Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 1
марта исполняется 210 лет со дня рождения Федора Сологуба (1863-1927)
Только дети, вечные, неустaнныe сосуды божьей рaдости нaд землею, были живы и бежaли, и игрaли, — но уже и нa них нaлеглa косность, и кaкое-то безликое и незримое чудище, угнездясь зa их плечaми, зaглядывaло порою глaзaми, полными угроз, нa их внезaпно тупеющие лицa. Ф. Сологуб. Мелкий бес Федор Солоуб (настоящее имя Федор Кузьмич Тетерников) входит в четверку наиболее знаменитых писателей своего времени вместе с Л. Андреевым, Ф. Куприным и М. Горьким. «Какой-то русский Шопенгауэр, вышедший из удушливого подвала» (А. Волынский. Книга великого гнева). Близок Сологубу и Ницше с его темами «дионисийства» и «героического пессимизма». Стоял у истоков художественных прозрений Сологуба и Достоевский, от которого им был унаследован «трагизм подполья». Сугубо сологубовским выступает мотив упоения страданием: «В этих жилах струится растленная кровь, / В этом сердце немая трепещет тоска, / И порочны мечты, и бесстыдна любовь, / И безумная радость дика» («Я устал, я едва только смею дышать...», 1895). С
выходом в 1908 году лучшей итоговой книги стихов «Пламенный круг» Сологуб
признается современниками крупнейшим явлением в поэзии: «В современной
литературе я не знаю ничего более цельного, чем творчество Сологуба», — писал
Александр Блок в «Письмах о поэзии» (1908), утверждая далее, что «Сологуб давно
уже стал художником совершенным и, может быть, не имеющим себе равного в
современности». «...Его поэзия, — высказался в статье «Поэзия и проза Федора
Сологуба» (1909) Л. Шестов, — как ответы Пифии — вечная мучительная загадка… у
Сологуба не внешнее, а внутреннее сходство с древними оракулами. Я уверен, что
если бы он захотел "объяснить" себя — это ему не удалось бы. Он
говорит многое, глубокое, важное, значительное. Но Сократ признал бы, что он не
понимает того, что говорит. Да и говорит ли он? В стихах, безусловно, не
говорит: поёт. Я не знаю никого среди современных русских поэтов, чьи стихи
были бы ближе к музыке, чем стихи Сологуба. Даже тогда, когда он рассказывает
самые ужасные вещи — про палача, про воющую собаку — стихи его полны
таинственной и захватывающей мелодии. Как можно петь про собачий вой, как можно
воспевать палача? Не знаю, это тайна Сологуба, даже, может быть, не самого
Сологуба, а его странной музы, которой он никогда не видел и о которой он не
мог бы ничего рассказать». Отмечалось также значительное ритмическое и
строфическое богатство поэзии Сологуба. Утонченную его звукопись характеризовал
в своей статье И. Анненский: «Помните вы эту «Тихую колыбельную»... Вся из
хореев, усеченных на конце нежно открытой рифмой. На ли, ю, ду, на, да, изредка
динькающий — день — тень, сон — лен или узкой шепотной — свет — нет. Сколько в
этой элегии чего-то истомленного, придушенного, еле шепчущего,
жутко-невыразимо-лунного...».
Наряду
с исключительной способностью, по признанию самого Сологуба, к «воспроизведению
болезненных состояний дум, истерических ощущений, умением передавать сны,
кошмары, химеры и т. д.» он является вместе с тем и художником светлого,
гармонического мира. Об этом пишется на первых страницах романа «Творимая
легенда»: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную
легенду...». Находит писатель для определения этого творческого процесса
выразительный символ — «дульцинировать» жизнь (от имени героини романа
Сервантеса «Дон Кихот» Дульцинеи — воображаемой прекрасной дамы, которую герой
в ослеплении своей мечты видел в простой и грубой крестьянке Альдонсе).
В
соответствии со своей концепцией двоемирия Сологуб перестраивает традиционное
представление о смерти, она в его произведениях выступает положительным
персонажем, некой «Прекрасной Дамой», уводящей героев из ущербной
действительности в мир «истинного бытия». Не случайно умирают у него чаще всего
люди, достойные быть в лучшем мире, преимущественно дети.
Федор
Сологуб
Недотыкомка
серая
Вокруг меня вьется да вертится, — То не Лихо ль со мною очертится Во единый погибельный круг? Недотыкомка серая Истомила коварной улыбкою, Истомила присядкою зыбкою, — Помоги мне, таинственный друг! Недотыкомку серую Отгони ты волшебными чарами, Или наотмашь, что ли, ударами, Или словом заветным каким. Недотыкомку серую Хоть со мной умертви ты, ехидную, Чтоб она хоть в тоску панихидную Не ругалась над прахом моим. ***
Войди в меня, побудь во
мне,
Побудь со мною хоть недолго. Мы помечтаем в тишине. Смотри, как голубеет Волга. Смотри, как узкий серп луны Серебряные тучки режет, Как прихоть блещущей волны Пески желтеющие нежит. Спокоен я, когда Ты здесь. Уйдешь,— и я в тоске, в тревоге, Влекусь без сил, разметан весь, Как взвеянная пыль дороги. И если есть в душе мечты, Порой цветущие стихами, Мне их нашептываешь Ты Своими легкими устами. Фотография:
Фёдор Сологуб и Анастасия Чеботаревская. Начало 1910-х годов. По книгам: Сологуб, Ф. К. Мелкий бес. — Москва: Правда, 1989. — 474с. Неизданный Федор Сологуб : стихи, документы, мемуары
/ под ред. М. М. Павловой и А. В. Лаврова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус.
литературы (Пушк. Дом). — Москва : Новое литературное обозрение, 1997. — 575 с.
Сологуб, Ф. К. Стихотворения. — Томск: Водолей,
1995. — 480 с.
Русская литература XX века: прозаики, поэты,
драматурги : биобиблиографический словарь / Ин-т рус. лит. ; под общ. ред. Н.
Н. Скатова. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
По материалам сайтов: |