Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 19 января исполняется 215 лет со дня рождения американского писателя Эдгара Аллана По (1809–1849)
К ночи крайняя чуткость моих нервов сказалась в другом, пустом и забавном явлении. Глупая повесть Эдгара По «House of Usher» нагнала на меня великий ужас, такой ужас, какого я давно не испытывал. Надо однако признаться, что талант этого писателя, при всей его узкости и уродливости, ― громаден.
Александр Дружинин. Дневник. 1845
Читатели поздно узнали Бориса Чичибабина. Он долго публиковался в самиздате, его имя было одним из символов неподкупности отечественной
Эдгар Аллан По (Рое) — поэт, прозаик, критик, редактор; «человек, плененный тайнами жизни» и «охваченный святой страстью понять душу свою» (М. Горький); один из первых профессиональных писателей США, живший исключительно литературным трудом. Родился в семье актеров, в двухлетнем возрасте потерял роди¬телей и был отдан на воспитание богатому торговцу из Ричмонда Джону Аллану. Пребывание с Алланами в Англии привило ему любовь к английской поэзии и слову вообще. (Чарльз Диккенс впоследствии отозвался о писателе как единственном блюстителе «грамматической и идиоматической чистоты английского языка» в Америке.) Был послан в Виргинский университет,однако вскоре взят оттуда, так как понаделал «долгов чести»; занятия в военной академии Вест-Пойнт тоже ограничились полугодом. Несмотря на скудость формального образования, творчество По свидетельствует о широкой, хотя и беспорядочной начитанности. После конфликта с Алланом уезжает в Бостон, где на собственный счет издает анонимный сборник «Тамерлан и другие стихотворения бостонца» Два года По служит в артиллерийской части, потом, очевидно, живет у тетки, чья юная дочь Виргиния в 1836 г. стала его женой. Начинается самостоятельная жизнь, полная лишений, изматывающей работы, честолюбивых планов. Балтимор, Ричмонд, Нью-Йорк, Филадельфия, снова Нью-Йорк. Вспыльчивый, неуживчивый, По не мог оставаться долго на одном месте, хотя имел немало доброжелателей Служил редактором в пяти журналах и печатался в тридцати, без оглядки ввязывался в литературные битвы и буквально нищенствовал в момент появления его самого большого издания,2-томника «Гротески и арабески» В 1845 г. публикует «Ворона» и недолго ходит в знаменитостях. После безвременной кончины Виргинии жизнь По являет собой печальное зрелище: вспыхивающие и угасающие надежды, кратковременные безумные увлечения, приступы алкоголизма, постоянные переезды, депрессия. В угоду тогдашним вкусам По сочиняет рассказы, начиненные парапсихологией. («Чтобы быть замеченным, надо, чтобы вас читали».) Тончайший художник, страстный противник коммерческого «прогресса» и один из создателей того, что сейчас называют массовой культурой,— вот главный парадокс По — прозаика. Зрелая лирика По почти целиком лежит в идеальной сфере. Главный ее опорный образ-понятие — dream, т. е. сновидение, гре¬за, мечта. Его стихи носят надчувственный характер, все в них окутано дымкой, воздушно, невесомо, бесплотно и почти не под-дается истолкованию — настолько в них доминирует настроение. Как писал в известном сонете К. Бальмонт: В его глазах фиалкового цвета Дремал в земном небесно-зоркий дух. И так его был чуток острый слух, Что слышал он передвиженье света. Отворачиваясь от обыденного мира, поэт предпочитал создавать иную, поэтическую, т. е. прекрасную, реальность. Понимание недостаточности «чистого» воображения, перевес грубо¬материального в обществе, разочарования личного порядка и природная склонность к меланхолии — все это рождало трагически-скорбную примиренность с судьбой, едва ли не упоение мертвенным покоем и выливалось в сугубую сосредоточенность на звуковой организации стиха. Совершенное слияние мелодики и смысла создают, несмотря на отсутствие «сюжета», напряженную внутреннюю динамику в стихотворениях «Спящая», «Ворон», «Улалюм», «Эннабел Ли», «Колокола». Как новеллист По всерьез заявил о себе рассказом «Рукопись, найденная в бутылке» В традиции необыкновенных морских путешествий, протянувшейся от Дж. Ф. Купера до Дж. Лондона, написан рассказ «Низвержение в Мальстрем» и единственная «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» К «морским» произведениям примыкают рассказы о приключениях на суше и в воздухе: «Дневник Джулиуса Родмена» — вымышленное описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, совершенного цивилизованными людьми, «Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля», начатые в шутливо-сатирическом ключе и переходящие в документальный отчет о полете на Луну, «История с воздушным шаром» о совершенном якобы перелете через Атлантику. «Сила подробностей» у По, отмеченная Ф.М. Достоевским, характерна для самой многочисленной группы новелл — «арабесок». Изображая различные экстремальные положения и выявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к таким областям человеческой психики, которые изучаются современной наукой, и тем раздвинул границы эмоционального и интеллектуального постижения мира. Мировую известность принесла По новеллистическая трилогия: «Убийства на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо», объединенная фигурой гениального сыщика-любителя Огюста Дюпена. Следуя романтическим концепциям искусства, По из всех духовных способностей первостепенное значение придавал художественному воображению, оставляя сердцу область страстей, а интеллекту — поиски истины. Однако воображение у него подчинено общему, восходящему к античности принципу — гармонии. Освоение По в России началось еще при жизни писателя. Уже тогда глубоко проник в значение наследия американского романтика Александр Блок, заметивший, что его творчество «имеет... отношение к некоторым широким руслам литературы XIX века», назвав при этом имена Ж. Верна, О. Бердсли, Достоевского: «Произведения По созданы как будто в наше время...» По книге:
|