Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи


15 июля исполняется 100 лет со дня рождения английской писательницы Айрис Мёрдок (1919 — 1999)
Искусство должно утешать человека мифами и сказками, даже если эти сказки философские. Мы отнюдь не свободные личности, повелевающие тем, что видим вокруг себя. Мы путники, застигнутые ночью врасплох, охваченные ужасом бытия.
А. Мёрдок
Английская писательница и философ, представительница литературы постмодернизма, лауреат Букеровской премии, дама-командор Ордена Британской империи Джин Айрис Мёрдок входит в число величайших британских писателей ХХ века. Она создала 26 романов, множество философских и драматических произведений.
Роман Мердок «Черный принц» внесен в университетскую программу почти всех литературных вузов мира. О ее жизни написано несколько книг и снят художественный фильм «Айрис».
Предлагаем вам перелистать страницы книги Валентины Ивашевой «Судьбы английских писателей», посвященные Айрис Мёрдок:
«…спрашиваю Айрис о том, сознательно ли она прибегает к приемам готики, которые бросаются в глаза внимательному читателю большинства ее книг.
Сама того не подозревая, я выпустила духов, запертых в волшебном ящике Пандоры, заговорив о воздействии «черного» романа. «Ну, разумеется, вы правы! — внезапно оживившись, воскликнула Айрис.— Техника и образы «черного» романа помогают мне показать господство в мире зла и насилия.— И, помолчав с минуту и как бы сосредоточившись в себе, прибавила: — Я писала бы как Достоевский, если бы могла...
Итак, «готический» роман... Айрис начинает говорить, насколько позволяет оставшееся ей время, говорить о том, как важно ей найти подходящую форму для выражения одолевающих ее мыслей. Зло, царящее в современном мире... Зло, присущее миру «извечно». Насилие, несправедливость, жестокость, которые мы видим кругом... Аналогичные рассуждения я уже слышала от Голдинга. Но как преодолеть злые силы? Как с ними бороться человеку, затерянному в мировом хаосе (в мире абсурда, сказали бы учителя Мердок — экзистенциалисты), пишущему о загадке человеческого существования романисту?
…«Жизнь это задача со многими решениями, и каждое из них правильное». И все же побеждает обычно зло, торжествуют «демоны».
Когда Мердок опровергает мое убеждение в том, что экзистенциализм далеко не изжит ею, в моей памяти проплывают образы из романов, написанных ею до этой первой встречи...
Владелец большой издательской фирмы, равнодушный ко всему, кроме рыб, медленно плавающих в огромном аквариуме его необычно обставленного лондонского дома, и самоубийство портнихи Нины, живущей его редкими и невеселыми посещениями; два брата, назначающие любовное свидание одной и той же женщине в тесной комнате, где лежит их парализованная старая мать; пожилая, притом грузная и безобразная женщина-ученый, необъяснимо влекущая к себе изящного психоаналитика и донжуана, притом собственного брата; молодая женщина (ангел или демон? она покушалась на жизнь своего мужа), запертая в своем собственном доме-замке, стоящем высоко на скалистом берегу моря.. Сегодня я бы прибавила к этим образам еще один из не написанной еще в то время книги «Пора ангелов» — священник, потерявший веру в бога и терзаемый демонами, населяющими мир, и болезненная девушка с причудливыми мечтами, ставшая предметом необузданной страсти этого священника — ее родного отца...»
Откуда же вся эта «нагрузка» в ее романах?
..Она родилась вскоре после окончания первой мировой войны (в 1919 году). Родители — англо-ирландцы, коренные жители Дублина — были интеллигентными, просвещенными людьми. И все же, хотя детство Айрис проходило больше в Лондоне и Бристоле, чем в Дублине, ирландские связи ее никогда не порывались.
Учась в английской школе (в Бедмингтоне, в Бристоле, потом в Сомервилле) и в английском университете (Оксфорде), Мердок все праздники и каникулы проводила в Дублине и Белфасте. И до сих пор писательница любит природу Ирландии, ее фольклор, ее народные песни. Впрочем, англо-ирландка по происхождению и темпераменту, Айрис в одном мало походит на большинство ирландцев: ее растили не в католических, а в пуританских традициях...
Она, видимо, рано начала ощущать противоречивые чувства, рано оказалась разорванной между Ирландией католических традиций и языческих преданий и Ирландией ее пуританской семьи — строгой и законопослушной. В марте 1969 года Айрис мне написала: «Если Вы ощущаете в моих книгах пессимизм или мотивы пессимизма, то они у меня не столько от экзистенциализма, сколько от христианства: пуританское мировосприятие ведь предельно пессимистично!»
… Эстетическая программа Мердок, сформулированная ею в 1966 году, заслуживает пристального внимания.
«Иногда говорят, что художник обязан сделать выбор, решая, служить ли ему своему обществу или своему искусству,— начиналось это письмо-программа.— Подобная дилемма мне кажется надуманной и ложной. Художник не может не служить своему обществу, если он хороший художник, но служить ему как следует он сможет лишь в том случае, если искусство у него стоит на первом месте.
Как это следует делать, как писателю определить, какие книги он может лучше всего создавать,— это может решить только сам автор. Силы, движущие художником и вызывающие к жизни его книги, часто таятся глубоко во внутреннем мире личности писателя, и их нелегко понять. Искусство до известной степени отражение тех глубоких внутренних конфликтов, которые раздирают самого пишущего. Быть может, самая трудная задача его — добиться в своем творчестве внутренней гармонии этих глубоко личных мотивов и объективных тенденций. Самая страшная опасность для искусства — собственная фантазия пишущего. Она всегда эгоистична».
Читая эти первые абзацы программы Мердок, я не верила своим глазам. Неужели они были написаны автором романов-фантасмагорий — «Отрубленная голова» или «Итальянка»? То, что следовало далее, могло удивить еще больше. «Правдивость и честность — важнейшие условия художественной силы произведения,— писала Айрис.— Подлинное искусство — преодоление личного и индивидуального в том смысле, что должно быть «подражанием природе».

По книге:
  • Ивашева Валентина Васильевна. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня. - Москва: Советский писатель, 1989.