| 
  Общественная организация  Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края  | ||||||||||
  | ||||||||||
  | ||||||||||
| 
 Юбилеи  17 июня
    исполняется 105 лет со дня рождения поэта Михаила Аркадьевича Светлова (1903 –
    1964) 
   
        Михаил Аркадьевич Светлов (Шейнсман) родился 4 июня
    1903 года в Екатеринославле, в бедной еврейской семье. В 1914-1917 году учился
    в четырехклассном училище и одновременно служил «мальчиком» в фотографии и на
    товарной бирже. 
        Он вошел в поэзию и революцию одновременно — в 1917
    году. Первое его стихотворение было напечатано в газете «Голос солдата». С
    этого времени революционный романтизм будет окрашивать его творчество.  
        В 1920 году Светлов приехал из родного Екатеринославля
    в Москву как делегат 1-го съезда пролетарских писателей. В 1922 вместе с поэтом
    М. Голодным приезжает в Москву, литературная жизнь которой захватывает молодых
    поэтов.. В Москве он учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го
    МГУ, в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, где
    знакомится с Э. Багрицким, дружба с которым продолжалась долгие годы. Кроме лит.группы
    «Молодая гвардия, возникшей в 1922 году, Светлов входил в группу А.К.Вронского
    «Перевал». Один за другим выходят сборники поэта: «Стихи (1924), «Корни»(1925),
    «Ночные встречи» (1927), «Книга стихов» (1929), в которых центральное место
    занимает героика и романтика Гражданской войны. Но не столько тематика делала
    его поэзию популярной среди советской молодежи, сколько яркая образность
    («…больному паровозу / В депо починили лапу» («Рельсы); “Гильотины веселый нож
    / Ищет шею Антуанетты” (“Рабфаковке”)) и оригинальная ритмическая окраска
    стихов.  
        В 1926 была написана знаменитая "Гренада",
    которую Маяковский читал наизусть на своих концертах. Известность поэту
    принесли также стихотворение «В разведке» (1927), лирическая поэма «Ночные
    встречи»(1925), посвященная памяти друга – поэта Н.Кузнецова, покончившего
    жизнь самоубийством.  
        Стихотворения Светлова характеризуются отсутствием
    напряженного действия, песенностью, будничным проявлением героизма, наличием
    лирических отступлений. Светлов стремится примирить романтическое и
    прозаическое, героическое и непритязательно-бытовое. На таком взаимодействии
    контрастных начал основана, например, лирико-героическая баллада «Гренада»,
    ключевыми образами которой являются две песни: «Яблочко» и «Гренада, Гренада, Гренада
    моя…». Первая песня, точнее – серия популярных в годы гражданской войны
    частушек, предстает, как своеобразная примета революции, а вторая – как знак
    романтической мечты о незнакомой стране.  
        В поэзии Светлова 1930-х годов выделяется «Песня о
    Каховке» (1935), положенная на музыку И.Дунаевским и получившая широкую
    известность В середине 1930-х Светлов обращается к драматургии, пишет пьесы
    "Глубокая провинция" (1935), "Сказка" (1939),
    "Двадцать лет спустя" (1940), «Мыс желания» (1940). В послевоенные годы
    появляются пьесы «Бранденбурские ворота» (1946), «Чужое счастье (1953), «С
    новым счастьем» (1956), комедия по мотивам К.Гоцци «Любовь к трем апельсинам»
    (1964). Драматургии Светлова, как и его поэзии свойственно изображение
    повседневности в свете романтической мечты. В годы войны Светлов был
    корреспондентом газеты "Красная звезда" на Ленинградском фронте.
    Написал о героях-панфиловцах поэму 2Двадцать восемь» (1942), цикл «Из стихов о
    Лизе Чайкиной» (1942), ставшую хрестоматийной балладу «Итальянец» (1943).  
        Среди московской интеллигенции Светлов славился своим
    едким остроумием. В буфете ЦДЛ собиралась публика специально послушать его
    остроты. Подчас в своих шутках Светлов был убийственно беспощаден. Очень
    показателен для понимания его характера следующий эпизод. В 1956 году Светлова
    вызвали на Лубянку, в МГБ. Пересматривали дело его знакомого, умершего в
    лагере. На вопрос следователя Светлов сказал, что знал погибшего как хорошего
    поэта и настоящего коммуниста.  
        — Он был троцкистом, за это мы его и посадили. - заявил
    следователь.  
        — Нет, - спокойно возразил Светлов. - Это я был
    троцкистом, а настоящим коммунистом был он.  
        Следователь смутился, не нашелся, что ответить, и
    отпустил Светлова.  
        В конце 1950-х гг. Светлов вновь на гребне славы. Он
    собирает огромные аудитории, читая стихи в Дворце спорта в Лужниках и
    Политехническом музее - вместе с молодыми и набирающими популярность Евтушенко
    и Вознесенским, Ахмадулиной и Рождественским. После значительного перерыва
    появился сборник стихов "Горизонт" (1959) и последняя книга поэта -
    "Охотничий домик" (1964). Незадолго до кончины он в шутку предлагал
    повесить на стене дома в Камергерском переулке мемориальную доску: «В этом доме
    жил, но не работал поэт Светлов»… 28 сентября 1964 года. М. Светлов скончался в
    Москве.*  
  
    *Использованы материалы кн.: 
   
  |