| 
  Общественная организация  Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края  | ||||||||||
  | ||||||||||
  | ||||||||||
| 
 Юбилеи   2 марта исполняется 220 лет со дня рождения поэта Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1884)Болящий дух врачует песнопенье. 
Гармонии таинственная власть 
Тяжелое искупит заблужденье 
И укротит бунтующую страсть. 
Душа певца, согласно излитая, 
Разрешена от всех своих скорбей; 
И чистоту поэзия святая 
И мир отдаст причастнице своей. 
Евгений Баратынский 
Предлагаем вашему вниманию рассуждения известного литературоведа, доктора филологических наук, профессора Вадима Соломоновича Баевского, где он сопоставляет поэзию Евгения Баратынского с поэзией Александра Пушкина:  
«Пушкин остро ощущал дисгармонию мира и противо¬поставлял ей гармонию своей поэзии; он изображал противоречия мироустройства в стихах, насыщенных напря¬женными чувствами, оригинальными мыслями, могучим волевым напором. Евгений Баратынский не менее остро воспринимал диссонансы бытия, но по характеру своего дара сообщал о них, зачастую беря на своей лире диссонирующие аккорды. Он не стремился внести порядок в хаос; он вносил хаос в свою лирику, свои поэмы. У Пуш-кина эмоциональная, рациональная, волевая сферы были идеально уравновешены; у Баратынского рациональное преобладало над чувствами, а волевая сфера в его поэзии сужалась и ослаблялась. Эта разбалансированность художественного мира была не слабостью, а особенностью Баратынского, но никто из современников до конца не понимал его своеобразия. 
Единственным исключением был Пушкин. Уже ранней поэзии Баратынского он дал необыкновенно высокую оценку, на первое место поставил ум: «верность ума, чувства, точность выражения, вкус, ясность и стройность». Поэму «Бал» Пушкин называет блестящим произведением, исполненным «оригинальных красот и прелести необыкновенной». И подчеркивает, что Баратынский здесь соединил метафизику (философию) и поэзию. Позже Пушкин вернулся к этим характеристикам. «Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко». Пушкин точно указывает то место, которое должен, по его мнению, занять Баратынский в истории поэзии: рядом с Жуковским и выше Батюшкова. В послании к Дельвигу Пушкин советует (говоря о черепе): «Или как Гамлет-Баратынский Над ним задумчиво мечтай ...» 
В начале XIX в. было распространено идущее от Гете понимание шекспировского героя как человека, чья воля ослаблена размышлениями, особенно самоанализом. Этот смысл вложил в слова «Гамлет-Баратынский» Пушкин
  
Когда в объятия мои   
Твой стройный стан я заключаю,  
И речи нежные любви   
Тебе с восторгом расточаю,   
Безмолвна, от стесненных рук   
Освобождая стан свой гибкой,   
Ты отвечаешь, милый друг,    
Мне недоверчивой улыбкой.   
Так начинается стихотворение Пушкина. Далее он объясняет: она хранит воспоминания о былых изменах и не верит новым уверениям в любви. А он теперь клянет коварные любовные игры своей «преступной юности» и кончает так: 
Кляну речей любовный шепот,  
Стихов таинственный напев,  
И ласки легковерных дев,  
И слезы их и поздний ропот. 
В небольшом стихотворении Пушкин выразил широкий спектр чувств: и нежность, и любовь, и восторг, и печаль, и уныние, и коварство. Это чувства, прямо названные в 20 стихах. А какая гамма переживаний скрывается за словами о легковерных девах, их слезах, их позднем ропоте! Здесь перед читателем (при жизни поэта произведение опубликовано не было) разворачивается диалог чувств и подвергается поэтическому анализу. Он нежно и восторженно говорит о любви — она избегает ласк, молча и недоверчиво улыбается. Она вспоминает любовные обманы — вот почему не верит теперь. Он проклинает себя, каким был в «преступной» молодости, когда обманывал молодых женщин, потому что убивал в них веру в любовь. Таким образом, повесть о чувствах сопровождается их свободным исследованием. Текст пронизывают присущие Пушкину энергичные волевые импуль¬сы: решительный жест в начале; восторг; проклятия своей юности. 
«Признание» Баратынского начинается с обращения к женщине: ей не следует требовать нежности, которая может быть только притворной: мужская любовь прошла. И дело не в том, что у нее появилась соперница: просто его душа устала любить. В элегии представлен проникновенный анализ охладевшей души, вскрыты разные аспекты ее нелегкого опыта. В конце с неизбежностью вывода силлогизма подведен итог: 
Не властны мы в самих себе 
И, в молодые наши леты, 
Даем поспешные обеты, 
Смешные, может быть, всевидящей судьбе. Баратынский дает значительно более подробный психологический анализ, чем Пушкин: вот образ женщины, некогда любимой, в сердце поблек; вот он все реже вспоминается; вот уже изгладился вовсе; изгладился потому, что его сердце утратило способность любить; ему стало только грустно, а потом прошла и грусть. И это еще не конец исследования, оно разворачивается далее, напоминая искусство опытного романиста-психолога. Пушкин проводит немногие основные черты; Баратынского увлекают оттенки, переходы. У него нет таких резких волевых движений, как у Пушкина. «Я не пленен»; «Пламень мой, слабея постепенно, Собою сам погас»; «Вновь не забудусь я». Пушкин пишет: «Кляну коварные страданья»; «Кляну речей любовный шепот»; Баратынский: «Грущу я». Может быть «кляну» одного и «грущу» другого убедительнее всего демонстрируют разницу поэтических темпераментов Пушкина и Баратынского. 
Тотчас после появления «Признания» в «Полярной звезде», Пушкин написал А. Бестужеву, одному из издателей альманаха: «Баратынский — прелесть и чудо, «Признание» — совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий <...>». Пушкин проявил здесь дружескую щедрость, которая была ему присуща. Разумеется, он и после «Признания» писал и печатал собственные элегии и стихотворения, близкие к этому жанру, хотя в середине 1820-х гг. стал ощущать исчерпанность традиции. 
При жизни Баратынского вышло три книги его стихов. Первая в 1827 г., при всем своеобразии Баратынского в ней видна связь со стилем «легкой поэзии». Вторая, в двух томиках, вышла в 1835 г. В ней автор предстает, прямо скажем, вторым после Пушкина поэтом своего времени, с горьким сознанием неоцененности, непризнанности. Последняя книга — «Сумерки», опубликованная в 1842 г., за два года до смерти, обращена в будущее и такими странными стихотворениями, как «Последний поэт» или «Недоносок» через вторую половину XIX в. протягивает нить к творчеству символистов — Брюсова, Сологуба, Блока. 
Баратынский сознательно строил поэзию мысли. Он доходил до границ постижимого в человеческой личности, природе, искусстве, поэтому его лирика должна быть названа философской. При этом он никогда не вносил в стихи никакие философские системы извне, полагая, что не дело поэта подчинять свое искусство внешней задаче. Мысль поэта, одухотворенная чувством, приводила его к пессимизму. Он знал, что кончается его время, золотой век русской поэзии, наступает время более меркантильное, поэзии враждебное. Становление новых форм культуры он воспринимал как предвестье ее полной гибели: 
Век шествует путем своим железным.  
В сердцах корысть, и общая мечта  
Час от часу насущным и полезным  
Отчетливей, бесстыдней занята.  
Исчезнули при свете просвещенья  
Поэзии ребяческие сны,  
И не о ней хлопочут поколенья,  
Промышленным заботам преданы. На этом фоне он рассматривал свою судьбу как судьбу последнего поэта. В этом его взгляде была правда — не историческая, а психологическая».* 
ЕВГЕНИЙ БАРАТЫНСКИЙ 
МУЗА 
Не ослеплен я музою моею: 
Красавицей ее не назовут, 
И юноши, узрев ее, за нею 
Влюбленною толпой не побегут. 
Приманивать изысканным убором, 
Игрою глаз, блестящим разговором 
Ни склонности у ней, ни дара нет; 
Но поражен бывает мельком свет 
Ее лица необщим выраженьем, 
Ее речей спокойной простотой; 
И он, скорей чем едким осужденьем, 
Ее почтит небрежной похвалой.*** 
СМЕРТЬ
 
Смерть дщерью тьмы не назову я 
И, раболепною мечтой 
Гробовый остов ей даруя, 
Не ополчу ее косой. 
О дочь верховного Эфира! 
О светозарная краса! 
В руке твоей олива мира, 
А не губящая коса. 
Когда возникнул мир цветущий 
Из равновесья диких сил, 
В твое храненье всемогущий 
Его устройство поручил. 
И ты летаешь над твореньем, 
Согласье прям его лия, 
И в нем прохладным дуновеньем 
Смиряя буйство бытия. 
Ты укрощаешь восстающий 
В безумной силе ураган, 
Ты, на брега свои бегущий 
Вспять возвращаешь океан. 
Даешь пределы ты растенью, 
Чтоб не покрыл гигантский лес 
Земли губительною тенью, 
Злак не восстал бы до небес. 
А человек! святая дева! 
Перед тобой с его ланит 
139 
Мгновенно сходят пятна гнева, 
Жар любострастия бежит. 
Дружится праведной тобою 
Людей недружная судьба: 
Ласкаешь тою же рукою 
Ты властелина и раба. 
Недоуменье, принужденье — 
Условье смутных наших дней, 
Ты всех загадок разрешенье, 
Ты разрешенье всех цепей. 
ЛЮБОВЬ
 
Мы пьем в любви отраву сладкую; 
Но всё отраву пьем мы в ней, 
И платим мы за радость краткую 
Ей безвесельем долгих дней. 
Огонь любви, огонь живительный, 
Все говорят: но что мы зрим? 
Опустошает, разрушительный, 
Он душу, объятую им! 
Кто заглушит воспоминания 
О днях блаженства и страдания, 
О чудных днях, твоих любовь?
 
Тогда я ожил бы для радости, 
Для снов златых цветущей младости, 
Тебе открыл бы душу вновь. Иллюстрация:  
 Баевский, В. С. История русской поэзии: 173-1980 гг. Компендиум. – Смоленск : Русич, 1994. – 304 с.  
Баратынский, Е. А. Стихотворения и поэмы. – Москва : Художественная литература, 1982. – 400 с. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека).
 
 |