Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 17 июня
исполняется 105 лет со дня рождения поэта Михаила Аркадьевича Светлова (1903 –
1964)
Михаил Аркадьевич Светлов (Шейнсман) родился 4 июня
1903 года в Екатеринославле, в бедной еврейской семье. В 1914-1917 году учился
в четырехклассном училище и одновременно служил «мальчиком» в фотографии и на
товарной бирже.
Он вошел в поэзию и революцию одновременно — в 1917
году. Первое его стихотворение было напечатано в газете «Голос солдата». С
этого времени революционный романтизм будет окрашивать его творчество.
В 1920 году Светлов приехал из родного Екатеринославля
в Москву как делегат 1-го съезда пролетарских писателей. В 1922 вместе с поэтом
М. Голодным приезжает в Москву, литературная жизнь которой захватывает молодых
поэтов.. В Москве он учится на рабфаке, затем на литературном факультете 1-го
МГУ, в Высшем литературно-художественном институте им. В. Брюсова, где
знакомится с Э. Багрицким, дружба с которым продолжалась долгие годы. Кроме лит.группы
«Молодая гвардия, возникшей в 1922 году, Светлов входил в группу А.К.Вронского
«Перевал». Один за другим выходят сборники поэта: «Стихи (1924), «Корни»(1925),
«Ночные встречи» (1927), «Книга стихов» (1929), в которых центральное место
занимает героика и романтика Гражданской войны. Но не столько тематика делала
его поэзию популярной среди советской молодежи, сколько яркая образность
(«…больному паровозу / В депо починили лапу» («Рельсы); “Гильотины веселый нож
/ Ищет шею Антуанетты” (“Рабфаковке”)) и оригинальная ритмическая окраска
стихов.
В 1926 была написана знаменитая "Гренада",
которую Маяковский читал наизусть на своих концертах. Известность поэту
принесли также стихотворение «В разведке» (1927), лирическая поэма «Ночные
встречи»(1925), посвященная памяти друга – поэта Н.Кузнецова, покончившего
жизнь самоубийством.
Стихотворения Светлова характеризуются отсутствием
напряженного действия, песенностью, будничным проявлением героизма, наличием
лирических отступлений. Светлов стремится примирить романтическое и
прозаическое, героическое и непритязательно-бытовое. На таком взаимодействии
контрастных начал основана, например, лирико-героическая баллада «Гренада»,
ключевыми образами которой являются две песни: «Яблочко» и «Гренада, Гренада, Гренада
моя…». Первая песня, точнее – серия популярных в годы гражданской войны
частушек, предстает, как своеобразная примета революции, а вторая – как знак
романтической мечты о незнакомой стране.
В поэзии Светлова 1930-х годов выделяется «Песня о
Каховке» (1935), положенная на музыку И.Дунаевским и получившая широкую
известность В середине 1930-х Светлов обращается к драматургии, пишет пьесы
"Глубокая провинция" (1935), "Сказка" (1939),
"Двадцать лет спустя" (1940), «Мыс желания» (1940). В послевоенные годы
появляются пьесы «Бранденбурские ворота» (1946), «Чужое счастье (1953), «С
новым счастьем» (1956), комедия по мотивам К.Гоцци «Любовь к трем апельсинам»
(1964). Драматургии Светлова, как и его поэзии свойственно изображение
повседневности в свете романтической мечты. В годы войны Светлов был
корреспондентом газеты "Красная звезда" на Ленинградском фронте.
Написал о героях-панфиловцах поэму 2Двадцать восемь» (1942), цикл «Из стихов о
Лизе Чайкиной» (1942), ставшую хрестоматийной балладу «Итальянец» (1943).
Среди московской интеллигенции Светлов славился своим
едким остроумием. В буфете ЦДЛ собиралась публика специально послушать его
остроты. Подчас в своих шутках Светлов был убийственно беспощаден. Очень
показателен для понимания его характера следующий эпизод. В 1956 году Светлова
вызвали на Лубянку, в МГБ. Пересматривали дело его знакомого, умершего в
лагере. На вопрос следователя Светлов сказал, что знал погибшего как хорошего
поэта и настоящего коммуниста.
— Он был троцкистом, за это мы его и посадили. - заявил
следователь.
— Нет, - спокойно возразил Светлов. - Это я был
троцкистом, а настоящим коммунистом был он.
Следователь смутился, не нашелся, что ответить, и
отпустил Светлова.
В конце 1950-х гг. Светлов вновь на гребне славы. Он
собирает огромные аудитории, читая стихи в Дворце спорта в Лужниках и
Политехническом музее - вместе с молодыми и набирающими популярность Евтушенко
и Вознесенским, Ахмадулиной и Рождественским. После значительного перерыва
появился сборник стихов "Горизонт" (1959) и последняя книга поэта -
"Охотничий домик" (1964). Незадолго до кончины он в шутку предлагал
повесить на стене дома в Камергерском переулке мемориальную доску: «В этом доме
жил, но не работал поэт Светлов»… 28 сентября 1964 года. М. Светлов скончался в
Москве.*
*Использованы материалы кн.:
|