|
Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 26 августа исполняется 100 лет со дня рождения
писателя и общественного деятеля Александра Борисовича Чаковского (1930-1994)
Александр
Борисович Чаковский родился в Петербурге, в семье врача. Детство прошло в Самаре,
там в 1930 окончил среднюю школу. Уехал в Москву, поступил на электрозавод, работал
подручным монтера, монтером, занимал административную должность; начал печататься
в многотиражной газете. Вспоминал об этом времени так: «Написал книжку. Она имеет
глубоко „поэтическое" название — „Как термичка изгоняла брак". А сверху
было напечатано: „Рабочий электрозавода А. Чаковский". Гордился я этой книжкой
больше, чем моим собранием сочинений!». Учился на вечернем отделении юридического
института и работал в штате редакции газеты Московского военного округа «Красный
воин». Поступил в Литературный институт им. М. Горького, затем в аспирантуру Московского
института философии и литературы. В 1940 издал в Москве книгу «Анри Барбюс: литературный
портрет». Затем издает книгу «Мартин Андерсен-Нексе», в журнале «Октябрь» публикует
повесть о Парижской коммуне «Луиза Мишель». В 1941 издает книгу «Кого фашисты сжигают
(Страницы из жизни Генриха Гейне)».В первые
годы Великой Отечественной войны Чаковский был военным корреспондентом газеты Волховского
фронта «Фронтовая правда». Весной 1942 как спецкор газеты побывал в блокадном Ленинграде.
В начале 1944 был переведен в газету 3-го Прибалтийского фронта «За Родину». В
1943-44 Чаковский не раз бывал в сражающемся Ленинграде — так началась его работа
над трилогией о людях героического города «Это было в Ленинграде». 1-я ее часть
— «Военный корреспондент» — была издана в 1944, роман получил хорошую оценку.
2-я книга — «Лида» — была издана в 1946. Дилогию продолжила повесть «Мирные дни»
(1947). Эти произведения и составили трилогию, знаменовавшую развитие советской
документально-художественной прозы, ее жанровое обновление.
Роман
«У нас уже утро» (1949), исполненный в том же, что и предыдущие произведения, лирико-публицистическом
стиле, явился результатом поездки автора на Южный Сахалин и Курильские острова.
Повесть «Хван Hep стоит
на посту» (1951) возникла после поездки Чаковского в качестве корреспондента в Корею.
В 1955 Чаковский издал книгу «Тридцать дней в Париже».
Член
правлений СП РСФСР и СП СССР, Чаковский становится видной, влиятельной фигурой в
литературной и общественной жизни тех лет. В 1955-62 Чаковский был главным редактором
журнала «Иностранная литература», затем главным редактором «Литературной газеты». Благодаря нему «Литературная газета» приобрела
новый облик. Она стала выходить один раз в неделю, на 16 страницах, став первой
в стране «толстой» газетой.
В 1960-70-е Чаковский работал
над панорамными романами «Блокада» в 5 книгах (1968-74) и «Победа» (1978-81). Как
вспоминал автор, в «Блокаде» он «впервые взялся за многотомное полотно, в котором
разворот событий обширен, героев множество, действие переносится из окопа в генштаб,
из Москвы в Берлин, из частной квартиры — в Кремль». Автор использует архивные материалы,
мемуары, свидетельства очевидцев событий на Лужском оборонительном рубеже, в Ленинграде,
на Северо-Западном и Волховском фронтах. Воссоздавая исторические события детально
и подробно, автор сочетает изображение близкого плана с широкими горизонтами. По
роману поставлен фильм-эпопея «Блокада». 4 серии фильма посвящены событиям различных
исторических этапов — «Лужский рубеж», «Пулковский меридиан», «Ленинградский метроном»,
«Операция „Искра"».
Еще
более широкие масштабы событий охватывает роман «Победа», посвященный последствиям
Второй мировой войны (действие начинается с лета 1945). Основной композиционный
и событийный центр романа — Потсдамская конференция великих держав, 16 дней переговоров
руководителей антигитлеровской коалиции. В этом многоплановом произведении автор
также использует архивные источники. Воссозданы образы гос. деятелей: И. Сталина,
У. Черчилля, Г. Трумэна, В. Молотова, А. Громыко и др. Стержневыми персонажами,
сюжетно связывающими события во времени, выступают советский журналист М. Воронов
и американский фотокорреспондент Ч. Брайт. Как писали о романе, «его издали огромным
тиражом, и он разошелся буквально в несколько дней. Всеобщий интерес был поистине
ошеломляющим». Большим событием явился и кинофильм «Победа».
Жанр исторической романистики
в первой половине 1980-х Чаковский продолжил в романах «Неоконченный портрет» и
«Нюрнбергские призраки», направленных против фашизма и неофашизма. «Неоконченный
портрет», публиковавшийся в 1983-84, посвящен последним дням жизни президента США
Ф. Д. Рузвельта и развивает тему советско-американских отношений. Романы Чаковского
необычны — перед нами и роман, и политическая биография, и историко-документальный
беллетризованный очерк.... Именно после выхода панорамных романов Чаковского в
советской литературной критике о художественно-политической литературе стали говорить
«уже как о новом потоке искусства, ищущем свои жанровые берега».
По книгам:
Козлов Иван Тимофеевич. Александр
Чаковский. - Москва: Советская Россия, 1979. – 141 с. - (Писатели Советской
России).
Чаковский Александр Борисович.
Собрание сочинений: в 7 т. - Москва : Художественная литература, 1989 - 1991.
Русские писатели: XX век:
биобиблиографический словарь в 2 ч. - Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1998.
|