Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 18 июля исполняется 80 лет со дня рождения Евгения Александровича Евтушенко (р. 1932, по паспорту - в 1933 г. )
Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, умение расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант… Е.
Межиров
На самом деле Евгений Александрович Евтушенко 80-летний юбилей отмечал в прошлом, 2012 году. В вопросе о месте и дате рождения мы сталкиваемся с определённой легендой, созданной не без участия самого поэта. 1933 год – его паспортный год рождения, а паспортное место рождения - станция Зима Иркутской области, также не соответствует действительности. Cтудентка 4-го курса Московского геолого-разведочного института Зинаида Евтушенко, участвовавшая в 1930-1933 годах в геологоразведочных экспедициях в бассейне Ангары, летом 1932 года приехала к своей матери, Марии Иосифовне, проживавшей тогда в Нижнеудинске, и в этом-то городе, 18 июля 1932 года, появился на её первенец. Вскоре маленького Женю перевезли в Зиму, и через некоторое время возвращавшийся из экспедиции в Москву геолог Александр Рудольфович Гангнус забрал жену с младенцем и привез их в московский дом отца на 4-й Мещанской улице. В военные годы мальчик проживал в Зиме в эвакуации, с бабушкой Марией Иосифовной Байковской. В эти годы мать будущего поэта в составе концертных бригад разъезжала по фронтам Великой Отечественной войны. В документах, переделанных по просьбе бабушки в Зиме в 1944 году, и был указан другой год рождения – 1933, поскольку режим возвращения эвакуированных москвичей в столицу требовал оформления специального пропуска для горожан с 12 лет и старше. Для одиннадцатилетнего же Жени Евтушенко (его фамилия также была сменена с отцовской на фамилию мамы) процедура возвращения в Москву таким образом была серьёзно упрощена... Андрей
Синявский
Из статьи «В
защиту пирамиды!
(Заметки о
творчестве Евг. Евтушенко и его поэме «Братская ГЭС»)
Популярностью
Евтушенко обязан прежде всего себе - очень ярким и коренным особенностям своего
поэтического характера и таланта, давшим ему возможность, худо ли, хорошо ли,
стать в определенной среде властителем дум своего времени и в какой-то, пускай
сравнительно ограниченной степени, восполнить пробел, образовавшийся в поэзии с
уходом Маяковского. После длительного перерыва он вернул нам ощущение
лирической биографии, развертывающейся у нас на глазах цепью стихотворений,
скрепленных единым сюжетом - личностью и жизнью поэта. В новых, иных условиях и
на свой евтушенковский лад он примкнул к той, по выражению Пастернака,
«зрелищной концепции» биографии поэта, которую в начале столетия гениально
демонстрировал Блок, а затем по-разному реализовали в стихах Маяковский,
Есенин, Цветаева. При всех принципиальных различиях в ее индивидуальном
истолковании суть «зрелищной концепции» заключалась в том, что поэт не просто
сочиняет стихи, но как бы живет в них у всех на виду, щедро, без стеснений
предлагая на обозрение современникам и потомкам свой жизненный путь, ставший
литературным сюжетом, увлекательным романом в стихах с ярко выраженным героем -
поэтом в центре, во главе. Жест приглашения к спектаклю, праздничному и
трагическому («Не таюсь я перед вами, посмотрите на меня...», Блок; «Грядущие
люди! Кто вы? Вот - я, весь боль и ушиб», Маяковский), предельная откровенность
в рассказе о себе, стремление ввести себя в стих настолько полно, что мы
воспринимаем героя почти физически, любуемся им, страдаем за него и
отождествляем его невольно с личностью автора (хотя на самом деле они, конечно,
не вполне совпадают), - все это Евтушенко усвоил, перенял прямо или косвенно от
своих великих предшественников.
Не сравнивая
разнохарактерные масштабы дарований, можно, однако, установить черты глубокого
несходства в самом понимании личности и ее судьбы, биографии. У Евтушенко - при
всей его склонности к самодемонстрации - отсутствует печать личной
исключительности, идея избранничества, великого и страшного жребия, сообщавшие
судьбе поэта нечто провиденциальное, непреложное и в то же время позволявшие
развернуть собственную биографию наподобие легенды, мифа, мистерии, возвысить
частную жизнь до уникального «бытия», наполовину реального, наполовину
вымышленного, творимого изо дня в день на глазах изумленной публики. Рядом с
титанами, гиперболистами, максималистами, какими были поэты названного круга,
герой Евтушенко выглядит обыкновенным человеком; привлекательные черты, высокие
идеалы не мешают ему быть «как все» и чаще выступать в роли «славного малого»,
«хорошего парня», интересного, доброго, смелого, но никак уж не избранника.
Далекий от мифотворчества на тему собственной личности, к которому тяготели, не
говоря уже о Блоке или Цветаевой, и Есенин, и Маяковский, от их душевных бурь и
мессианских претензий, Евтушенко тем не менее подобно им вносит с собою в
поэзию достоверные подробности своей жизни и окружения, рассказывает, откуда он
родом, где проживает, с кем встречается, кого любит, каков он видом и нравом -
и поддерживает в стихе иллюзию знакомства с живым человеком - Евгением или,
лучше сказать, Женей Евтушенко («...Чтоб читали еще и еще и сказали мне просто
"Женя, а вы знаете - хорошо!"»), и про него точно известно, что он не
кто-нибудь, а Женя, едущий со своей Галей к морю на «Москвиче»...
Здесь, именно
здесь - в широкой демонстрации конкретных примет своей личной биографии -
таится секрет Евтушенко, создающего атмосферу личного обаяния помимо всего
прочего уже тем, что он представился, познакомился с нами собственной персоной,
а не в качестве этакого безглазого «положительного героя». За это доверие,
дружелюбие, общительность его полюбили. Знаете, даже на улице, подойдет
человек, попросит закурить и вдруг протянет руку, пожмет и скажет «Вася» - уже
этого довольно, чтобы вы его приняли в сердце и пошли дальше, с улыбкой
вспоминая, что есть на свете некий Вася, который вот сейчас тоже следует своей
дорогой, и ему, наверное, тоже трудно и одиноко, ну совсем как вам в данную
минуту... Короче говоря, Евтушенко вошел в наше сознание в виде знакомого лица,
притом воплотившего в своем характере, мимике, интонации существенные черты
поколения, не видавшего в своей среде иных пророков, кроме вот этого «свойского
парня», про которого сразу скажешь, что он реален, а не выдуман, что он искренен,
а не лжет, о чем свидетельствует, между прочим, и вполне достоверная «мама», и
«Галя» и «станция Зима»….
1964
Евгений
Евтушенко
Предощущение
стиха
у
настоящего поэта
есть
ощущение греха,
что
совершен когда-то, где-то.
Пусть
совершен тот грех не им —
себя
считает он повинным,
настолько
с племенем земным
он
сросся чувством пуповины.
И
он по свету, сам не свой,
бежит
от славы и восторга
всегда
с повинной головой,
но
только — поднятой высоко.
Потери
мира и войны,
любая
сломанная ветка
в
нем вырастают до вины,
его
вины — не просто века.
И
жизнь своя ему страшна.
Она
грешным-грешна подавно.
Любая
женщина — вина,
дар
без возможности отдарка.
Поэтом
вечно движет стыд,
его
кидая в необъятность,
и
он костьми мосты мостит,
оплачивая
неоплатность.
А
там, а там, в конце пути,
который
есть, куда ни денься,
он
скажет: «Господи, прости...» —
на
это даже не надеясь.
И
дух от плоти отойдет,
и
— в пекло, раем не прельщенный,
прощенный
господом, да вот
самим собою не прощенный...
По
книгам:
Евтушенко
Евгений Александрович.
Взмах руки - Москва: Молодая гвардия, 1962. - 651 с.
Евтушенко
Евгений Александрович. Я
сибирской породы. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1971. –
212 с.
Евтушенко
Евгений Александрович. Избранные
произведения : в двух томах. - Москва : Художественная литература, 1975.
Евтушенко
Евгений Александрович. Шестидесантник:
мемуарная проза - Москва : Zebra E, 2006. - 831 с.
Евтушенко
Евгений Александрович. Первое
собрание сочинений: в 8-ми т. - Москва: Х.Г.С., 1997
Синявский
Андрей Донатович. Литературный процесс в России: литературно-критические работы
разных лет. - Рос. гос. гуманит. ун-т. - Москва : [РГГУ], 2003. - 417 с.
|