Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – разбуженное время
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи



14 августа исполняется 155 лет со дня рождения писателя, поэта, литературного критика Дмитрия Сергеевича Мережковского (1866-1941)
Не бойтесь никаких соблазнов, никаких искушений, никакой свободы, не только внешней, общественной, но и внутренней, личной, потому что без второй невозможна и первая. Однако бойтесь — рабства и худшего из всех рабств — мещанства и худшего из всех мещанств — хамства, ибо воцарившийся раб и есть хам, а воцарившийся хам и есть черт — уже не старый фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют,— грядущий князь мира сего, Грядущий Хам.
Д. Мережковский
Личность и творчество Дмитрия Сергеевича Мережковского, его роль в литературном процессе и истории России весьма противоречивы. Некоторые считают, что, Мережковский серьезно недооценен современниками и потомками. Например, Дмитрий Быков в лекции по русской литературе называет Мережковского пророком и излагает свое отношение к писателю так: «Мережковский был гений, крупнейший, по-моему, писатель и мыслитель своей эпохи – крупней и значительней Горького, Розанова, Флоренского, Белого, Вячеслава Иванова, – и недаром Нобелевский комитет рассматривал его как основного конкурента Бунина. Однако в сегодняшней России Мережковский мало кого занимает, и время его придет не скоро. В том, что придет, – сомневаться нельзя... Мысль Мережковского – школа свободы, праздник ясного и сильного разума. В нынешней нашей тьме этот светоч сияет куда ярче, чем сто лет назад. Неясно только – это мысли его приобрели дополнительную глубину, многократно подтвердившись, или русская тьма стала гуще».
Во вступительной статье к посвященной Дмитрию Мережковскому антологии серии «Русский путь» А. Н. Николюкин рассказывает: «Существуют писатели, которые постигаются в процессе «отторжения» общественным мнением, критикой. Таковы маркиз де Сад во Франции, Ницше в Германии, Генри Миллер в Америке. У нас долгие десятилетия таковым оставался Дмитрий Сергеевич Мережковский. У современников, как до революции, так и в эмиграции, он получал по большей части весьма критические оценки, хотя его эрудиция и ученость признавалась всеми.
А. П. Чехов, предложивший кандидатуру Д. С. Мережковского в почетные академики на 1902 год, писал ранее о лекции Мережковского, сделавшей его имя широко известным в литературных кругах: «В публичной лекции Мережковского, если судить о ней по печатным отзывам, немало правды и хороших мыслей. Но она не политична, или, вернее, не этична. В каждом обществе, будь то народность, секта, сословие или просто круг людей, связанных одной общей профессией, непременно существует этика отношений, не допускающая, между прочим, чтобы дурно отзывались о своих в присутствии чужих, если нет к тому достаточно сильных поводов вроде уголовщины... Мережковский огулом, без достаточных к тому поводов дурно отзывался о своих в присутствии чужих... Дома у себя, т. е. в журнале или в литературном обществе, бранись и бей себя по персям сколько хочешь, но на улице будь выше улицы и не жалуйся барышням, полицейским, студентам, купцам и всем прочим особам, составляющим публику. Как бы низко ни пала литература, а публика все-таки ниже ее. Стало быть, если литература провинилась и подлежит суду, то уж тут публика все, что угодно, но только не судья» *.
Александр Блок, читая роман Мережковского «Александр I», печатавшийся в 1911 году в «Русской мысли» и в газете «Рус¬ское слово», записывает в Дневнике: «Писатель, который нико¬го никогда не любил по-человечески, — а волнует. Брезгливый, рассудочный, недобрый, подозрительный даже к историческим лицам, сам себя повторяет, а тревожит. Скучает безумно, так же как и его Александр I в кабинете, — а красота местами неслы¬ханная. Вкус утончился до последней степени: то позволяет себе явную безвкусицу, дурную аллегорию, то выбирает до беспощад¬ности, оставляя себе на любование от женщины — вздох, от де¬кабриста — эполет, от Александра — ямочку на подбородке, — и довольно. Много сырого матерьялу, местами не отличается от статей и фельетонов».
Наиболее определенно ту же мысль, то же впечатление от Мережковского и его произведений выразил В. В. Розанов, близ¬ко знавший его на протяжении многих лет. С присущей Розано¬ву парадоксальностью он писал: «...мне кажется иногда (часто), что Мережковского нет... Что это — тень около другого... Вер¬нее — тень другого, отбрасываемая на читателя. И говорят: “Ме¬режковский”, “Мережковский”: а его вовсе нет, а есть 1) Юли¬ан, 2) Леонардо, 3) Петр, 4) христианство, 5) Renaissance... и проч., и проч. Множество. А среди его... в промежутках между вещами, кто-то, что-то, ничто, дыра: и в этой дыре тени всего... Но тени не суть вещи, и “универсальный Мережковский” вовсе не существует: а только говоря “о Renaissance’e” — упомянешь и “о Мережковском”. Оттого в эту “пустоту” набиваются всякие мысли, всякие чувства, всякие восторги, всякие ненависти... по¬тому именно, что все сие место — пусто.
О, как страшно ничего не любить, ничего не ненавидеть, все знать, много читать, постоянно читать и наконец, к последнему несчастию, — вечно писать, т. е. вечно записывать свою пустоту и увековечивать то, что для всякого есть достаточное горе, если даже и сознается только в себе».
Может быть, единственной, кто понимал и, главное, прини¬мал Дмитрия Сергеевича от начала до конца, была Зинаида Гип¬пиус, жена, прожившая с ним 52 года и, по ее словам, не расста¬вавшаяся с ним ни на один день за все это время. Случай поистине уникальный».
Богослов и проповедник отец Александр Мень стихотворение Дмитрия Мережковского «Бог» считал одним из лучших: «Едва ли, - утверждал он, - пожалуй, в русской литературе можно найти подобное простое, без всякого декадентского привкуса, стихотворение о самом важном, о самом последнем, о самом прекрасном, о самой сущности нашей жизни и о Том, перед Лицом Которого должны мы все ходить».
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...
Пускай мученья мне грозят,—
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал — и не знал;
Еще не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, —
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — все. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури. Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда...
Пока живу — Тебе молюсь.
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру — с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть — благодарю!..
По книгам:
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Александр Первый. - Тула: Пересвет; Нижний Новгород: Фрегат, 1993. - (Русский исторический роман).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Было и будет: дневник, 1910-1914; Невоенный дневник, 1914-1916. - Москва: Аграф, 2001. (Символы времени).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. - Москва: Художественная литература, 1990.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Тайна Запада: Атлантида - Европа. - Москва: Эксмо, 2007. (Антология мудрости).
  • Мережковский, Дмитрий Сергеевич. Вечные спутники: портреты из всемирной литературы. - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - (Литературные памятники).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Реформаторы. - Москва: Республика, 2002.
  • Мережковский, Дмитрий Сергеевич. Вечные спутники. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. (Азбука-Классика).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865 - 1941). Л. Толстой и Достоевский. - С.-Петербург: Тип. Т-ва "Обществ. польза", 1909.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Четырнадцатое декабря. - Москва: Армада, 1994. - (Романовы: династия в романах).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Гиппиус Зинаида Николаевна. Стихотворения. - Таллин: Александра, 1992.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Испанские мистики: Св. Тереза Авильская, Св. Иоанн Креста. - Томск: Водолей: А. Сотников, 1998.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Антихрист. - Москва: Панорама, 1993. - (Библиотека исторического романа).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Наполеон. - Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Эстетика и критика: в 2 томах. - Москва: Искусство; Харьков: СП "Фолио", 1994. - (История эстетики в памятниках и документах).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Христос и Антихрист: трилогия: в 2 т. - Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. - (Живая проза истории).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Петр и Алексей. - Москва: Современник, 1994. - (Государи Руси Великой).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Больная Россия. - Ленинград: ЛГУ, 1991. - (История российской культуры).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Не мир, но меч. - Харьков: Фолио; Москва: АСТ, 2000. (Библиотека "Р. Х. 2000". В силе Духа).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Стихотворения и поэмы. - Санкт-Петербург: Академический проект, 2000. - (Новая библиотека поэта).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Тайна трех. Египет. - Москва: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Око, 2001. - (Антология мудрости).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Царство Антихриста: статьи периода эмиграции. - Санкт-Петербург: РХГИ, 2001. - (Из архива русской эмиграции).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Испанские мистики: Св. Тереза Авильская, Св. Иоанн Креста / Д. С. Мережковский. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Христос и Антихрист. - Репр. воспроизведение изд. 1914 г. - Москва: Книга, 1989 - 1990. - (Из литературного наследия).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Полное собрание сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского: [в 24 томах]. - Москва: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1914.
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич. Было и будет: дневник, 1910-1914; Невоенный дневник, 1914-1916 . - Москва : Аграф, 2001. - (Символы времени).
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич Не мир, но меч. - Харьков : Фолио ; Москва : АСТ, 2000. - (Библиотека "Р. Х. 2000". В силе Духа).
  • Мень Александр Владимирович. Русская религиозная философия: лекции. - Москва: Фонд имени Александра Меня, 2003.
  • Д. С. Мережковский: pro et contra : личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников : антология / сост. А. Н. Николюкин. - Санкт-Петербург: РХГИ, 1999. - 568 с. - (Русский путь: основана в 1993 году).
  • Золотоносов Михаил Нафталиевич. Братья Мережковские. - Москва: Ладомир, 2003 - (Русская потаенная литература).