Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 27 марта
исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Леонидовича Анчарова (1923 – 1990)
Вот идет художник и боится расплескать мир. Все тело его — это чаша, а глаза его, и уши, и ноздри — это гавани, куда плывут, толкаясь бортами, лодки, океанские корабли и мусор — месиво жизни. Чаша налита до краев, и все это перемешивается тяжелым пестиком сердца. А корабли плывут и плывут. М. Анчаров. Золотой дождь Михаил Анчаров — писатель, поэт, бард, драматург, сценарист и художник. Является одним из первых исполнителей в жанре авторская песня. В 1941г.Михаил
Анчаров с 1-го курса Архитектурного института ушел в армию, был десантником, затем
в 1944 г. окончил Институт военных переводчиков. Воевал в Маньчжурии, был награжден
орденом Красной Звезды, медалями. После демобилизации в 1947 г. поступил в Московский
художественный институт им. Сурикова. Окончив его, работал художником, переводчиком.
Еще в конце
1930-х годов Михаил Ачаров пробовал создавать песни на стихи В. Инбер, Б. Корнилова,
А. Грина. После войны он пишет песни на стихи собственного сочинения, достаточно
популярные у молодежи второй половины 1950-х — начала 1960-х., пишет также и прозу.
Первое
прозаическое произведение — повесть «Золотой дождь» — печатается в 1965 г. в
журнале «Москва», в 1966 г. появляется первая книга — «Теория невероятности», в
1969 г. — повесть «Этот синий апрель», фактически завершающая трилогию. Герои
этих повестей — Алеша Аносов, Костя Якушев, Гошка Панфилов — люди поколения
самого Анчарова. Детство и отрочество их было овеяно романтикой рассказов о
Гражданской войне и событиях в Испании, прямо со школьной или студенческой
скамьи они шагнули в огонь Отечественной. Вернувшись с войны, обретя
трагический опыт, они никогда уже не будут людьми успокоенными и сытыми; в
отличие от многих современников, они напряженно размышляют о жизни, ее законах
и смысле, они испытывают к ней живой творческий интерес. Аносов, герой «Теории
невероятности» — обычный паренек, выросший на старой московской улице, в 20
лет, тяжелораненный, он плюнул эсэсовцу в лицо, а в 40 лет способен как
мальчишка пролезть через чердак в школу на вечер или отчаянно влюбиться с
первого взгляда. «Я думаю с такой натугой... Я, наверно, даже шевелю губами и
подвываю», — признается герой. Он приходит к выводу, что жизнь, с ее неожиданными,
порой необъяснимыми поворотами, течет, подчиняясь глубоким законам, ускользающим
от обыденного взгляда.
В 1968 г.
выходят повести «Сода-солнце», «Золотая жилка Афродиты», «Поводырь крокодила»,
также образующие своеобразную «фантастическую трилогию». Ее героями становятся
те же Аносов, Якушев и Панфилов. Но форма фантастического повествования
предоставляет автору больший простор для осмысления действительности. Анчаров
избегает касаться темы современного ему социально-политического неустройства,
но его герои то смутно, то более отчетливо ощущают какое-то неблагополучие.
Отсюда — их постоянные мысли о Золотом веке, который можно и должно возродить
на земле. «Там по синим цветам / бродят кони и дети. / Мы поселимся в этом /
священном краю. / Там небес чистота. / Там девчонки как ветер, / там качаются в
седлах / и старые песни поют», — звучит песня в «Поводыре крокодила». Для них,
ученых, поэтов, художников, единственной дорогой к Золотому веку является
творчество, которое, подобно рембрандтовскому золотому дождю, оплодотворяет
жизнь. Герои Анчарова хотят жить в таком мире, где бы «ждали, мечтали,
надеялись»: «Городок-то ведь ждет... Я не заметил в городе ни любви, ни голода,
но я заметил тоску по необыденному... Может ли она править миром?»
Наибольшую
известность принес Анчарову роман «Самшитовый лес», вышедший в 1979 г. в «Новом
мире». Главный герой, Сапожников — по профессии наладчик — «обслуживает весь
белый свет», если что-то где-то «барахлит» по электрической части, по призванию
же он — талантливый изобретатель и мыслитель. Человек он не пробивной, не умеет
внедрить в жизнь свои открытия, в том числе вечный двигатель. Роман сложен по
композиции, в нем чередуются эпизоды детства в маленьком патриархальном
Калязине с военными воспоминаниями, элементы «производственного романа» — с
картинами давнего прошлого — гибели Атлантиды. Постоянные разрывы в действии,
смещение эпизодов во времени, прием «романа в романе», которым А. достаточно
удачно пользуется, элементы фантастики и гротеска, притчевая многомерность —
все это придает роману оригинальность. Присутствует в повествовании и явный
элемент игры, условности: в начале и в конце сообщается, что Сапожников
покупает петуха, и это символично: «Будит он нас, будит тысячи лет... А мы все
не просыпаемся».
В 1980-е годы у Анчарова выходит еще целый ряд романов и повестей:
«Дорога через хаос», «Прыгай, старик, прыгай!..», «Таинственная история»,
«Страстной бульвар», «Как птица Гаруда», и наконец, роман «Записки
странствующего энтузиаста» (1988 г.). Роман необычен по форме, это своеобразный
сплав дневниковой прозы, эссе и политического памфлета, в нем причудливо
переплетаются лирика и сатира, тонкие жизненные наблюдения и философские
размышления о сути творчества, о свободе и необходимости, о судьбах мира и
ядерном апокалипсисе. Когда в финале величественный старик — то ли Рембрандт,
то ли сам Господь Бог, как кажется герою, произносит что-то успокоительное по-староголландски,
мы понимаем, что он говорит: «Не унывай!»
Михаил Анчаров
БАЛЛАДА О ПАРАШЮТАХ Парашюты рванулись И приняли вес. Земля колыхнулась едва. А внизу - дивизии «Эдельвейс» И «Мертвая голова». Автоматы выли, Как суки в мороз; Пистолеты били в упор. И мертвое солнце На стропах берез Мешало вести разговор. И сказал Господь: - Эй, ключари, Отворите ворота в Сад! Даю команду От зари до зари В рай пропускать десант. И сказал Господь: - Это ж Гошка летит, Благушинский атаман. Череп пробит, Парашют пробит, В крови его автомат. Он врагам отомстил И лег у реки, Уронив на камни висок. И звезды гасли, Как угольки, И падали на песок. Он грешниц любил, А они - его, И грешником был он сам. Но где ж ты святого Найдешь одного, Чтобы пошел в десант? Так отдай же, Георгий, Знамя свое, Серебряные стремена. Пока этот парень Держит копье, На свете стоит тишина. И скачет лошадка, И стремя звенит, И счет потерялся дням, И мирное солнце Топочет в зенит Подковкою по камням. ОНА БЫЛА ВО ВСЕМ ПРАВА Она была во всем права - И даже в том, что сделала. А он сидел, дышал едва, И были губы белые. И были черные глаза, И были руки синие. И были черные глаза Пустынными пустынями. Пустынный двор жестоких лет, Пустырь, фонарь и улица. И переулок, как скелет, И дом подъездом жмурится. И музыка ее шагов Схлестнулась с подворотнею, И музыка ее шагов - Таблеткой приворотною. И стала пятаком луна, Подруга полумесяца, Когда потом ушла она, А он решил повеситься. И шантажом гремела ночь, Улыбочкой приправленным. И шантажом гремела ночь, И пустырем отравленным. И лестью падала трава, И местью встала выросшей. И ото всех его бравад Остался лишь пупырышек. Сезон прошел, прошел другой - И снова снег на паперти. Сезон прошел, прошел другой - Звенит бубенчик капелькой. И заоконная метель, И лампа - желтой дынею. А он все пел, все пел, все пел, Наказанный гордынею. Наказан скупостью своей, Устал себя оправдывать. Наказан скупостью своей И страхом перед правдою. Устал считать улыбку злом, А доброту - смущением. Устал считать себя козлом Любого отпущения. Двенадцать падает. Пора! Дорога в темень шастает. Двенадцать падает. Пора! Забудь меня, глазастого! По книгам: Анчаров, М. Л. Теория невероятности. — Москва, 1966. Анчаров, М. Л. Самшитовый лес : роман. — Москва, 1981.
Анчаров, М. Л. Дорога через хаос. — Москва, 1983.
Анчаров, М. Л. Приглашение на праздник. — Москва,1986.
Анчаров, М. Л. Записки странствующего энтузиаста. — Москва, 1988.
Анчаров, М. Л. Как птица Гаруда. — Москва, 1989.
Анчаров, М. Л. Звук шагов. — Москва, 1992.
Русская литература XX века: прозаики, поэты, драматурги :
биобиблиографический словарь / Ин-т рус. лит. ; под общ. ред. Н. Н. Скатова. — Москва
: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
По материалам сайта: |