Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи


19 января исполняется 215 лет со дня рождения американского писателя Эдгара Аллана По (1809–1849)
К ночи крайняя чуткость моих нервов сказалась в другом, пустом и забавном явлении. Глупая повесть Эдгара По «House of Usher» нагнала на меня великий ужас, такой ужас, какого я давно не испытывал. Надо однако признаться, что талант этого писателя, при всей его узкости и уродливости, ― громаден.
Александр Дружинин. Дневник. 1845
Читатели поздно узнали Бориса Чичибабина. Он долго публиковался в самиздате, его имя было одним из символов неподкупности отечественной

Эдгар Аллан По (Рое) — поэт, прозаик, критик, редактор; «человек, плененный тайнами жизни» и «охваченный святой страстью понять душу свою» (М. Горький); один из первых профессиональных писателей США, живший исключительно литературным трудом.

Родился в семье актеров, в двухлетнем возрасте потерял роди¬телей и был отдан на воспитание богатому торговцу из Ричмонда Джону Аллану. Пребывание с Алланами в Англии привило ему любовь к английской поэзии и слову вообще. (Чарльз Диккенс впоследствии отозвался о писателе как единственном блюстителе «грамматической и идиоматической чистоты английского языка» в Америке.) Был послан в Виргинский университет,однако вскоре взят оттуда, так как понаделал «долгов чести»; занятия в военной академии Вест-Пойнт тоже ограничились полугодом. Несмотря на скудость формального образования, творчество По свидетельствует о широкой, хотя и беспорядочной начитанности. После конфликта с Алланом уезжает в Бостон, где на собственный счет издает анонимный сборник «Тамерлан и другие стихотворения бостонца» Два года По служит в артиллерийской части, потом, очевидно, живет у тетки, чья юная дочь Виргиния в 1836 г. стала его женой.

Начинается самостоятельная жизнь, полная лишений, изматывающей работы, честолюбивых планов. Балтимор, Ричмонд, Нью-Йорк, Филадельфия, снова Нью-Йорк. Вспыльчивый, неуживчивый, По не мог оставаться долго на одном месте, хотя имел немало доброжелателей Служил редактором в пяти журналах и печатался в тридцати, без оглядки ввязывался в литературные битвы и буквально нищенствовал в момент появления его самого большого издания,2-томника «Гротески и арабески» В 1845 г. публикует «Ворона» и недолго ходит в знаменитостях. После безвременной кончины Виргинии жизнь По являет собой печальное зрелище: вспыхивающие и угасающие надежды, кратковременные безумные увлечения, приступы алкоголизма, постоянные переезды, депрессия.

В угоду тогдашним вкусам По сочиняет рассказы, начиненные парапсихологией. («Чтобы быть замеченным, надо, чтобы вас читали».) Тончайший художник, страстный противник коммерческого «прогресса» и один из создателей того, что сейчас называют массовой культурой,— вот главный парадокс По — прозаика.

Зрелая лирика По почти целиком лежит в идеальной сфере. Главный ее опорный образ-понятие — dream, т. е. сновидение, гре¬за, мечта. Его стихи носят надчувственный характер, все в них окутано дымкой, воздушно, невесомо, бесплотно и почти не под-дается истолкованию — настолько в них доминирует настроение. Как писал в известном сонете К. Бальмонт:

В его глазах фиалкового цвета

Дремал в земном небесно-зоркий дух.

И так его был чуток острый слух,

Что слышал он передвиженье света.

Отворачиваясь от обыденного мира, поэт предпочитал создавать иную, поэтическую, т. е. прекрасную, реальность. Понимание недостаточности «чистого» воображения, перевес грубо¬материального в обществе, разочарования личного порядка и природная склонность к меланхолии — все это рождало трагически-скорбную примиренность с судьбой, едва ли не упоение мертвенным покоем и выливалось в сугубую сосредоточенность на звуковой организации стиха. Совершенное слияние мелодики и смысла создают, несмотря на отсутствие «сюжета», напряженную внутреннюю динамику в стихотворениях «Спящая», «Ворон», «Улалюм», «Эннабел Ли», «Колокола».

Как новеллист По всерьез заявил о себе рассказом «Рукопись, найденная в бутылке» В традиции необыкновенных морских путешествий, протянувшейся от Дж. Ф. Купера до Дж. Лондона, написан рассказ «Низвержение в Мальстрем» и единственная «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» К «морским» произведениям примыкают рассказы о приключениях на суше и в воздухе: «Дневник Джулиуса Родмена» — вымышленное описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, совершенного цивилизованными людьми, «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля», начатые в шутливо-сатирическом ключе и переходящие в документальный отчет о полете на Луну, «История с воздушным шаром» о совершенном якобы перелете через Атлантику.

«Сила подробностей» у По, отмеченная Ф.М. Достоевским, характерна для самой многочисленной группы новелл — «арабесок». Изображая различные экстремальные положения и выявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к таким областям человеческой психики, которые изучаются современной наукой, и тем раздвинул границы эмоционального и интеллектуального постижения мира.

Мировую известность принесла По новеллистическая трилогия: «Убийства на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо», объединенная фигурой гениального сыщика-любителя Огюста Дюпена.

Следуя романтическим концепциям искусства, По из всех духовных способностей первостепенное значение придавал художественному воображению, оставляя сердцу область страстей, а интеллекту — поиски истины. Однако воображение у него подчинено общему, восходящему к античности принципу — гармонии.

Освоение По в России началось еще при жизни писателя. Уже тогда глубоко проник в значение наследия американского романтика Александр Блок, заметивший, что его творчество «имеет... отношение к некоторым широким руслам литературы XIX века», назвав при этом имена Ж. Верна, О. Бердсли, Достоевского: «Произведения По созданы как будто в наше время...»


По книге:
  • Злобин Г. По Эдгар Аллан // Писатели США: краткая творческая биография / [составление и общая редакция Я. Н. Засурского и др. ]. - Москва : Радуга, 1990. – С. 358-362.