Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Стихи рождаются от отчаяния перед бессилием слова, чтобы в конце концов склониться перед всесильем безмолвия
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи


17 августа исполняется 120 лет со дня рождения поэта Николая Макаровича Олейникова (1898-1937)
Кондуктор чисел, дружбы злой насмешник,
О чем задумался? Иль вновь порочишь мир?
Гомер тебе пошляк, и Гёте — глупый грешник,
Тобой осмеян Дант,— лишь Бунин твой кумир.
Твой стих порой смешит, порой тревожит чувство,
Порой печалит слух иль вовсе не смешит,
Он даже злит порой, и мало в нем искусства,
И в бездну мелких дум он сверзиться спешит.
Постой! Вернись назад! Куда холодной думой
Летишь, забыв закон видений встречных толп?
Кого дорогой в грудь пронзил стрелой угрюмой?
Кто враг тебе? Кто друг? И где твой смертный столб?
Даниил Хармс, 23 января 1935г.
Николай Макарович Олейников — русский советский писатель, поэт, сценарист. Псевдонимы — Макар Свирепый, Николай Макаров, Сергей Кравцов, Н. Техноруков, Мавзолеев-Каменский и Пётр Близорукий.
«Он был сыном богатого казака, державшего в станице кабак, и ненавидел своего отца... Все его взгляды, вкусы, пристрастия вы¬росли в нем из ненависти к окружавшему его в детстве быту,— свидетельствует Н. Чуковский.— Родня его сочувствовала белым, а он стал яростным большевиком, вступил сначала в комсомол, потом в партию. Одностаничники избили его за это шомполами на площа¬ди,— однажды он снял рубаху и показал мне свою красную спину, покрытую жутким переплетением заживших рубцов».
Окончив 4-классное Донецкое окружное училище и продолжив образование в Каменской учительской семинарии, Олейников стал красногвардейцем, дважды подвергся аресту белоказаками. Бежал. В начале 1920 был включен в состав редколлегии газеты «Красный казак». В 1921 поступил в педагогический техникум Ростова, но вскоре переехал в г. Бахмут (ныне — Артемовск) и организовал там издание литературно-художественного журнала «Забой». В1925 О. был направлен на работу в газету «Ленинградская правда». Н. Чуковский рассказывал: «Он показал мне официальную справку, с которой приехал в Петроград. Справка эта, выданная его родным сельсоветом, гласила: „Сим удостоверяется, что гр. Олейников Николай Макарович действительно красивый. Дана для поступления в Академию художеств". Печать и подпись. Олейников вытребовал эту справку в сельсовете, уверив председателя, что в Академию художеств принимают только красивых».
Страсть к розыгрышам, мистификациям помогла найти Олейникову должное место в литературе. Он стал сотрудничать в журнале «Новый Робинзон». Его редакция вскоре была преобразована в Дет¬ский отдел Госиздата, где наряду с С. Маршаком Олейников занял одно из ведущих мест. В это время он проявил себя как писатель, создавший новый жанр — публицистика для детей. На страницах журналов «Еж» и «Чиж» воображением Олейникова был создан яркий образ путешественника и изобретателя Макара Свирепого, от лица которого писатель стал рассказывать о географии, физике, биологии, истории. Олейников выпустил несколько десятков книг для детей.
Если Олейников-прозаик стал известен широкому читателю при жизни, то иная судьба сложилась у Олейникова-поэта. Стихи он писал сызмальства, но напечатанными увидел лишь три стихотворения. Одна из причин в том, что стихи Олейникова принципиально не предназначались для печати. Имевшие большой успех в кругу друзей и сотрудников, на первый взгляд они производили впечатление осторумных, но легковесных экспромтов «на случай» — на бытовые и даже альковные темы. И только в общем контексте стихового творчества Олейникова раскрывается его подлинный смысл, вт. ч. и историко-литературный. Еще в 1933 Л. Я. Гинзбург занесла в свой дневник: «Олейников продолжает традицию, в силу которой юмористы подвержены мрачности или меланхолии (Свифт, Гоголь, Салты¬ков, Зощенко)». Олейинкова провозгласили продолжателем традиций Козьмы Пруткова (он называл себя его внуком), И. Мятлева, поэтов «Искры» и «Сатирикона». Наиболее же близкий ему айтор — капитан Лебядкин из романа Достоевского «Бесы», чьи стихи неожиданно обрели популярность в литературной среде 1920-х. «Ахматова говорит,— вспоминала Л. Гинзбург,— что Олейников пишет, как капитан Лебядкин, который, впрочем, писал превосходные стихи».
В литературоведении Олейинкова постоянно относят к обэриутам: хотя в их объединение он не входил (мешала партийность), по духу творчества он был им близок. Несомненно его постоянное участие в кружке «чинарей», где поднимались серьезные философские проблемы…
После ареста 3 июля 1937 Олейникова, еретика в клане большевиков, ждало одно — расстрел.

Николай Олейников
Таракан
Таракан попался в стакан...
Достоевский
Таракан сидит в стакане.
Ножку рыжую сосет.
Он попался. Он в капкане
И теперь он казни ждет.
Он печальными глазами
На диван бросает взгляд,
Где с ножами, с топорами
Вивисекторы сидят.
У стола лекпом хлопочет,
Инструменты протирая,
И под нос себе бормочет
Песню "Тройка удалая".
Трудно думать обезьяне,
Мыслей нет — она поет.
Таракан сидит в стакане,
Ножку рыжую сосет.
Таракан к стеклу прижался
И глядит, едва дыша...
Он бы смерти не боялся,
Если б знал, что есть душа.
Но наука доказала,
Что душа не существует,
Что печенка, кости, сало —
Вот что душу образует.
Есть всего лишь сочлененья,
А потом соединенья.
Против выводов науки
Невозможно устоять
Таракан, сжимая руки,
Приготовился страдать.
Вот палач к нему подходит,
И, ощупав ему грудь,
Он под ребрами находит
То, что следует проткнуть.
И, проткнувши, на бок валит
Таракана, как свинью,
Громко ржет и зубы скалит,
Уподобленный коню.
И тогда к нему толпою
Вивисекторы спешат,
Кто щипцами, кто рукою
Таракана потрошат.
Сто четыре инструмента
Рвут на части пациента.
От увечий и от ран
Помирает таракан.
Он внезапно холодеет,
Его веки не дрожат,
Тут опомнились злодеи
И попятились назад.
Все в прошедшем — боль, невзгоды.
Нету больше ничего.
И подпочвенные воды
Вытекают из него.
Там, в щели большого шкапа,
Всеми кинутый, один,
Сын лепечет: "Папа, папа!"
Бедный сын!
Но отец его не слышит,
Потому что он не дышит.
И стоит над ним лохматый
Вивисектор удалой,
Безобразный, волосатый,
Со щипцами и пилой.
Ты, подлец, носящий брюки,
Знай, что мертвый таракан —
Это мученик науки,
А не просто таракан.
Сторож грубою рукою
Из окна его швырнет,
И во двор вниз головою
Наш голубчик упадет.
На затоптанной дорожке
Возле самого крыльца
Будет он, задравши ножки,
Ждать печального конца.
Его косточки сухие
Будет дождик поливать,
Его глазки голубые
Будет курица клевать.
1934

По книгам:
  • Русская литература XX века: прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Т. 2.
  • «...Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, документах и исследованиях. - Москва: Академическая, 1998. - (Русская потаенная литература). - Т. 2.