Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 26 августа исполняется 100 лет со дня рождения
писателя и общественного деятеля Александра Борисовича Чаковского (1930-1994)
Александр
Борисович Чаковский родился в Петербурге, в семье врача. Детство прошло в Самаре,
там в 1930 окончил среднюю школу. Уехал в Москву, поступил на электрозавод, работал
подручным монтера, монтером, занимал административную должность; начал печататься
в многотиражной газете. Вспоминал об этом времени так: «Написал книжку. Она имеет
глубоко „поэтическое" название — „Как термичка изгоняла брак". А сверху
было напечатано: „Рабочий электрозавода А. Чаковский". Гордился я этой книжкой
больше, чем моим собранием сочинений!». Учился на вечернем отделении юридического
института и работал в штате редакции газеты Московского военного округа «Красный
воин». Поступил в Литературный институт им. М. Горького, затем в аспирантуру Московского
института философии и литературы. В 1940 издал в Москве книгу «Анри Барбюс: литературный
портрет». Затем издает книгу «Мартин Андерсен-Нексе», в журнале «Октябрь» публикует
повесть о Парижской коммуне «Луиза Мишель». В 1941 издает книгу «Кого фашисты сжигают
(Страницы из жизни Генриха Гейне)».
В первые
годы Великой Отечественной войны Чаковский был военным корреспондентом газеты Волховского
фронта «Фронтовая правда». Весной 1942 как спецкор газеты побывал в блокадном Ленинграде.
В начале 1944 был переведен в газету 3-го Прибалтийского фронта «За Родину». В
1943-44 Чаковский не раз бывал в сражающемся Ленинграде — так началась его работа
над трилогией о людях героического города «Это было в Ленинграде». 1-я ее часть
— «Военный корреспондент» — была издана в 1944, роман получил хорошую оценку.
2-я книга — «Лида» — была издана в 1946. Дилогию продолжила повесть «Мирные дни»
(1947). Эти произведения и составили трилогию, знаменовавшую развитие советской
документально-художественной прозы, ее жанровое обновление.
Роман
«У нас уже утро» (1949), исполненный в том же, что и предыдущие произведения, лирико-публицистическом
стиле, явился результатом поездки автора на Южный Сахалин и Курильские острова.
Повесть «Хван Hep стоит
на посту» (1951) возникла после поездки Чаковского в качестве корреспондента в Корею.
В 1955 Чаковский издал книгу «Тридцать дней в Париже».
Член
правлений СП РСФСР и СП СССР, Чаковский становится видной, влиятельной фигурой в
литературной и общественной жизни тех лет. В 1955-62 Чаковский был главным редактором
журнала «Иностранная литература», затем главным редактором «Литературной газеты». Благодаря нему «Литературная газета» приобрела
новый облик. Она стала выходить один раз в неделю, на 16 страницах, став первой
в стране «толстой» газетой.
В 1960-70-е Чаковский работал
над панорамными романами «Блокада» в 5 книгах (1968-74) и «Победа» (1978-81). Как
вспоминал автор, в «Блокаде» он «впервые взялся за многотомное полотно, в котором
разворот событий обширен, героев множество, действие переносится из окопа в генштаб,
из Москвы в Берлин, из частной квартиры — в Кремль». Автор использует архивные материалы,
мемуары, свидетельства очевидцев событий на Лужском оборонительном рубеже, в Ленинграде,
на Северо-Западном и Волховском фронтах. Воссоздавая исторические события детально
и подробно, автор сочетает изображение близкого плана с широкими горизонтами. По
роману поставлен фильм-эпопея «Блокада». 4 серии фильма посвящены событиям различных
исторических этапов — «Лужский рубеж», «Пулковский меридиан», «Ленинградский метроном»,
«Операция „Искра"».
Еще
более широкие масштабы событий охватывает роман «Победа», посвященный последствиям
Второй мировой войны (действие начинается с лета 1945). Основной композиционный
и событийный центр романа — Потсдамская конференция великих держав, 16 дней переговоров
руководителей антигитлеровской коалиции. В этом многоплановом произведении автор
также использует архивные источники. Воссозданы образы гос. деятелей: И. Сталина,
У. Черчилля, Г. Трумэна, В. Молотова, А. Громыко и др. Стержневыми персонажами,
сюжетно связывающими события во времени, выступают советский журналист М. Воронов
и американский фотокорреспондент Ч. Брайт. Как писали о романе, «его издали огромным
тиражом, и он разошелся буквально в несколько дней. Всеобщий интерес был поистине
ошеломляющим». Большим событием явился и кинофильм «Победа».
Жанр исторической романистики
в первой половине 1980-х Чаковский продолжил в романах «Неоконченный портрет» и
«Нюрнбергские призраки», направленных против фашизма и неофашизма. «Неоконченный
портрет», публиковавшийся в 1983-84, посвящен последним дням жизни президента США
Ф. Д. Рузвельта и развивает тему советско-американских отношений. Романы Чаковского
необычны — перед нами и роман, и политическая биография, и историко-документальный
беллетризованный очерк.... Именно после выхода панорамных романов Чаковского в
советской литературной критике о художественно-политической литературе стали говорить
«уже как о новом потоке искусства, ищущем свои жанровые берега».
По книгам:
Козлов Иван Тимофеевич. Александр
Чаковский. - Москва: Советская Россия, 1979. – 141 с. - (Писатели Советской
России).
Чаковский Александр Борисович.
Собрание сочинений: в 7 т. - Москва : Художественная литература, 1989 - 1991.
Русские писатели: XX век:
биобиблиографический словарь в 2 ч. - Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1998.
|