|
Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 28 ноября исполняется 145 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1880–1921)Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, чем слушанье стихов Блока.
И. Глебов
Представляем вашему вниманию фрагменты работы Игоря Глебова «Видение мира в духе музыки (Поэзия А. Блока)». Игорь Глебов - литературный псевдоним русского и советского музыковеда и композитора Бориса Асафьева (1884-1949). Статья, написанная им в 1922 году, вскоре после кончины поэта, представляет собой свод эскизных заметок, набросков и мыслей, рожденных «вслушиванием» музыканта в звучащие и звуковые образы стихов Александра Блока.
Игорь Глебов
(Б. В. Асафьев)
Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, чем слушание стихов Блока. Мир, им созданный, заполняет не столько пустоту беспредметности, сколько пустоту беззвучия и своим бытием отрицает мир вне музыки, мир в безмолвии. Мысль о всемогущем духе музыки упорно кидаемая Блоком, представляется неясной лишь до тех пор, пока не осознаешь ее через слышание (в слышании) в процессе познавания его творчества. Мне кажется, что сфера духа музыки — это сфера, в которой музыка профессиональная, обывательская, ученая, стихийно-природная и всякая иная лишь преходящие моменты бывания. Дух музыки — то неизвестное, благодаря чему мир небезмолвен. И даже не постичь мысли о возможном безмолвии мира, об абсолютной тишине. Дух музыки в эмоциональном аспекте — творческая воля, побуждающая одаренных ею людей создавать (вызывать и сопрягать) состояния звучаний и оформлять их, как свое мироздание. Сам Блок лучше и ярче всего (с моей точки зрения) выявил свое credo в духе музыки в статьях о Гоголе («Дитя Гоголя»), в «Интеллигенции и революции». «...Мы любили эти диссонансы, эти ревы, эти звоны, эти неожиданные переходы... в оркестре. Но если мы их действительно любили, а не только щекотали свои нервы в модном театральном зале после обеда,— мы должны слушать и любить те же звуки теперь, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что это — о том же, все о том же.
Музыка ведь не игрушка; а та бестия, которая полагала, что музыка — игрушка,— веди себя теперь как бестия: дрожи, пресмыкайся, береги свое добро!».
«Дело художника, обязанность художника — видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух».
«Любовь творит чудеса, музыка завораживает зверей. А вы (все мы) жили без музыки и без любви. Лучше уж молчать сейчас, если нет музыки, не слышать музыки. Ибо все, кроме музыки, все, что без музыки, всякая «сухая материя» — сейчас только разбудит и озлит зверя. До человека без музыки сейчас постучаться нельзя».
«А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу случаться духа музыки».
«Чем безлюдней, чем зеленее кладбище, тем громче песня соловья в березовых ветвях над могилами. Все кончается, только музыка не умирает. «Если же и музыка нас покинет, что будет тогда с нашим миром?» — спрашивал «украинский соловей» Гоголь. — Нет, музыка нас не покинет».
Эти последние слова написаны были Блоком еще в 1909 году. Пафос музыкального начала раскрывался поэту в ритмах разрушающих, завораживающих, в экстазе, в радении. В музыке, как таковой, его возбуждало непосредственное проявление дикой эмоциональной стихии и колдовского наваждения (т. е. заклинательной власти песенности). Его стихи моментами являют как бы одержимость звучанием. Конечно, в связи со всем этим немыслимо, вникая в песенный строй и ритмы его поэзии, принимать все звучащие миги, так или иначе связанные со звуковыми представлениями, за незвучащие (лишь абстрактно словесные), «читаемые» метафоры. Быть этого не может, чтобы поэт, так напряженно стремившийся к охвату в своем творчестве духа музыки, считавший даже темы своих романтико-политических статей музыкальными, не слышал бы сам своих слов в их звучащей сущности.
Когда он пытается определить, что такое Россия, он дает вполне современное определение музыки.
Вместо слов «Россия здесь — не государство, не национальное целое, не отечество, а некое соединение» и т. д. можно сказать: состояние музыкального звучания есть «некое соединение, постоянно меняющее свой внешний образ, текучее (как гераклитовский мир) и, однако, не изменяющееся в чем-то самом основном».
В дальнейшем я пытаюсь представить, хотя бы отчасти, из каких сочетаний и соотношений звучащих элементов создался тот сложный в совокупности своей музыкально-поэтический мир, который теперь, после смерти человека, создавшего его, есть некая художественная данность, в звучании постигаемая, ибо она в звучаниях оформлена. Музыка поэзии Блока, конечно, познается лишь в самом процессе слышания стихов его, и всякий анализ, как и всегда, не заменит целостного ощущения пребывания в духе музыки в моменты восприятия…
По изданию:
|