Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 10 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860)
...Братья Киреевские, Самарин, а в особенности «Белинский славянофильства» — Константин Аксаков — всё это были истинные рыцари духа, благороднейшие идеалисты, в уважении к которым сходились люди всех направлений.
С. А. Венгеров
Интереснейшим явлением русской культуры XIX в. является семейство Аксаковых, внесшее значительный вклад в развитие не только отечественной литературы, но и философии, истории, публицистики. Помимо замечательного писателя, классика русской реалистической прозы С. Т. Аксакова, эта семья дала России еще двух выдающихся деятелей литературы и общественной жизни — сыновья писателя Константин Сергеевич и Иван Сергеевич стали одними из главных представителей важнейшего литературного течения, получившего название славянофильства Ярким дополнением к творческому наследию Аксаковых является «Дневник» дочери писателя Веры Сергеевны — ценнейший литературный памятник, в котором богатая духовная жизнь семьи изображена на фоне эпохальных социально-политических событий.
Дом Аксаковых широко известен как крупный духовный центр, с которым были связаны многие примечательные страницы в истории русской литературы XIX в. Аксаковым удалось создать в своей очень большой семье гармоничную, доброжелательную атмосферу, способствовавшую раскрытию в детях их лучших природных задатков. Семейный лад благотворно сказывался на воспитании детей, которые чувствовали себя равноправными членами семьи и росли вместе с родителями в обстановке непринужденности и внутренней свободы, живя общими со всеми интересами. Старших и младших в семье Аксаковых объединяла глубокая нравственная связь, редкое согласие вкусов, сердечная взаимность, и эти отношения сохранились и в дальнейшем, когда дети уже выросли. Сам Сергей Тимофеевич обычно подписывал свои письма к детям: «Твой друг и отец» — он на самом деле был каждому из них не только отцом, но и другом. В семье царила исключительная любящая привязанность друг к другу, но все особенно боготворили отца, ласково называя его «отесинька». В семейных устоях Аксаковых было что-то от традиций патриархальной помещичьей семьи, перенесенных в городской жизненный уклад.
Творческая деятельность всех представителей семьи Аксаковых, которая жила общими заботами как единое целое, не только тесно взаимосвязана, но и является одним из важнейших связующих звеньев всей русской культуры XIX в., придающих ей целостный характер и рельефно отражающих ее преемственность, главные духовные конфликты, творческие процессы и жизненные проблемы.
Константин Сергеевич Аксаков был одним из главных представителей так называемого раннего славянофильства, которое сыграло важную роль в духовной жизни России. Константин Аксаков выступал в печати как поэт, драматург, критик, языковед и историк, но прежде всего он во всем был проповедником и полемистом. Не случайно историк Венгеров назвал свой большой очерк о Константине Аксакове «Передовой боец славянофильства», а современный американский исследователь Е. Хмелевский монографию о нем — «Трибун славянофильства». Теоретический максимализм Аксакова не позволил ему стать выдающимся художником слова, однако его горячая убежденность, высокие нравственные качества, готовность к самопожертвованию в борьбе за свои убеждения, соответствие слова и дела обеспечили ему видную роль в истории отечественной духовной культуры.
Литература, посвященная Аксакову как представителю славянофильства, довольно велика. Но ею собственные сочинения по разным причинам, чаще всего из-за цензурных запретов, как правило, несвоевременно доходили до читателя, а некоторые не опубликованы до сих пор.
Основная часть творческого наследия Константина Аксакова посвящена разъяснению и пропаганде славянофильского учения. Если Иван Киреевский занимался преимущественно философским обоснованием славянофильства, его брат Петр — собиранием народных песен, а Хомяков — главным образом богословием, то Аксакову принадлежит историческое доказательство главной мысли славянофильства — идеи самобытности России и непохожести ее исторического пути на опыт европейских стран. По мнению Аксакова, подробно выраженному в полемических статьях по поводу выходивших тогда томов «Истории России» С. М. Соловьева и в других работах, в основе жизненного уклада русского народа лежит не родовой быт, как утверждает Соловьев и как это было у западных народов, а община. Община, по его мнению, опирается не на внешний, принудительный закон, а на внутреннее согласие, на общие нравственные убеждения. Нравственную опору, на которой строится вся жизнь русского народа, общинный славянский быт получил в православии. Название «святая Русь», считает Аксаков, отражает религиозную сущность уклада русской жизни. Увлекающийся Аксаков доходит иногда и до утверждения «богоизбранности» русского православного народа — единственного из народов, имеющего христианскую историю.
Твои уста, твой взор молили,
Чтоб я тебя не покидал;
Младые очи слезы лили,
И голос, плача, замирал;
Просила ты хотя участья;
Ты клятвы вспоминала мне,
Пору безумия и счастья;
Ты бредила о прежнем сне.
Но я, с улыбкой горделивой,
Сказал: "Оставь свои мечты!
Носи оковы терпеливо,
Коль их разбить не хочешь ты.
Страдай, сама виной страданий;
Мечтай, коль не устала ты
От вечный грез и упований;
Влачи всю жизнь рабой мечты.
Плачь над развалинами счастья,
Встречай в стенании зарю!
Безумью жалкому - участья
Я никогда не подарю.
А я, смотри, как птица волен;
Не зная мнения препон,
Всегда свободен и доволен,
Всегда я сам себе закон.
Одето сердце будто сталью.
Оставь мольбы свои, пусти!
Смеюсь я над твоей печалью,
С улыбкой говорю: прости!"
По книге:
|