Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Писатель находится в ситуации его эпохи: каждое слово имеет отзвук, каждое молчание – тоже.
Жан Поль Сартр
французский философ, романист, драматург, публицист и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1964 год

Юбилеи



17 июня исполняется 105 лет со дня рождения поэта Михаила Аркадьевича Светлова (1903 – 1964)
foto     Михаил Аркадьевич Светлов (Шейнсман) родился 4 июня 1903 года в Екатеринославле, в бедной еврейской семье. В 1914-1917 году учился в четырехклассном училище и одновременно служил «мальчиком» в фотографии и на товарной бирже.
    Он вошел в поэзию и революцию одновременно — в 1917 году. Первое его стихотворение было напечатано в газете «Голос солдата». С этого времени революционный романтизм будет окрашивать его творчество.
    В 1920 году Светлов приехал из родного Екатеринославля в Москву как делегат 1-го съезда пролетарских писателей. В 1922 вместе с поэтом М. Голодным приезжает в Москву, литературная жизнь которой захватывает молодых поэтов.. В Москве он учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го МГУ, в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, где знакомится с Э. Багрицким, дружба с которым продолжалась долгие годы. Кроме лит.группы «Молодая гвардия, возникшей в 1922 году, Светлов входил в группу А.К.Вронского «Перевал». Один за другим выходят сборники поэта: «Стихи (1924), «Корни»(1925), «Ночные встречи» (1927), «Книга стихов» (1929), в которых центральное место занимает героика и романтика Гражданской войны. Но не столько тематика делала его поэзию популярной среди советской молодежи, сколько яркая образность («…больному паровозу / В депо починили лапу» («Рельсы); “Гильотины веселый нож / Ищет шею Антуанетты” (“Рабфаковке”)) и оригинальная ритмическая окраска стихов.
    В 1926 была написана знаменитая "Гренада", которую Маяковский читал наизусть на своих концертах. Известность поэту принесли также стихотворение «В разведке» (1927), лирическая поэма «Ночные встречи»(1925), посвященная памяти друга – поэта Н.Кузнецова, покончившего жизнь самоубийством.
    Стихотворения Светлова характеризуются отсутствием напряженного действия, песенностью, будничным проявлением героизма, наличием лирических отступлений. Светлов стремится примирить романтическое и прозаическое, героическое и непритязательно-бытовое. На таком взаимодействии контрастных начал основана, например, лирико-героическая баллада «Гренада», ключевыми образами которой являются две песни: «Яблочко» и «Гренада, Гренада, Гренада моя…». Первая песня, точнее – серия популярных в годы гражданской войны частушек, предстает, как своеобразная примета революции, а вторая – как знак романтической мечты о незнакомой стране.
    В поэзии Светлова 1930-х годов выделяется «Песня о Каховке» (1935), положенная на музыку И.Дунаевским и получившая широкую известность В середине 1930-х Светлов обращается к драматургии, пишет пьесы "Глубокая провинция" (1935), "Сказка" (1939), "Двадцать лет спустя" (1940), «Мыс желания» (1940). В послевоенные годы появляются пьесы «Бранденбурские ворота» (1946), «Чужое счастье (1953), «С новым счастьем» (1956), комедия по мотивам К.Гоцци «Любовь к трем апельсинам» (1964). Драматургии Светлова, как и его поэзии свойственно изображение повседневности в свете романтической мечты. В годы войны Светлов был корреспондентом газеты "Красная звезда" на Ленинградском фронте. Написал о героях-панфиловцах поэму 2Двадцать восемь» (1942), цикл «Из стихов о Лизе Чайкиной» (1942), ставшую хрестоматийной балладу «Итальянец» (1943).
    Среди московской интеллигенции Светлов славился своим едким остроумием. В буфете ЦДЛ собиралась публика специально послушать его остроты. Подчас в своих шутках Светлов был убийственно беспощаден. Очень показателен для понимания его характера следующий эпизод. В 1956 году Светлова вызвали на Лубянку, в МГБ. Пересматривали дело его знакомого, умершего в лагере. На вопрос следователя Светлов сказал, что знал погибшего как хорошего поэта и настоящего коммуниста.
    — Он был троцкистом, за это мы его и посадили. - заявил следователь.
    — Нет, - спокойно возразил Светлов. - Это я был троцкистом, а настоящим коммунистом был он.
    Следователь смутился, не нашелся, что ответить, и отпустил Светлова.
    В конце 1950-х гг. Светлов вновь на гребне славы. Он собирает огромные аудитории, читая стихи в Дворце спорта в Лужниках и Политехническом музее - вместе с молодыми и набирающими популярность Евтушенко и Вознесенским, Ахмадулиной и Рождественским. После значительного перерыва появился сборник стихов "Горизонт" (1959) и последняя книга поэта - "Охотничий домик" (1964). Незадолго до кончины он в шутку предлагал повесить на стене дома в Камергерском переулке мемориальную доску: «В этом доме жил, но не работал поэт Светлов»… 28 сентября 1964 года. М. Светлов скончался в Москве.*
*Использованы материалы кн.:
  • Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл.словарь: в 3-х т. Т.3., М. - 2005