Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это средство общения между людьми. Писать для себя, не думая о читателе, невозможно.
Алейксандре Висенте
испанский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1977 год

Юбилеи



26 августа исполняется 100 лет со дня рождения писателя и общественного деятеля Александра Борисовича Чаковского (1930-1994)

Александр Борисович Чаковский родился в Петербурге, в семье врача. Детство прошло в Самаре, там в 1930 окончил среднюю школу. Уехал в Москву, поступил на электрозавод, работал подручным монтера, монтером, занимал административную должность; начал печататься в многотиражной газете. Вспоминал об этом времени так: «Написал книжку. Она имеет глубоко „поэтическое" название — „Как термичка изгоняла брак". А сверху было напечатано: „Рабочий электрозавода А. Чаковский". Гордился я этой книжкой больше, чем моим собранием сочинений!».  Учился на вечернем отделении юридического института и работал в штате редакции газеты Московского военного округа «Красный воин». Поступил в Литературный  институт им. М. Горького, затем в аспирантуру Московского института философии и литературы. В 1940 издал в Москве книгу «Анри Барбюс: литературный портрет». Затем издает книгу «Мартин Андерсен-Нексе», в журнале «Октябрь» публикует повесть о Парижской коммуне «Луиза Мишель». В 1941 издает книгу «Кого фашисты сжигают (Страницы из жизни Генриха Гейне)».
В первые годы Великой Отечественной войны Чаковский был военным корреспондентом газеты Волховского фронта «Фронтовая правда». Весной 1942 как спецкор газеты побывал в блокадном Ленинграде. В начале 1944 был переведен в газету 3-го Прибалтийского фронта «За Родину». В 1943-44 Чаковский не раз бывал в сражающемся Ленинграде — так началась его работа над трилогией о людях героического города «Это было в Ленинграде». 1-я ее часть — «Военный корреспондент» — была издана в 1944, роман получил хорошую оценку. 2-я книга — «Лида» — была издана в 1946. Дилогию продолжила повесть «Мирные дни» (1947). Эти произведения и составили трилогию, знаменовавшую развитие советской  документально-художественной прозы, ее жанровое обновление.
Роман «У нас уже утро» (1949), исполненный в том же, что и предыдущие произведения, лирико-публицистическом стиле, явился результатом поездки автора на Южный Сахалин и Курильские острова. Повесть «Хван Hep стоит на посту» (1951) возникла после поездки Чаковского в качестве корреспондента в Корею. В 1955 Чаковский издал книгу «Тридцать дней в Париже».
Член правлений СП РСФСР и СП СССР, Чаковский становится видной, влиятельной фигурой в литературной и общественной жизни тех лет. В 1955-62 Чаковский был главным редактором журнала «Иностранная литература», затем главным редактором «Литературной газеты». Благодаря нему «Литературная газета» приобрела новый облик. Она стала выходить один раз в неделю, на 16 страницах, став первой в стране «толстой» газетой.
В 1960-70-е Чаковский работал над панорамными романами «Блокада» в 5 книгах (1968-74) и «Победа» (1978-81). Как вспоминал автор, в «Блокаде» он «впервые взялся за многотомное полотно, в котором разворот событий обширен, героев множество, действие переносится из окопа в генштаб, из Москвы в Берлин, из частной квартиры — в Кремль». Автор использует архивные материалы, мемуары, свидетельства очевидцев событий на Лужском оборонительном рубеже, в Ленинграде, на Северо-Западном и Волховском фронтах. Воссоздавая исторические события детально и подробно, автор сочетает изображение близкого плана с широкими горизонтами. По роману поставлен фильм-эпопея «Блокада». 4 серии фильма посвящены событиям различных исторических этапов — «Лужский рубеж», «Пулковский меридиан», «Ленинградский метроном», «Операция „Искра"».
Еще более широкие масштабы событий охватывает роман «Победа», посвященный последствиям Второй мировой войны (действие начинается с лета 1945). Основной композиционный и событийный центр романа — Потсдамская конференция великих держав, 16 дней переговоров руководителей антигитлеровской коалиции. В этом многоплановом произведении автор также использует архивные источники. Воссозданы образы гос. деятелей: И. Сталина, У. Черчилля, Г. Трумэна, В. Молотова, А. Громыко и др. Стержневыми персонажами, сюжетно связывающими события во времени, выступают советский журналист М. Воронов и американский фотокорреспондент Ч. Брайт. Как писали о романе, «его издали огромным тиражом, и он разошелся буквально в несколько дней. Всеобщий интерес был поистине ошеломляющим». Большим событием явился и кинофильм «Победа».
Жанр исторической романистики в первой половине 1980-х Чаковский продолжил в романах «Неоконченный портрет» и «Нюрнбергские призраки», направленных против фашизма и неофашизма. «Неоконченный портрет», публиковавшийся в 1983-84, посвящен последним дням жизни президента США Ф. Д. Рузвельта и развивает тему советско-американских отношений. Романы Чаковского необычны — перед нами и роман, и политическая биография, и историко-документальный беллетризованный очерк.... Именно после выхода панорамных романов Чаковского  в советской  литературной критике о художественно-политической литературе стали говорить «уже как о новом потоке ис­кусства, ищущем свои жанровые берега».
По книгам:
Козлов Иван Тимофеевич. Александр Чаковский. - Москва: Советская Россия, 1979. – 141 с. - (Писатели Советской России).
Чаковский Александр Борисович. Собрание сочинений: в 7 т. - Москва : Художественная литература, 1989 - 1991.
Русские писатели: XX век: биобиблиографический словарь в 2 ч. -  Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1998.