| 
  Общественная организация  Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края  | ||||||||||
  | ||||||||||
  | ||||||||||
| 
 Юбилеи  8 октября исполняется 125 лет со дня
    рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) 
   Нашу юность глотает Цветаева, нашу
    зрелость выплевывает Ахматова.Юнна
    Мориц 
  По
    наблюдению Андрея Немзера,  «Цветаева, к сожалению, не была до сих пор
    прочитана с той серьезностью и ответственностью, что окрасили восприятие
    Ахматовой, Пастернака и Мандельштама. Заблуждений, мифотворчества и конъюнктуры
    хватило (хватает) и на них, но то – болезненные искривления сильной традиции.
    Осмысление Цветаевой как великого поэта – дело будущего». 
  В
      дни празднования 120-летия Марины Цветаевой предлагаем познакомиться с
      любопытными дневниковыми записями о поэте  Александра Шмемана (1921-1983), проповедника
      и богослова. Как и все многочисленные впечатления, собственная жизнь,
      литература соотносится отцом Александром с высшими ценностями, подвергаются
      религиозному осмыслению.  
    Стихотворение
      «Была б жива Цветаева» принадлежит перу Леонида Губанова (1946 —1983), создателя
      московского литературного кружка СМОГ 60-х годов. За исключением самиздата при
      жизни поэт практически не публиковался. 
  Александр
    Шмеман 
  Понедельник,
    16 января 1978  
  Кончил
    "Живые лица" Гиппиус. Нет, все-таки по-своему замечательная книга.
    Чтобы остаться в той же, так всегда меня интересующей, атмосфере, перелистывал
    "Неизданные письма" Цветаевой. Всегда страшная к ней, к ее
    беззащитности жалость. А вместе с тем сильное отталкивание от всего ее стиля и
    тона. Мне не по душе вечный ее напролом. А также постоянная игра словами, ее,
    хотя и действительно потрясающий, но мне как бы подозрительный, "словесный
    дар", чуть ли не какая-то поэтическая "глоссолалия". Я понимаю
    теперь, что это же самое меня отталкивает в раннем (да и не только раннем)
    Пастернаке. Ее искусство не имело в себе смирения, настоящего, Божественного
    смирения. Она словом "владела", над ним "владычествовала",
    как именно владычества хочет она и над своими корреспондентами. Она им целиком,
    без остатка отдается, но с тем, чтобы они не только так же отдались ей, а
    изнутри ей, ее любви, ее "напролом" подчинились. И, однако, какая во
    всем этом жалость, как ее бесконечно, безмерно жалко.  
  Искусство
    самоутвержденья, искусство - власть над словом, искусство без смирения. В
    другом "регистре" - это также Набоков. И потому искусство таланта
    (который все может), а не гения (который "не может не..."). В
    Набокове, может быть, и был гений, но он предпочел талант, предпочел власть
    (над словами), предпочел "творчество" - служению. Кривая таланта - от
    удачи к неудаче ("Ада", поздний Набоков, которому так очевидно нечего
    больше сказать, ибо все возможные - в его таланте - удачи исчерпаны). Гений,
    даже самый маленький, ибо гений совсем не обязательно "огромен", - от
    неудачи к удаче (по-настоящему чаще всего - посмертной, ибо требующей отдаления
    или даже, по "закону" или "пути зерна", - смерти и
    воскресения...). В Цветаевой гения, пожалуй, и не было. Но был огромный талант,
    и отсюда - психология всесилия, вызова, требования, самоутверждения (не как
    человека, а как поэта), бескомпромиссности (утверждения несомненной правды
    своего искусства при слепоте к "искусству правды"). Цветаева любила в
    себе свою "стопроцентность", "жертвенность", "безмерность"
    и, в сущности, не признавала за собою - поскольку абсолютно отождествляла себя,
    и, наверное, справедливо, с поэтом в себе - никаких недостатков. И потому
    виноваты (в ее тяжелой жизни, в невозможности из-за этого творить и т.д.) всегда
    были Другие. В отличие от Блока, от Ахматовой, она - человек без чувства вины
    или ответственности (кроме как за правду своего искусства, его подлинности, а
    не "подделки"). Те берут на себя - Россию, мир, революцию, грехи и
    т.д., Цветаева - нет. Поэтому Блок, Ахматова, даже погибая, побеждают,
    преображают своим творчеством тьму и хаос. Цветаева гибнет пораженная. В
    трагедии Блока, Ахматовой, Мандельштама - есть торжество. В гибели Цветаевой -
    только ужас, только жалость, победа бессмысленной "Елабуги". А
    Набоков, тот даже не "гибнет". Его гибель - это тот мертвый свет,
    который навсегда излучает его искусство.  
  Среда,
    18 января 1978  
  Продолжаю
    читать письма Цветаевой. И отказываюсь от позавчерашних
    "рассуждений". Только жалость, только ужас от этой замученной жизни...  
  Понедельник,
    23 января 1978  
  Сегодня
    - прием и молебен в Syosset. Во время молебна вдруг поразил солнечным лучом
    светящийся, горящий позолотой подсвечник. Словно - вещи молча говорят нам,
    напоминают о чем-то, показывают. И так как время тут ни при чем - всегда это
    явление - мимолетное - вечности.  
  Письма
    Цветаевой к Пастернаку. Как можно так писать и как "стыдно", должно
    быть, такие письма получать? Сплошной вопль, до предела нажатая педаль. Бедная
    женщина... При чтении этой книги все время вопрос: почему на долю одних
    выпадает столько трудностей, такая беспросветно тяжелая жизнь, а другим - нет?
    Ведь, в сущности, ей так мало нужно было, но вот даже этого мало никогда, ни на
    день ей не было дано. В чем здесь доля - не "вины" ее - а отсутствия в
    ней чего-то и, одновременно, присутствия! Отсутствия чувства меры, того приятия
    жизни - то есть повседневности, которое необходимо для победы над ней,
    присутствия пафоса, требования, "бескомпромиссности" и потому своего
    рода мании преследования. Одно дело говорить правду и, если нужно,
    "страдать" за нее. Другое - "лезть на рожон", "резать
    правду-матку" (или то, что - в данную минуту - ею считаешь) и видеть в
    каждом несогласном - врага. А М.Ц. вся во втором варианте. Все так преувеличенно,
    так громко, так "нарочно", что люди - так мне кажется - поневоле от
    нее бежали, а она переживала это как одиночество и травлю.  
  Вторник,
    24 января 1978 Цветаева:  
  Стр.450:
    "...замечаю, что ненавижу все, что - любие: самолюбие, честолюбие,
    властолюбие, сластолюбие, человеколюбие - всякое по-иному, но все равно. Люблю
    любовь... а не любие. (Даже боголюбия не выношу: сразу религиозно-философские
    собрания, где все что угодно, кроме Бога и любви)".  
  Кончил
    эти письма, и чувство, что редко приходилось читать такую трагическую книгу.
    История утопающей на глазах у всех... И второе чувство: письма эти
    устанавливают живую личную связь. Уже в воскресенье - как-то естественно,
    ненарочито - помянул рабу Божию Марину на проскомидии. Вот уж действительно к
    ней можно отнести слова молитвы: "покоя, тишины...".  
  "Мания
      величия" не у нее, а у ее искусства. Сама говорит - "le divin
      orgueil"1. В том-то все и дело, однако, что у Бога нет orgueil... И потому
      и в поэзии ее - самое слабое, как раз, все большое - поэмы:
      "Перекоп", "Крысолов". А подлинное и хорошее - стихи
      (лирика), проза и вот письма. 
  Леонид
    Губанов 
  Марине
    Цветаевой 
  Была
    б жива Цветаева,
     
  Пошел бы в ноги кланяться - Пускай она седая бы И в самом ветхом платьице. Понес бы водку белую И пару вкусных шницелей, Присел бы наглым беркутом - Знакомиться ль? Молиться ли?.. Пускай была бы грустная И скатерть даже грязная, Но только б слышать с уст ее Про розовое разное. Но только б видеть глаз ее Фиалковые тени И чудо челки ласковой И чокнуться в колени. Жила на свете меточка Курсисточкой красивой, В бумажном платье девочка Петлю с собой насила. Писала свитки целые, Курила трубку черную, Любила спать за церковью, Ходить в пацаньих чоботах. И доигралась, алая, И потеряла голову, Одно лишь слово балуя, Ты замерзала голая. Один лишь стол в любовниках, Одна лишь ночь в избранницах, Ах, от тебя садовнику Вовеки не избавиться... Небесному - небесное, Земному - лишь земное. И ты летишь над бездною Счастливейшей звездою. Все понялА - отвергнула, Поцеловала - ахнула, Ну а теперь ответа жди От золотого Ангела! Пусть сыну честь - гранатою А мужу слава - пулей, Зато тебя с солдатами Одели и обули. И ничего не вспомнила, Перекрестилась толечко - Налей стаканы полные, Зажри все лунной корочкой! Здоровье пью рабы твоей Заложницы у Вечности Над тайнами зарытыми, Страстями подвенечными. Какое это яблоко По счету своевольное. Промокшая Елабуга, Печаль моя запойная... Была б жива Цветаева, Пошел бы в ноги кланяться За то, что не святая ты, А лишь страстная пятница. И грустная, и грешная, И горькая, и сладкая Сестрица моя нежная, Сестрица моя славная. Дай Бог в гробу не горбиться, Мои молитвы путая, Малиновая горлица Серебряного утра! По книгам: 
  |