Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи



17 июня исполняется 105 лет со дня рождения поэта Михаила Аркадьевича Светлова (1903 – 1964)
foto     Михаил Аркадьевич Светлов (Шейнсман) родился 4 июня 1903 года в Екатеринославле, в бедной еврейской семье. В 1914-1917 году учился в четырехклассном училище и одновременно служил «мальчиком» в фотографии и на товарной бирже.
    Он вошел в поэзию и революцию одновременно — в 1917 году. Первое его стихотворение было напечатано в газете «Голос солдата». С этого времени революционный романтизм будет окрашивать его творчество.
    В 1920 году Светлов приехал из родного Екатеринославля в Москву как делегат 1-го съезда пролетарских писателей. В 1922 вместе с поэтом М. Голодным приезжает в Москву, литературная жизнь которой захватывает молодых поэтов.. В Москве он учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го МГУ, в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, где знакомится с Э. Багрицким, дружба с которым продолжалась долгие годы. Кроме лит.группы «Молодая гвардия, возникшей в 1922 году, Светлов входил в группу А.К.Вронского «Перевал». Один за другим выходят сборники поэта: «Стихи (1924), «Корни»(1925), «Ночные встречи» (1927), «Книга стихов» (1929), в которых центральное место занимает героика и романтика Гражданской войны. Но не столько тематика делала его поэзию популярной среди советской молодежи, сколько яркая образность («…больному паровозу / В депо починили лапу» («Рельсы); “Гильотины веселый нож / Ищет шею Антуанетты” (“Рабфаковке”)) и оригинальная ритмическая окраска стихов.
    В 1926 была написана знаменитая "Гренада", которую Маяковский читал наизусть на своих концертах. Известность поэту принесли также стихотворение «В разведке» (1927), лирическая поэма «Ночные встречи»(1925), посвященная памяти друга – поэта Н.Кузнецова, покончившего жизнь самоубийством.
    Стихотворения Светлова характеризуются отсутствием напряженного действия, песенностью, будничным проявлением героизма, наличием лирических отступлений. Светлов стремится примирить романтическое и прозаическое, героическое и непритязательно-бытовое. На таком взаимодействии контрастных начал основана, например, лирико-героическая баллада «Гренада», ключевыми образами которой являются две песни: «Яблочко» и «Гренада, Гренада, Гренада моя…». Первая песня, точнее – серия популярных в годы гражданской войны частушек, предстает, как своеобразная примета революции, а вторая – как знак романтической мечты о незнакомой стране.
    В поэзии Светлова 1930-х годов выделяется «Песня о Каховке» (1935), положенная на музыку И.Дунаевским и получившая широкую известность В середине 1930-х Светлов обращается к драматургии, пишет пьесы "Глубокая провинция" (1935), "Сказка" (1939), "Двадцать лет спустя" (1940), «Мыс желания» (1940). В послевоенные годы появляются пьесы «Бранденбурские ворота» (1946), «Чужое счастье (1953), «С новым счастьем» (1956), комедия по мотивам К.Гоцци «Любовь к трем апельсинам» (1964). Драматургии Светлова, как и его поэзии свойственно изображение повседневности в свете романтической мечты. В годы войны Светлов был корреспондентом газеты "Красная звезда" на Ленинградском фронте. Написал о героях-панфиловцах поэму 2Двадцать восемь» (1942), цикл «Из стихов о Лизе Чайкиной» (1942), ставшую хрестоматийной балладу «Итальянец» (1943).
    Среди московской интеллигенции Светлов славился своим едким остроумием. В буфете ЦДЛ собиралась публика специально послушать его остроты. Подчас в своих шутках Светлов был убийственно беспощаден. Очень показателен для понимания его характера следующий эпизод. В 1956 году Светлова вызвали на Лубянку, в МГБ. Пересматривали дело его знакомого, умершего в лагере. На вопрос следователя Светлов сказал, что знал погибшего как хорошего поэта и настоящего коммуниста.
    — Он был троцкистом, за это мы его и посадили. - заявил следователь.
    — Нет, - спокойно возразил Светлов. - Это я был троцкистом, а настоящим коммунистом был он.
    Следователь смутился, не нашелся, что ответить, и отпустил Светлова.
    В конце 1950-х гг. Светлов вновь на гребне славы. Он собирает огромные аудитории, читая стихи в Дворце спорта в Лужниках и Политехническом музее - вместе с молодыми и набирающими популярность Евтушенко и Вознесенским, Ахмадулиной и Рождественским. После значительного перерыва появился сборник стихов "Горизонт" (1959) и последняя книга поэта - "Охотничий домик" (1964). Незадолго до кончины он в шутку предлагал повесить на стене дома в Камергерском переулке мемориальную доску: «В этом доме жил, но не работал поэт Светлов»… 28 сентября 1964 года. М. Светлов скончался в Москве.*
*Использованы материалы кн.:
  • Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл.словарь: в 3-х т. Т.3., М. - 2005