Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Стихи нельзя объяснить – только понять
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи


27 февраля исполняется 120 лет со дня рождения американского писателя Джона Эрнста Стейнбека (1902–1968),

Социализм никогда не пустит свои корни в Америке по причине того, что бедные видят себя тут не эксплуатируемым пролетариатом, а временно бедствующими миллионерами.

Джон Стейнбек

Джон Эрнст Стейнбек — американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях», «Зима тревоги нашей» и других; лауреат Нобелевской премии по литературе (1962). Предлагаем вашему вниманию фрагмент книги советского литературоведа и дипломата С. Батурина, освещающей процесс становления реализма в американской литературе. «Джон Стейнбек и традиции американской литературы».


С. Батурин

Давно канул в вечность тот январский день 1848 года, когда Джеймс У. Маршал нашел в Калифорнии золото. Но с этого дня вот уже почти полтораста лет Калифорния, словно магнит, притягивает к себе новых по¬селенцев. «Золотая лихорадка» быстро прошла, оставив на память о себе лишь неофициальное, но твердо укоре¬нившееся название Калифорнии, как «золотого штата», а поток иммигрантов с востока все не ослабевал. Теперь их влекли сюда благодатные климатические условия — плодородные долины и горные пастбища, песчаные океанские пляжи и тенистые леса. Обнаруженное в недрах калифорнийской земли «черное золото» — нефть также об¬ладала немалой притягательной силой для тех, кто жаждал быстро разбогатеть. Однако основная масса переселенцев занималась промысловым рыболовством и производством консервов, животноводством и выращиванием фруктов и овощей. Нехватка пресной воды стимулировала строительство дамб и резервуаров. Новые поселенцы в основном стремились осесть в долинах рек, на берегах озер.

Калифорния — штат природных и социальных контрастов. Здесь расположена так называемая Долина Смерти, одна из наиболее глубоких безводных впадин на земном шаре, и здесь же, в горах Сьерра-Невада, находится гора Уитни, одна из высочайших вершин страны. Роскошь и блеск голливудских особняков известны всему миру. Но не менее известна и нищета обитателей «консервных рядов», — улиц, на которых живут труженики многочисленных мелких фабрик и заводиков по перера¬ботке рыбы.

Крупные сельскохозяйственные фермы, огромные плантации винограда и фруктовых деревьев вот уже многие годы привлекают сюда десятки тысяч сезонных рабочих, надеющихся заработать лишний доллар и если уж не разбогатеть, тo хотя бы сколотить небольшой капиталец, чтобы можно было осесть на одном месте и при¬обрести свою собственную ферму или начать небольшое дело. Гонимые жестокой беспросветной нуждой, они бродят с места на место в тщетных потугах осуществить свою мечту. Но счастье улыбается лишь единицам, а подавляющее большинство сезонников тянет эту тяжелую и ненавистную им лямку до конца своей жизни. Время от времени невзгоды переполняют чашу их терпения, и т0Гда штат сотрясают крупные забастовки и рабочие волнения.

Калифорния дала Америке не только золото и нефть, не только апельсины и вино, но и целую литературу, создатели которой так или иначе отразили в своем творчестве противоречивую калифорнийскую действительность. В середине прошлого века в Сан-Франциско издавался влиятельный литературный ежемесячник «Оверленд Мансли», первым редактором которого был певец Ревущего Стана Френсис Брет Гарт. Сан-францискская ежедневная газета «Альта Калифорния» отправила своим корреспондентом в путешествие на пароходе «Квакер-Сити» местного журналиста Марка Твена и опубликовала на своих страницах пятьдесят три его репортажа, со¬ставивших книгу очерков «Простаки за границей», принесшую славу ее автору. В середине прошлого века в «Оверленд Мансли» печатались лучшие рассказы Брета Гарта, описывающего времена «золотой лихорадки» и жизнь местных золотоискателей, стихи и поэмы Жоакина Миллера, Ины Кулбрит, Чарльза Уоррена Стоддарда, серьезные экономические статьи Генри Джорджа, репортажи и зарисовки Прентиса Малфорда. Со страниц журнала Амброз Бирс зло высмеивал порядки, царящие в «исправительной колонии нравов», как он называл Сан-Франциско того периода.

Менялись времена, менялись люди, претерпевала изменения и Калифорния. И уже другие писатели пристально вглядывались в ее действительность, пытливо изучали ее прошлое и по-новому отображали их в своих книгах.

Ратовал за сохранение уникальной калифорнийской природы в своих дневниках и рассказах Джон Мюир; разоблачал разрушительную силу «спрута» калифорнийской монополии Фрэнк Норрис; воспевал романтику тихоокеанских просторов Джек Лондон; создавал очерки

общественных нравов своей страны Линкольн Стеффене; восхищался Сан-Франциско, этим «прохладным серым городом любви», Джордж Стирлинг; возмущался пустотой голливудского общества Теодор Драйзер.

С Калифорнией тесно связаны жизнь и творчество Джона Стейнбека, одного из крупнейших американских писателей XX века, создателя известного во всем мире романа «Гроздья гнева», автора других интересных романов и повестей, человека сложного и противоречивого. Его путь в литературе, как и его жизненный путь, был извилистым и тяжелым; он отражал и противоречия его времени, и самобытность нелегкого характера писателя, и его увлечение английским средневековым романом, его любовь к морю, личную непритязательность, стремление к независимости и известную отчужденность. В его творчестве калифорнийская действительность отражена во всей своей контрастности, он был ее выразителем, ее певцом, ее летописцем. Он писал о простых людях, о тружениках и люмпен-пролетариях, о мужчинах и женщинах из народа, о тех, кто создавал благополучие Калифорнии, но чье личное благополучие при этом не улучшалось ни на йоту. Среди его героев есть добряки и изверги, смельчаки и трусы, умницы и дураки — и каждый из них выписан с той скрупулезной тщательностью, которая отличает истинного художника.

Стейнбек не сразу стал художником с большой буквы, мастерство приходило к нему вместе с проникновением в жизнь, в ходе титанического труда, в итоге борьбы с самим собой, в результате постижения сложных противоречий капиталистической действительности. От первой книги писателя «Чаша с золотом» до десятой — романа «Гроздья гнева» — дистанция поистине космическая, и чтобы понять, как сумел Стейнбек преодолеть этот необозримый путь, нужно шаг за шагом пройти по нему вслед за писателем, внимательно изучая те вехи, которыми служат для нас его книги.


По книге:
  • Батурин С. С. Джон Стейнбек и традиции американской литературы / С. С. Батурин. - Москва : Художественная литература, 1984. - 349, [2] с.