Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи


22 октября исполняется 135 лет со дня рождения поэта Николая Алексеевича Клюева (1884-1937)
Чувствую, что я, как баржа пшеничная, нагружен народным словесным бисером. И тяжко мне подчас. Распирает певческий груз мои обочины, и плыву я, как баржа по русскому Ефрату-Волге в море Хвалынское, в персидское царство, в бирюзовый камень. Судьба моя - стать столпом в храме Бога моего и уже не выйти из него, пока не исполнится все
Почувствовать, обернуться березкой радостно и приятно, а вот с моими чудовищами, как сладить? Жуть берет, рожаешь их и старишься не по дням, а по часам…
Николай Клюев
Знаменитый поэт Серебряного века, создатель оригинальной мифопоэтической системы Николай Клюев провозглашал и чувствовал себя носителем потаенного знания о крестьянской, «истинной поддонной Руси». Своими главными произведениями, для которых он родился, Николай Клюев считал поэмы «Погорельщина» и «Песнь о Великой Матери» (не законченную им), в которых воссоздан образ гибнущей в муках крестьянской России: «Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей или неволей связует две эпохи: озарённую смолистыми кострами и запалами самосожжений эпоху царя Фёдора Алексеевича и нашу, такую юную и потому многого не знающую...»
Из книги историка литературы К. Азадовского «Николай Клюев»:
«Биография Клюева намеренно затемнена... самим поэтом, строившим о себе некий миф, творившим легенды о своей жизни. Древность старообрядческого рода, к которому якобы принадлежал Клюев, его участие в хлыстовском «корабле», его пребывание в юности на Соловках, скитания по России и Востоку – все эти сведения, прочно вошедшие в литературу о Клюеве, известны лишь с его собственных слов. Многозначительные цветистые иносказания, к которым обыкновенно прибегал поэт, «припоминая» о своем прошлом, лишь усугубляют, усиливают неопределенность. «Жизнь моя – тропа Батыева, – говорится в одной из его «автобиографий». – От Соловков до голубиных китайских гор пролегла она: много на ней слез и тайн запечатленных...» Сохранившиеся документальные свидетельства (на них прежде всего опирается эта книга) убеждают нас в том, что «автобиографические» фрагменты Клюева – это скорее художественное, нежели реальное, жизнеописание, своего рода апокрифы, целенаправленно созидаемый образ...»
«Клюев не был носителем пресловутой «народной души», якобы выплеснувшейся в его «песнях». Напротив: как и многие его современники, он сам пытался уловить, угадать эту «душу» и придать ей определенные очертания. В равной степени Клюев не был и ревнителем «древлего благочестия». «Благочестие», «фольклор», «народная душа» — все это рождалось из-под его пера, и притом в приукрашенном, эстетизированном виде. То же можно сказать и про «потаенное народное слово» (крестьянское, областное, сектантское и т. д.), которое настойчиво искал и к которому обращался Клюев, желая усилить многозначительность, загадочность своей поэтической речи: «потаенное слово» происходило у него чаще от опосредованного, нежели от непосредственного знания. «Русскость» Клюева во многом книжного происхождения. Да и писал он отнюдь не «для народа», а для современного, весьма рафинированного, «интеллигентного» читателя. Свое «народное» искусство Клюев соотносил с художественным вкусом не жнецов и пахарей, а близких ему по своей «эстетике» литературных групп. Воспроизводя дух далекой эпохи, «аромат столетий», Клюев стремился приспособить его к культурным запросам своего времени (что, вообще говоря, закономерно для любой литературной стилизации, в том числе и фольклорной). Не случайно Клюев сам сравнил себя однажды с автором «Гайаваты»: «Я — олонецкий Лонгфелло» (2, 2, 215). Точное и выразительное сопоставление!»
Своими главными произведениями, для которых он родился, Николай Клюев считал поэмы «Погорельщина» и «Песнь о Великой Матери» (не законченную им), в которых воссоздан образ гибнущей в муках крестьянской России: «Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей или неволей связует две эпохи: озарённую смолистыми кострами и запалами самосожжений эпоху царя Фёдора Алексеевича и нашу, такую юную и потому многого не знающую...»

НИКОЛАЙ КЛЮЕВ
***
Где ангелы пятой мнут плоти виноград,
Где площадь – небеса, созвездия – базар,
И Вечность сторожит диковинный товар:
Могущество, Любовь и Зеркало веков,
В чьи глуби смотрит Бог, как рыбарь на улов!
О скопчество – страна, где бурый колчедан
Буравит ливней клюв, сквозь хмару и туман,
Где дятел-Маята долбит народов ствол
И Оспа с Колтуном навастривают кол,
Чтобы вонзить его в богоневестный зад
Вселенной матери и чаше всех услад!
О скопчество – арап на пламенном коне,
Гадательный узор о незакатном дне,
Когда безудный муж, как отблеск Маргарит,
Стокрылых сыновей и ангелов родит!
Когда колдунью-Страсть с владыкою-Блудом
Мы в воз потерь и бед одрами запряжем,
Чтоб время-ломовик об них сломало кнут.
Пусть критики меня невеждой назовут.
ИЗ ПОЭМЫ "ПОГОРЕЛЬЩИНА"
…Так погибал Великий Сиг,
Заставкою из древних книг,
Где Стратилатом на коне
Душа России, вся в огне,
Летит ко граду, чьи врата
Под знаком чаши и креста!
Иная видится заставка:
В светёлке девушка-чернавка
Змею под створчатым окном
Своим питает молоком —
Горыныч с запада ползёт
По горбылям железных вод!
И третья восстает малюнка:
Меж колок золотая струнка,
В лазури солнце и луна
Внимают, как поет струна.
Меж ними костромской мужик
Дивится на звериный лик, —
Им, как усладой, манит бес
Митяя в непролазный лес!
Так погибал великий Сиг,
Сдирая чешую и плавни...
Год девятнадцатый, недавний,
Но горше каторжных вериг!
Ах, пусть полголовы обрито,
Прикован к тачке рыбогон,
Лишь только бы, шелками шиты,
Дремали сосны у окон!..

По книге:
  • Азадовский Константин Маркович. Николай Клюев. Путь поэта - Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1990.
  • Клюев Николай Алексеевич. Избранное. - Санкт-Петербург : Диамант, 1998. - (Библиотека поэзии).