Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 31 мая
исполняется 120 лет со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского
(1892-1968)
...Надо всё пройти, всё выдержать для того, чтобы создать себя...
К.Г. Паустовский
Читателям хорошо с Паустовским. Это необыкновенно много, когда читателю с
писателем хорошо. И это совсем не часто случается, даже когда писатель большой
художник, потому что доброта - это совсем не непременное свойство таланта.
Доброта – разновидность дара художника. Паустовский в большом смысле добрый
художник.
Э. Миндлин
Константина
Георгиевича Паустовского большинство знает как великолепного певца российской
природы, из-под пера которого вышли описания Средней полосы, Причерноморья и
Окского края. Мало кому известны написанные в напряженном, порой
аффектированном романтическом стиле романы и повести Паустовского, действие
которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн
и революций, социальных потрясений и надежд.
Писательская
зрелость Паустовского пришлась на 30- 50-е годы ХХ века. Тынянов нашел в те
годы спасение в литературоведении, Бахтин - в культурологии, Паустовский же - в
изучении природы языка и творчества, в красотах лесов Рязанщины, в тихом
провинциальном уюте Тарусы. Лишь в дневниках писателя прорывается: “Я...
человек с поврежденной психикой. Повреждение какое-то тихое, упорное,
мучительное... Я думаю о жизни, которой не может быть, — наивной, прекрасной до
глупости, — за это меня презирают, в лучшем случае снисходят, как к безвредному
чудаку... В чужом молчании я чувствую прекрасно мысль о том, что я „слабенький
писатель”, но никто, никто не видит или не хочет видеть, сколько тоски,
отчаяния, крови и заплеванных надежд во всей этой глупой фантастике... Нет ни
минуты, когда я не ощущал бы это чувство катастрофы...” (25 октября 1927 года).
Из
современных Паустовскому писателей только М. Пришвину и И. Соколову-Микитову
удалось в полной мере передать очарование срединной России, как это сделал
Паустовский в «Мещерской стороне». Заслуга Паустовского заключалась еще и в
том, что он совершил своеобразное «географическое», психологическое, но
главным образом поэтическое открытие Мещеры и подарил ее миллионам читателей
как драгоценную жемчужину природы.
В
1960-е годы «доктор Пауст» стал одним их самых читаемых из отечественных
прозаиков, поистине живым классиком. Пришло и мировое признание. «Повесть о
жизни» К. Паустовского в 1965г. была номинирована на Нобелевскую премию –
наряду с «Тихим Доном» М. Шолохова.
Борис
Чичибабин впоследствии рассуждал по этому поводу так: «Тихий Дон», несомненно,
великий эпический роман, и премия его создателю была присуждена заслуженно, а
все-таки жаль, что не Паустовскому, которому, как уже было сказано, с премиями
вообще не везло… Если бы выбор между ними двумя в какой-то мере зависел от
меня, я бы все-таки задумался. Конечно, у Шолохова есть свои очевидные
преимущества. Таких живых людей, как у него, такой многоцветно-цветущей,
многоголосо-шумящей, пахнущей, кровеносно-дышащей земли и плоти у Паустовского
нет и в помине. У него сам воздух скрадывает, развоплощает, отбрасывает многие
неприятные для зрения, бытовые, подробно-пластические, тем более физиологические
черты и стороны жизни. Но ведь Нобелевская премия присуждается писателям всего
мира, одна на весь мир, и она должна присуждаться не просто за высокую
художественность, но за такую, какая открывает новые горизонты, прокладывает
новые пути. Меня не тянет перечитывать «Тихий Дон». В отличие от «Войны и
мира», с которым его часто и, по-моему, безосновательно сравнивают, этот
трагедийно-живописный, добротно-подробный, язычески-стихийный эпос
представляется мне несколько устарелым, этнографически-архаическим,
принадлежащим и интересным скорее минувшему, чем настоящему и будущему.
Поэтическая проза Паустовского с графически-бегло набросанными героями, но
освещенными светом вечности, заставляющая читателя думать, воображать, мечтать,
кажется мне более современной и перспективной… Будь я в Нобелевском комитете, я
проголосовал бы за Паустовского.
Он
еще и тем современен нам, сопричастен нашим сегодняшним тревогам и страхам, что
у него было два бога – русская природа и мировая культура, – а им обоим
приходится плохо…»
Ю. Трифонов вспоминал семинары К.С. Паустовского в Литературном институте:
«Его отношение к труду писателя было почти мистически уважительное. Любой
писатель - пускай маленький, незаметный, ничтожно успевший, но настоящий - был
для Константина Георгиевича существом в некотором смысле сверхъестественным. К
нему предъявлялись особые требования, к обычным людям не применимые.
Паустовский много думал и писал о людях, создающих книги. В предисловии к
собранию своих сочинений на склоне лет он напишет: "Необходимо знать,
какие побуждения руководят писателем в его работе. Сила и чистота этих
побуждений находятся в прямом отношении или к признанию писателя со стороны
народа, или к безразличию и даже прямому отрицанию всего им сделанного».
Иллюстрация:
Марлен Дитрих и
Константин Паустовский. Москва, 1963 По книгам:
Воспоминания о
Константине Паустовском. – М.: Советский писатель, 1983
Паустовский Константин
Георгиевич. Избранные произведения: в 3 т. – М.: Русская книга, 1995
Чичибабин Борис Алексеевич.
В стихах и прозе. – Харьков: Фолио; Каравелла, 1998. По материалам сайтов:
|