печататься в таких журналах, как
«Югенд» и ведущий спортивный журнал «Шпорт им Бильд», которые охотно брали его
путевые заметки. Целое сочинение о коктейлях появилось в журнале «Штертебекер».
Статьи в «Шпорт им Бильд» открыли двери в литературу молодому писателю. В 1925
году Ремарк покидает Ганновер и переезжает в Берлин, где становится редактором
журнала.
Эрих Ремарк впервые увидел свое имя напечатанным
типографическим способом в возрасте двадцати лет, когда журнал «Шенхайт»
опубликовал его стихотворение «Я и ты» и два маленьких рассказа «Женщина с
золотыми глазами» и «Из юношеских времен». С тех пор Ремарк не переставал
писать и печататься почти до самой смерти. В этих произведениях было все, чем
будут позже отличаться книги Ремарка, - легкий язык, точные сухие описания,
остроумные диалоги, - но они остались незамеченными, не смогли выделиться из
потоков бульварной литературы, заполнившей немецкие лавки в первые послевоенные
годы.
В 1925 году в Берлине поженились Ютта Ингеборг Эллен
Цамбона и Эрих Мария Ремарк. Ютта Цамбон, прибавившая к своему имени имя Жанна.
В 1927 году вышел в свет его второй роман «Станция на горизонте». Он печатался
с продолжениями в журнале «Шпорт им Бильд». Известно, что этот роман так и не
вышел отдельной книгой.
1929, Ремарк записывает свой опыт войны и травмирующие
воспоминание о ней в романе «На западном фронте без перемен». “Мы хотели было
воевать против всего, всего, что определило наше прошлое, - против лжи и
себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме
ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких ни когда нас не
обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого
получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел
забывать, оставались только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло
время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовались дельцы.
Продажность. Нищета.”
Этими словами одного из своих героев Э. М. Ремарк
высказал сущность мировосприятия своих ровесников - людей “потерянного
поколения”, - тех, кто прямо со школьной скамьи уходил в окопы первой мировой
войны. Тогда они по-ребячески ясно и безоговорочно верили всему, чему их учили,
что слышали, что прочли о прогрессе, цивилизации, гуманизме; верили звонким
словосочетаниям консервативных или либеральных, националистических или
социал-демократических лозунгов и программ, всему, что им втолковывали в
родительском доме, с кафедр, со страниц газет. «На Западном Фронте без перемен»
захватывает воображение миллионов. Роман приносит Ремарку популярность и
финансовую независимость. Через три года Ремарк пишет еще один роман
«Возвращение» (1931), в котором он изображает проблемы солдат после их
возвращения на родину, туда, где были уничтожены идеи, расшатаны моральные
устои. «Все идеалы разлетелись в прах под неотвратимыми ударами действительности.
Их испепеляли огненые будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет.
Тогда, после нескольких коротких вспышек и долгого угасания немецкой революции,
на рабочих окраинах трещали залпы карателей, расстреливавших защитников
последних барикад, а в кварталах “шиберов” - новых богачей, нажившихся на
войне, - не прекращались оргии.
Тогда в общественной жизни и во всем быту немецких
городов и городков, еще так недавно гордившихся безупречной опрятностью,
строгим порядком и бюргерской добропорядочностью, воцарились нищета,
распутство, нарастали разруха и неурядицы, опустошались семейные копилки и
человеческие души Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы
уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; были разрушены не
только промышленность и транспорт, но и простейшие представления о том, что
хорошо и что плохо; было расшатано хозяйство, обесценивались деньги и
нравственные принципы».
В том же году, опасаясь травли со стороны
национал-социалистов, писатель вынужден был оставить Германию. Он переехал в
Швейцарию, купив дом в Порто Ронко. Последним произведением Ремарка, изданным
до начала Второй мировой войны, стал роман «Три товарища», вышедший в 1938 году
сначала в Америке на английском языке и только затем в Голландии, на немецком.
На родине писателя к тому времени его книги были запрещены, как «подрывающие
немецкий дух» и принижающие «героику немецкого солдата». В 1938 году фашисты
лишили Ремарка немецкого гражданства. Он был вынужден бежать из Швейцарии во Францию,
а оттуда – через Мексику – в Соединенные Штаты Америки. Здесь его жизнь, в
сравнении с жизнью многих других немецких эмигрантов, протекала достаточно
благополучно. Все его книги (в 1941 году роман «Возлюби ближнего своего», а в
1946-м – знаменитая «Триумфальная арка») непременно становились бестселлерами и
были с успехом экранизированы. В трудные военные годы Ремарк помогал, порой
анонимно, многим своим соотечественникам – деятелям культуры, которые, как и
он, спасались от гитлеровского режима.
Возвратив гражданство, Ремарк после войны вернулся в
Европу. С 1947 года он жил в Швейцарии, где последние 16 лет своей жизни.
Появляются романы: «Искра Жизни» (1952), изображающий злодеяние
концентрационных лагерей, и «Время жить и Время умирать» (1954), в которой
изображена война России и Германии.
Единственная пьеса Ремарка, «Последняя остановка» о
победе русских войск, была написана в 1956 году. Премьера состоялась 20
сентября 1956 года в Берлине, позже постановку осуществили и в Мюнхене. В книге
«Ночь в Лиссабоне» (1961) писатель еще раз затрагивает тему эмиграции.
"Тени в Раю» становятся последним из романов Ремарка. Он издан второй
женой Ремарка Полетт Годдард через год после его смерти.
25-ого сентября 1970, Мария Ремарк умер в госпитале в
Локарно. Его похоронили на кладбище Порто Ронко выше его виллы. После его
смерти, Город Оснабрюк называет улицу в его честь.
Во всем мире было продано 30 миллионов экземпляров книг
Ремарка. Главная причина такого беспримерного и уникального успеха заключается
в том, что в них затрагиваются общечеловеческие темы. Это темы одиночества,
мужества, «счастья короткого единения». Мировые же события служат в его книгах
лишь обрамлением действия.
Начиная с 1929 года, когда роман о рядовом Пауле
Боймере вышел на русском, всего через несколько месяцев после публикации в
самой Германии, все книги Э.М.Ремарка неизменно пользовались успехом в нашей
стране. Подсчитано: за 70 лет пребывания на отечественной литературной сцене
общий тираж книг Э.М.Ремарка на русском языке превысил 5 миллионов
экземпляров!*
*Печатается по материалам сайта посвящённому немецкому
писателю Э.М.Ремарку
|