Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 8 октября исполняется 125 лет со дня
рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941)
Нашу юность глотает Цветаева, нашу
зрелость выплевывает Ахматова.
Юнна
Мориц
По
наблюдению Андрея Немзера, «Цветаева, к сожалению, не была до сих пор
прочитана с той серьезностью и ответственностью, что окрасили восприятие
Ахматовой, Пастернака и Мандельштама. Заблуждений, мифотворчества и конъюнктуры
хватило (хватает) и на них, но то – болезненные искривления сильной традиции.
Осмысление Цветаевой как великого поэта – дело будущего».
В
дни празднования 120-летия Марины Цветаевой предлагаем познакомиться с
любопытными дневниковыми записями о поэте Александра Шмемана (1921-1983), проповедника
и богослова. Как и все многочисленные впечатления, собственная жизнь,
литература соотносится отцом Александром с высшими ценностями, подвергаются
религиозному осмыслению.
Стихотворение
«Была б жива Цветаева» принадлежит перу Леонида Губанова (1946 —1983), создателя
московского литературного кружка СМОГ 60-х годов. За исключением самиздата при
жизни поэт практически не публиковался.
Александр
Шмеман
Понедельник,
16 января 1978
Кончил
"Живые лица" Гиппиус. Нет, все-таки по-своему замечательная книга.
Чтобы остаться в той же, так всегда меня интересующей, атмосфере, перелистывал
"Неизданные письма" Цветаевой. Всегда страшная к ней, к ее
беззащитности жалость. А вместе с тем сильное отталкивание от всего ее стиля и
тона. Мне не по душе вечный ее напролом. А также постоянная игра словами, ее,
хотя и действительно потрясающий, но мне как бы подозрительный, "словесный
дар", чуть ли не какая-то поэтическая "глоссолалия". Я понимаю
теперь, что это же самое меня отталкивает в раннем (да и не только раннем)
Пастернаке. Ее искусство не имело в себе смирения, настоящего, Божественного
смирения. Она словом "владела", над ним "владычествовала",
как именно владычества хочет она и над своими корреспондентами. Она им целиком,
без остатка отдается, но с тем, чтобы они не только так же отдались ей, а
изнутри ей, ее любви, ее "напролом" подчинились. И, однако, какая во
всем этом жалость, как ее бесконечно, безмерно жалко.
Искусство
самоутвержденья, искусство - власть над словом, искусство без смирения. В
другом "регистре" - это также Набоков. И потому искусство таланта
(который все может), а не гения (который "не может не..."). В
Набокове, может быть, и был гений, но он предпочел талант, предпочел власть
(над словами), предпочел "творчество" - служению. Кривая таланта - от
удачи к неудаче ("Ада", поздний Набоков, которому так очевидно нечего
больше сказать, ибо все возможные - в его таланте - удачи исчерпаны). Гений,
даже самый маленький, ибо гений совсем не обязательно "огромен", - от
неудачи к удаче (по-настоящему чаще всего - посмертной, ибо требующей отдаления
или даже, по "закону" или "пути зерна", - смерти и
воскресения...). В Цветаевой гения, пожалуй, и не было. Но был огромный талант,
и отсюда - психология всесилия, вызова, требования, самоутверждения (не как
человека, а как поэта), бескомпромиссности (утверждения несомненной правды
своего искусства при слепоте к "искусству правды"). Цветаева любила в
себе свою "стопроцентность", "жертвенность", "безмерность"
и, в сущности, не признавала за собою - поскольку абсолютно отождествляла себя,
и, наверное, справедливо, с поэтом в себе - никаких недостатков. И потому
виноваты (в ее тяжелой жизни, в невозможности из-за этого творить и т.д.) всегда
были Другие. В отличие от Блока, от Ахматовой, она - человек без чувства вины
или ответственности (кроме как за правду своего искусства, его подлинности, а
не "подделки"). Те берут на себя - Россию, мир, революцию, грехи и
т.д., Цветаева - нет. Поэтому Блок, Ахматова, даже погибая, побеждают,
преображают своим творчеством тьму и хаос. Цветаева гибнет пораженная. В
трагедии Блока, Ахматовой, Мандельштама - есть торжество. В гибели Цветаевой -
только ужас, только жалость, победа бессмысленной "Елабуги". А
Набоков, тот даже не "гибнет". Его гибель - это тот мертвый свет,
который навсегда излучает его искусство.
Среда,
18 января 1978
Продолжаю
читать письма Цветаевой. И отказываюсь от позавчерашних
"рассуждений". Только жалость, только ужас от этой замученной жизни...
Понедельник,
23 января 1978
Сегодня
- прием и молебен в Syosset. Во время молебна вдруг поразил солнечным лучом
светящийся, горящий позолотой подсвечник. Словно - вещи молча говорят нам,
напоминают о чем-то, показывают. И так как время тут ни при чем - всегда это
явление - мимолетное - вечности.
Письма
Цветаевой к Пастернаку. Как можно так писать и как "стыдно", должно
быть, такие письма получать? Сплошной вопль, до предела нажатая педаль. Бедная
женщина... При чтении этой книги все время вопрос: почему на долю одних
выпадает столько трудностей, такая беспросветно тяжелая жизнь, а другим - нет?
Ведь, в сущности, ей так мало нужно было, но вот даже этого мало никогда, ни на
день ей не было дано. В чем здесь доля - не "вины" ее - а отсутствия в
ней чего-то и, одновременно, присутствия! Отсутствия чувства меры, того приятия
жизни - то есть повседневности, которое необходимо для победы над ней,
присутствия пафоса, требования, "бескомпромиссности" и потому своего
рода мании преследования. Одно дело говорить правду и, если нужно,
"страдать" за нее. Другое - "лезть на рожон", "резать
правду-матку" (или то, что - в данную минуту - ею считаешь) и видеть в
каждом несогласном - врага. А М.Ц. вся во втором варианте. Все так преувеличенно,
так громко, так "нарочно", что люди - так мне кажется - поневоле от
нее бежали, а она переживала это как одиночество и травлю.
Вторник,
24 января 1978 Цветаева:
Стр.450:
"...замечаю, что ненавижу все, что - любие: самолюбие, честолюбие,
властолюбие, сластолюбие, человеколюбие - всякое по-иному, но все равно. Люблю
любовь... а не любие. (Даже боголюбия не выношу: сразу религиозно-философские
собрания, где все что угодно, кроме Бога и любви)".
Кончил
эти письма, и чувство, что редко приходилось читать такую трагическую книгу.
История утопающей на глазах у всех... И второе чувство: письма эти
устанавливают живую личную связь. Уже в воскресенье - как-то естественно,
ненарочито - помянул рабу Божию Марину на проскомидии. Вот уж действительно к
ней можно отнести слова молитвы: "покоя, тишины...".
"Мания
величия" не у нее, а у ее искусства. Сама говорит - "le divin
orgueil"1. В том-то все и дело, однако, что у Бога нет orgueil... И потому
и в поэзии ее - самое слабое, как раз, все большое - поэмы:
"Перекоп", "Крысолов". А подлинное и хорошее - стихи
(лирика), проза и вот письма.
Леонид
Губанов
Марине
Цветаевой
Была
б жива Цветаева,
Пошел бы в ноги кланяться - Пускай она седая бы И в самом ветхом платьице. Понес бы водку белую И пару вкусных шницелей, Присел бы наглым беркутом - Знакомиться ль? Молиться ли?.. Пускай была бы грустная И скатерть даже грязная, Но только б слышать с уст ее Про розовое разное. Но только б видеть глаз ее Фиалковые тени И чудо челки ласковой И чокнуться в колени. Жила на свете меточка Курсисточкой красивой, В бумажном платье девочка Петлю с собой насила. Писала свитки целые, Курила трубку черную, Любила спать за церковью, Ходить в пацаньих чоботах. И доигралась, алая, И потеряла голову, Одно лишь слово балуя, Ты замерзала голая. Один лишь стол в любовниках, Одна лишь ночь в избранницах, Ах, от тебя садовнику Вовеки не избавиться... Небесному - небесное, Земному - лишь земное. И ты летишь над бездною Счастливейшей звездою. Все понялА - отвергнула, Поцеловала - ахнула, Ну а теперь ответа жди От золотого Ангела! Пусть сыну честь - гранатою А мужу слава - пулей, Зато тебя с солдатами Одели и обули. И ничего не вспомнила, Перекрестилась толечко - Налей стаканы полные, Зажри все лунной корочкой! Здоровье пью рабы твоей Заложницы у Вечности Над тайнами зарытыми, Страстями подвенечными. Какое это яблоко По счету своевольное. Промокшая Елабуга, Печаль моя запойная... Была б жива Цветаева, Пошел бы в ноги кланяться За то, что не святая ты, А лишь страстная пятница. И грустная, и грешная, И горькая, и сладкая Сестрица моя нежная, Сестрица моя славная. Дай Бог в гробу не горбиться, Мои молитвы путая, Малиновая горлица Серебряного утра! По книгам:
|