18 июня исполняется 210 лет со дня рождения Ивана
Александровича Гончарова (1812 –1891)
Я
не требую похвал себе, но желал бы, конечно, чтобы к труду моему отнеслись
серьезно и зрело, притом искренно, а не давали на жертву грудным
младенцам.
Из письма И. А. Гончарова к С.А. Никиненко, 15 мая 1869г.
Иван
Александрович Гончаров принадлежит к числу самых глубоких и прозорливых
русских классиков. «Фрегат «Паллада», «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв»,
- знаменитые романы, появлявшиеся с интервалом в десятилетие, давно вошли в
круг необходимого русского чтения, основное ядро того, что называется русской
ментальностью.
И, тем не менее,
человечески Гончаров по сию пору остается не вполне понятен. Беглая реплика в
одном из писем Ф. М. Достоевского 1956г.: Гончаров – человек «с душой
чиновника, без идей, и с глазами вареной рыбы, которого Бог, будто насмех,
одарил блестящим талантом»… Другие пишут о выразительных, приковывающих к себе
глазах Гончарова – « и в то же время таких печальных, что самому вдруг грустно
станет…»
В жизни Гончарова
многое мучительно, многое сокрыто... «… Если б Вы знали, сквозь какую грязь,
сквозь какой разврат, мелочь, грубость понятий, ума, сердечных движений души
проходил я от пелен и чего стоило бедной моей натуре пройти сквозь фалангу
всякой нравственной и материальной грязи и заблуждений, чтоб выкарабкаться и на
ту стезю, на которой Вы видели меня, все еще грубого, нечистого, неуклюжего и
все вздыхающего по том светлом и прекрасном человеческом образе, который часто
снится мне и за которым, чувствую, буду всегда гоняться так же бесплодно, как
гоняется за человеком его тень…(Из письма И. Гончарова И. И. Льховскому.
Двадцать которое-то июля 1853. Острова Бонин-Сима, Порт Ллойда27° с. ш. 142° в.
д.) Личность Гончарова привлекательна не наружным блеском, а своей глубокой
сутью. Изо дня в день Иван Александрович «побеждал собственную слабость,
подавлял тоску и неверие, одолевал смутность обычных впечатлений, чтобы
сотворить жизнь, пронизанную ясностью чувств, смыслов картин» (Е. Калмановский).
Прав
был И.С. Тургенев: «Пока останется хоть один русский, – до тех пор будут
помнить Обломова».
А. Ф. Кони
Из очерка «ИВАН
АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ»
Он точно следовал
рецепту замечательного художника-живописца Федотова: в деле искусства надо дать
себе настояться; художник-наблюдатель - то же, что бутыль с наливой: вино есть
ягоды есть -нужно только уметь разлить вовремя. Медлительному, но творческому духу
Гончарова была несвойственна лихорадочная потребность высказываться по возможности
немедленно, и этим в значительной степени объясняется гораздо меньший успех
"Обрыва" сравнительно с двумя первыми его романами: русская жизнь
опередила медлительную отзывчивость художника. Ему было свойственно страдальчески
переживать тяжелые муки рождения своих произведений. Он часто сомневался в
себе, падал духом, бросал написанное и принимался за начатое произведение
снова, то не доверяя своим силам, то пугаясь разгара своей фантазии. Так, он
писал в 1868 году М. М. Стасюлевичу: "Морально вы осмысливали мой труд
("Обрыв"), предсказывая его значение, и поселили и во мне, вместо
крайней недоверчивости к себе самому, некоторую уверенность к написанному и
бодрость - идти дальше. Я смелее гляжу вперед-и плодом этого то, что все
остальное... стоит готовое у меня в голове, как будто то, что крылось так долго
где-то внутри меня, вдруг высыпало, как сыпь, наружу. Ах, если б уж совсем в
течение лета нарвало и прорвалось. Как это нужно! Тогда бы я оправдался и перед
публикой в долгом молчании...". "Перспектива вся открылась передо
мной до самой будущей могилы Райского, с железным крестом, обвитым
тернием". В том же году он писал тому же: "У меня мечты, желания и молитвы
Райского кончаются, как торжественным аккордом в музыке, апофеозом женщин,
потом родины, России, наконец, божества и любви... Я боюсь, боюсь этого
небывалого у меня притока фантазии, боюсь, что маленькое перо мое не выдержит,
не поднимется на высоту моих идеалов". Но он, однако, знал цену этих мук
творчества. Когда в половине восьмидесятых годов почетный академик К. Р.
сообщил ему, что трудится над большой поэмой, которая стоит ему неимоверных
усилий, то радостных мгновений, то минут отчаяния, он отвечал: "Вот эти-то
минуты отчаяния и суть залоги творчества! Это глубоко радует меня... Если б их
не было, а было одно только доброе и прекрасное, тогда хоть перо клади".
Иллюстрация:
И.А. Гончаров. Портрет работы И. П. Раулова, 1868.
По книгам:
Калмановский Евгений Соломонович.
Путник
запоздалый: рассказы и разборы: Советский писатель, Ленинградское отделение,
1985.
Утевский Лев Самойлович.
Жизнь
Гончарова: Воспоминания. Письма. Дневники. - Москва: Аграф, 2000. -
(Литературная мастерская).
По материалам сайтов: