Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 6 июня исполняется 95 лет
со дня рождения писателя Виктора Викторовича Конецкого (1929-2002)
Если бы море могло сидеть в
кресле, поставив ноги на паровую батарею, и читать книгу, как могут это иногда
женщины, которых мы любим, то я бы наклонился и поцеловал его ниже волос на
затылке, в теплую шею и сказал: "Читай, читай... Это я просто так...
Сиди..."
Виктор Конецкий
«При сочетании слов «Виктор
Конецкий» мне представляется человек в тщательно отутюженном
черносуконноморском обличье, хранящем на себе неисчислимое
количество несводимых, хотя и невидимых миру пятен и потертостей от
крепких «прислонений» к жизни густой, всамделишной. И еще — мнится человек, несущий
в себе разочарование… Не как клеймо или печать, а всего лишь — в виде оттенка.
Разочарование не в жизни, и даже не в образе жизни, и даже не в собственных
писательских возможностях — разочарование в осознании некоторых истин.
Например, несопоставимости, несбалансированности в человеке тех или иных
творческих возможностей и мощно развивающейся в нем, по ходу взросления,
энергии разума. То есть знать и не мочь (выразить себя, мир земли, галактику
потусторонности). Отсюда и скепсис, насмешка через себя над всеми, юморок, не
столько спасительный, сколько резюмирующий. Невозможность выразить себя не
«должным», а желательным образом. Иными словами — все та же вековечная
писательская загвоздка, незадача: «Как сердцу высказать себя? Другому как
понять тебя?» (Глеб Горбовский).
Виктор Викторович Конецкий родился
в интеллигентной семье: отец был помощником прокурора Октябрьской железной
дороги, мать — в молодости артистка миманса Мариинского театра оперы и балета,
участница Русских сезонов труппы Дягилева, брат, Олег Викторович Базунов (1927-1992),
— искусствовед, писатель. В детстве Виктор увлекался рисованием, мечтал стать
художником, надолго сохранив пристрастие к живописи. В 1942 году вместе с матерью
и братом был вывезен из блокадного города по льду Ладожского озера, жил в эвакуации
во Фрунзе и Омске. Зимой 1944 вернулся в Ленинград. В 1945 поступил в Ленинградское
военно-морское подготовительное училище, в 1948 переведен в Первое Балтийское
высшее военно-морское училище, где окончил штурманский факультет. С 1952 по
1955г. плавал на кораблях аварийно-спасательной службы Северного флота. После
демобилизации в 1955 оставался профессиональным моряком и более двадцати лет
совмещал писательскую деятельность с периодическими рейсами, в основном в
Арктику и Антарктику, на торговых, научно-исследовательских и пассажирских
судах в качестве штурмана и капитана.
Виктор Конецкий принадлежит к литературному
поколению, заявившему о себе во весь голос в пору либеральных надежд конца
1950-х. Его ранние рассказы о моряках-спасателях в Арктике («Путь к причалу»),
о верной курсантской дружбе и юношеской любви («Заиндевевшие провода», «Если позовет
товарищ») — повторяют эпизоды драматической биографии автора. Блокадный опыт
выживания и голодные мытарства научили героев Конецкого умению постоять за
себя, духовный скепсис они компенсируют волевыми поступками и обостренным чувством
взаимопомощи («Завтрашние заботы»; «Повесть о радисте Камушкине»).
Однако романтический флер, склонность
героев Конецкого к рефлексии и преклонение молодого писателя перед Хемингуэем
были с раздражением восприняты критикой, усомнившейся в нравственной
состоятельности и художественной достоверности «полярных капитанов» Конецкого.
Во «внежанровом» повествовании «Кто смотрит на облака» — цикле из 10 новелл,
близком по своей сверхзадаче к роману,— писатель вышел за пределы современности,
расширил исторический диапазон событий, разнообразил круг персонажей, но лирическое
начало и здесь превалировало над действием и сюжетом.
В книге «Соленый лед» Виктор Конецкий
обратился к путевой лирической прозе, вбирающей воспоминания, исторические
экскурсы, дорожные впечатления, публицистику и художественные зарисовки.
Стремясь к предельному самовыражению, он принципиально отказался от вымышленных
героев, маскирующих писательское «я», отдав предпочтение рассказчику, дублеру
автора, и настаивая на том, что его морские плавания — не материал для
сочинительства, но тяжкая профессиональная работа. Ретроспективный взгляд в
прошлое подверг очередной ревизии биографию писателя и его поколения, раздвинув
духовные горизонты и позволив запечатлеть живой процесс «отслаивания истории»
от современности на срезе индивидуального опыта. В этом откровенно полемическом
жанре, где так существенен документ и свидетельская правда участника происходящего,
написаны книги «Среди мифов и рифов» и «Морские сны». Вслед за «Соленым льдом»
они стали частями обширного «романа-странствия» «За доброй надеждой». Менялись
маршруты, действие из Арктики перемещалось в Индийский океан, от берегов Канады
в Южную Америку, менялись корабли, команды, специфика работы, но фигура рассказчика
неизменно определяла собой внутреннюю цельность трилогии. В русской литературере
1970-х трудно найти аналог этому оригинальному произведению, где зыбкое постоянство
движения в пространстве и во времени ощущается как естественное состояние обеспокоенной
человеческой души.
Отвергая беллетристические
ухищрения, иронизируя над собственной былой романтикой и Хемингуэем, Конецкий в
трилогии, а также в повестях «Путевые портреты с морским пейзажем», «Последний
день в Антверпене», рассказах «Начало конца комедии», «Елпидифор Пескарев» все
охотнее опирался на юмор как «единственное средство против перепутанности и
сложности мира». Бесхитростное добродушие любимого персонажа Конецкого, неунывающего
Петра Ниточкина, устами которого поведано бесчисленное множество смешных и
грустных «морских баек», постепенно уступало место глубокому сарказму и в
повести «Вчерашние заботы» сменилось жесткой сатирой, с подчеркнутой оглядкой
на Салтыкова-Щедрина.
В прозе Конецкого 1980-х
рассказчик окончательно отождествляется с автором, выступающим уже безо всяких
масок и декораций. В сборниках «Третий лишний», «Ледовые брызги», «Некоторым
образа драма», — с подзаголовками «из дневников писателя», «непутевые заметки,
письма» — Конецкий делится воспоминаниями о В. Шкловском, Ю. Казакове, В.
Курочкине, о парижских встречах с В. Некрасовым, запальчиво, с нелицеприятными
самооценками рассказывает о литературной обстановке 1950-60-х, о В. Аксенове и
Е. Евтушенко.
В 1990-х проза Виктора Конецкого
оказалась по-новому актуальна и созвучна общественным настроениям. «Умаление
беллетристики» (С. Боровиков) в пользу документальной правды, ершистый взгляд
на события «перестройки», способность героев К. «существовать без сказки» (Д.
Рогинский), трезвая оценка происходящих на флоте потрясений — все это импонировало
читателю. Книги Конецкого на фоне заката советской литературы были активно востребованы,
ибо он всегда писал «о жизни, которая корежит все наши убеждения и насмехается
над самыми распрекрасными теориями. Не говоря уж об идеологических догмах».
С первых литературных шагов Виктор
Конецкий проявлял пристальный интерес к кино. Широкую популярность заслужил
фильм «Полосатый рейс», снятый по сценарию В. Конецкого и А. Каплера режиссером
В. Фетиным на «Ленфильме». Реж. Г. Данелия экранизировал «Путь к причалу» и поставил
на «Мосфильме» кинокомедию «Тридцать три». На «Ленфильме» осуществлена
экранизация «Завтрашних забот» и рассказа «Если позовет товарищ».
До конца своих
дней Виктор Конецкий сохранял тесные связи с людьми моря, был почетным
председателем общественного совета «300 лет Российскому флоту». По замечанию А.
Битова, «он приравнял звание писателя к капитанскому, со всем антуражем еще
дворянского офицерского кодекса», и похоронили Конецкого как морского офицера —
с воинскими почестями, на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Его имя занесено
в Листы Памяти «Золотой Книги Санкт-Петербурга». В подтверждение заслуг
капитана и писателя ведущая российская судовладельческая компания «Совкомфлот»
приняла решение назвать его именем танкер нового поколения. Именем Виктора
Конецкого назван морской буксир, спущенный на воду в декабре 2012 г.,
вступивший в состав ВМФ 4 декабря 2013 г.
По книгам:
По
материалам сайта:
|