Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 7
мая исполняется 120 лет со дня рождения поэта Николая Алексеевича Заболоцкого
(1903-1958)
…Над головой
твоей, далекий правнук мой,
Я в небо
пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над
тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь
прольюсь, сверкая над травой.
Нет в мире
ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак
могил - томление пустое.
Я жизнь мою
прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире
нет. Повсюду жизнь и я…
Не я родился в
мир, когда из колыбели
Глаза мои
впервые в мир глядели,-
Я на земле моей
впервые мыслить стал,
Когда почуял
жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые
капля дождевая
Упала на него, в
лучах изнемогая…
Николай Заболоцкий
В
1928 году Николай Заболоцкий писал своей будущей жене Е. В. Клыковой: «Вера и
упорство, труд и честность… Я отрекся от житейского благополучия, от
„общественного положения“, оторвался от своей семьи — для искусства. Вне его —
я ничто…»
Будучи
поэтом великих метаморфоз и сам переживая разнообразные, часто трагические, метаморфозы,
Николай Заболоцкий к творчеству своему всегда относился как к долгу, священной
обязанности. Ни зубодробительная критика 30-х годов, ни тюрьма и лагеря ГУЛАГа,
ни жесткий прессинг официальной идеологии, ни собственное слабое здоровье не
заставили поэта отказаться поэта от самостоятельной мысли и преданности делу.
Вся жизнь его проходила, — свидетельствовали
современники, — в упорном организованном труде. Его
отношение к творчеству как высшему долгу определяло и принципиальность Заболоцкого,
требовательность, подчас суровость и жесткость. Но оно включал в себя и
мудрость, и доброту, и детскую чистоту взгляда, и свободное игровое начало…
Давид
САМОЙЛОВ
Из
очерка «ДЕНЬ С ЗАБОЛОЦКИМ»
По Дубовому залу
старого Дома литераторов шел человек степенный и респектабельный, с большим
портфелем. Шел Павел Иванович Чичиков с аккуратным пробором, с редкими
волосами, зачесанными набок до блеска. Мне сказали, что это Заболоцкий.
Первое впечатление от
него было неожиданно — такой он был степенный, респектабельный и аккуратный.
Какой-нибудь главбух солидного учреждения, неизвестно почему затесавшийся в
ресторан Дома литераторов. Но все же это был Заболоцкий, и к нему хотелось
присмотреться, хотелось отделить от него Павла Ивановича и главбуха, потому что
были стихи не главбуха, не Павла Ивановича, и, значит, внешность была загадкой,
или причудой, или хитростью.
Заболоцкий сидел,
поставив на пол рядом с собой громадный портфель, и слушал кого-то из секции
переводчиков. И вдруг понималось: ничего сладостного и умилительного в лице.
Черты его правильны и строги. Поздний римлянин сидел перед нами и был отрешен,
отчужден от всего, что происходит вокруг. Нет, тут не было позы, ничего
задуманного, ничего для внешнего эффекта.
Одиночество не
показное, гордость скромная. И портфель — талисман, бутафория, соломинка,
броня. Он стоял рядом на полу, такой же отчужденный от всего, как и его
владелец. Он лежал на полу, как сторожевая собака, готовый в любую секунду
очутиться в руке. Нет, не в руке Павла Ивановича, может быть, в руке Каренина,
— когда отбрасывался главбух, проступал Каренин, и это было ближе и точнее, но
опять-таки не точно и не близко.
Точна посмертная маска:
классик, мастер, мыслитель.
Заболоцкий — характер
баховский. Конечно, баховский, с поправкой на XX век. Уже с простодушием
изверившимся, гармонией сломанной. Где «баховское», пантеистическое — лишь
форма, лишь противодействие ложному «бетховианству» и насмешка над дурашливым
Моцартом. И — разрыв между «важной», спокойной, старомодной манерой и пытливой,
современной, острой мыслью. И отсюда — гротеск.
В раннем Заболоцком —
явный, подчеркнутый. А потом — с кристаллизацией «баховской» формы — гротеск,
ушедший в глубь стиха.
Я встречал Николая
Алексеевича на разных обсуждениях и заседаниях.
А однажды провел с ним
целый день. Это было в Тарусе в середине июля 1958 года. Я приехал к Гидашам.
Ночевал у них. А утром пришел он.
Был он в сером
полотняном костюме, в летней соломенной шляпе. Опрятный, сдержанный, как
всегда! Уже не главбух, а милый чеховский, очень российский интеллигент.
Добрый, шутливый.
Они играли с Гидашем в
какую-то поэтическую игру и именовали друг друга «герцог», «барон». Игра была
обоим приятна и забавна.
Мы спустились по крутой
улочке к Оке — он, Гидаш, Агнесса и его дочь, тоненькая большеглазая девочка.
Гидаш и девочка пошли
кататься на лодке. А мы сели в районном парке на скамейку, сидели долго и
переговаривались неторопливо.
— Про меня пишут —
вторая молодость, — говорил Заболоцкий. — Какая там молодость! Стихи, которые я
печатаю, писаны тому назад лет двадцать... Когда поэта не печатают, в этом тоже
есть польза. Вылеживается, а лишнее уходит...
Он медленно закуривал
длинные папиросы и глядел на Оку, где в лодке, казавшейся уже очень маленькой,
плыли Гидаш и его дочь.
Потом поглядел на меня
и сказал:
— Отчего у вас лицо
такое... впечатлительное? Сразу видно, что кукситесь. А вам работать надо.
Работать, и все.
Он, наверное, и о себе
так думал всю жизнь: работать — и все. И работой называл это вечное отчуждение
от себя мыслей, чувств и тревог. Как работой называют рубку деревьев, то есть
отчуждение деревьев от леса и превращение его в дома или дрова. И если бы лес
умел сам себя уничтожать и еще думать об этом, то он так же просто назвал бы
это работой. Настоящий поэт всегда вырубает больше, чем может вырасти. И он
вырубал себя и запросто называл это работой, потому что не умел назвать это
«горением», «творчеством», «самоотдачей» или еще каким-нибудь красивым словом,
как это любят делать большинство поэтов, говоря о себе и называя работу таинством
— правы "они или не правы.
А потом он еще раз глянул на меня и добродушно
произнес:
— Вы — чудак. — Помолчал и добавил: — А я — нет.
Он, видимо, гордился тем, что не чудак, и думал, что
это отличает его от других поэтов.
Одна литературная дама там же, в Тарусе, сказала мне
с раздражением и с некоторым недоумением:
— Какой-то он странный. Говорит одни банальности,
вроде того, что ему нравится Пушкин.
Бедная дама привыкла к тому, что поэты стараются
говорить не то, что другие, и вести себя как-то особенно.
А ему самоутверждаться не нужно было. Он был гордый,
и если и суетный, то не в этом, не в том, что он называл — работа…
Заболоцкий в Тарусе
Мы оба сидим над Окою,
Мы оба глядим на зарю. Напрасно его беспокою, Напрасно я с ним говорю! Я знаю, что он умирает, И он это чувствует сам, И память свою умеряет, Прислушиваясь к голосам, Присматриваясь, как к находке, К тому, что шумит и живет... А девочка-дочка на лодке Далеко-далеко плывет. Он смотрит умно и степенно На мерные взмахи весла... Но вдруг, словно сталь из мартена, По руслу заря потекла. Он вздрогнул... А может, не вздрогнул, А просто на миг прервалась И вдруг превратилась в тревогу Меж нами возникшая связь. Я понял, что тайная повесть, Навеки сокрытая в нем, Писалась за страх и за совесть, Питалась водой и огнем. Что все это скрыто от близких И редко открыто стихам.. На соснах, как на обелисках, Последний закат полыхал. Так вот они - наши удачи, Поэзии польза и прок!.. - А я не сторонник чудачеств,- Сказал он и спичку зажег. 1958-1960
Фотография:
Н. А. Заболоцкий с женой и сыном. Сестрорецк, 1935
По книгам:
Воспоминания о Н. Заболоцком. – Москва :
Советский писатель, 1984.
Заболоцкий, Н. Н. Жизнь Н. А.
Заболоцкого. — Москва : Согласие, 1998.
|