Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 6 апреля исполняется 210 лет со дня рождения Александра
Ивановича Герцена (1812-1870)
Стиль Герцена, полный энергии, возвышенно прекрасен. Тут настоящий
оркестр, симфоническая поэма времён Берлиоза, Шумана, Листа, невиданное
богатство красок, медь, глухие подземные удары, увлекающий сердце поток лиризма
– и всё это без намерения, заметного желания потрясти вас, воздействовать на
психику. Музыка его речи зовёт в другой, но близкий мир. Каков этот мир – с
первого взгляда сказать нельзя. Герцен – фигура сложная, и недаром один
французский историк назвал его революционным Фаустом.
Михаил Лифшиц
Творческое наследие
Александра Герцена феноменально по своему разнообразию. Его деятельность
охватывала политику и философию, эстетику, художественное творчество и
публицистику, критику и историю общественной мысли и литературы… "Надобно
одействорить все возможности, жить во все стороны - это энциклопедия жизни...
Горе закапывающему талант, а развивающий в себе все, насколько умел, прав",
- встречаем мы в одном из его писем.
Предлагаем
посмотреть, каким образом фигура Герцена преломилась в творческом сознании двух
совершенно различных персонажей российской культуры: Сергея Николаевича
Булгакова (1871-1944) – выдающегося русского религиозного философа и богослова,
с одной стороны и, с другой стороны - Наума Моисеевича Коржавина (р. в 1925),
одного из ироничнейших современных поэтов.
Сергей
Булгаков
Из статьи «Душевная драма Герцена»
А. И. Герцен принадлежит к числу тех наших национальных героев, от одного имени
которых расширяется грудь и учащенно бьется сердце. Вместе с тем, он является
одной из самых характерных фигур, в которых воплотились многосложные
противоречия противоречивого XIX в. На нем скрещиваются самые многочисленные и
разнообразные влияния, от крепостного права до западного социализма, от ссылки
в Пермь до революции 1848 г. Его голова подобна вершине, озаряемой лучами двух
солнц, — как сравнил бы сам Герцен, заходящего солнца западной цивилизации и
восходящего — восточной; от той и от другой он собрал самые лучшие цветы и
зрелый плод. Ему были близко знакомы самые выдающиеся люди России и Европы, и,
думается нам, из всех представителей 48-го года Герцен имел едва ли не самый
широкий умственный горизонт. К этому надо присоединить многостороннюю образованность
и замечательный литературный талант, делающий Герцена одним из самых блестящих
представителей русской прозы. Литература, писательство, собственно, и было
истинным призванием Герцена, — все остальное явилось для него как бы родом
исторического недоразумения. Как художник, Герцен создал в русской литературе
самостоятельный жанр мемуаров, в котором и был истинным мастером. Как
публицист, он соединил .самый пылкий пафос гражданина с трезвостью ума и
практичностью требований; полной оценке этих заслуг Герцена перед русской общественностью
еще не пришла пора; но наше время более, чем всякое другое, способно оценить
всё значение гражданского подвига Герцена.
Однако мы намерены говорить в настоящей статье не о Герцене- художнике и не о
Герцене-публицисте и вообще не о какой-либо отдельной стороне его деятельности,
нас интересует здесь весь Герцен, Герцен как человек, истинный духовный
субстрат и основа всех этих отдельных видов деятельности. Душевная жизнь
всякого, даже самого незначительного человека, представляет много элементов
драматической борьбы, драмы с самим собой, какой до известной степени является
вообще духовная жизнь: в груди же Герцена клокотал постоянно действующий
вулкан, происходили постоянные катаклизмы, шла постоянная драма. И эту драму не
нужно разгадывать, не нужно делать о ней гадательных предположений, — он сам
рассказал миру о различных ее перипетиях в блестящей прозе, иногда по
музыкальности не уступающей стихам. «Mir gab der Gott zu sagen, was ich leide»,
— как-то раз применяет к себе Герцен слова гётевского Тассо. И на нашу долю
выпадает поэтому задача только показать смысл и значение этой драмы.
/…/
… Что противопоставлял Герцен европейскому мещанству, которое его так глубоко
оскорбляло, и почему он считал Россию призванной осуществить идеи Запада? Ответ
поражает своей несообразностью, своим несоответствием вопросу, и в этом опять
сказывается вся ограниченность мировоззрения Герцена: потому, что в России
сохранилась всеми правдами и неправдами поземельная община и признание в ней
права всех на землю (как известно, признание довольно проблематическое). Таким
образом, огромная нравственная проблема, мировой вопрос в полном смысле слова,
вопрос о возможности настоящей, т. е. не мещанской, цивилизации унижается,
вульгаризуется таким до детскости наивным и до мещанства материалистическим
ответом. В этом фатальном несоответствии вопроса и ответа, размаха и удара есть
что-то поистине трагическое... Герцен снова и со всей силою ударяется головой о
границы своего позитивного миросозерцания, которое слишком тесно для его
запросов. И на вопрос, заданный Фаустом, неожиданно отвечает Вагнер.
Герцен — это Прометей, прикованный или, вернее, сам себя приковавший к
бесплодной скале позитивизма, и каждый умственный его полет, смутное влечение в
запредельные сферы только более дает чувствовать цепи здравого смысла,
посредством которого Герцен хотел решать все вопросы бытия. Философия Герцена
ниже его личности; умственный мещанин, резонер здравого смысла, душит Прометея,
постоянно палимого тем внутренним огнем, который был ".похищен им с неба.
В этом несоответствии мировоззрения духовным запросам личности, которая не
может, однако, преодолеть его изнутри, и состоит душевная драма Герцена. Куда
же указует путь Герцен, куда он ведет, если не своими мнениями, то своими
исканиями, своими борениями и душевными ранами, падениями и разочарованиями? К
тому, что является коренным отрицанием позитивизма и духовной над ним победой,
— к идеалистическому и религиозному мировоззрению, к признанию того, что за
миром явлений есть область истинно сущего бытия, мир идеальный, царство абсолютной
Истины, Добра и Красоты; в стремлении к нему, в религиозном «соприкосновении
мирам иным» (как любил выражаться Достоевский) и состоит жизнь духа, и эта
живая связь с миром идеальным дает силы, поддержку и утешение в жизненной
борьбе во имя этого идеального начала.
Со всепобеждающей силой внутреннего переживания значение религии на русской
почве показано было Достоевским, с мощью логической аргументации, опирающейся
на философию идеализма, — В. С. Соловьевым. Можно поэтому сказать, что Герцен,
хотя и кружным путем, более отрицательным, чем положительным, ведет к... Достоевскому
и Соловьеву. В нем дорог нам не только народный трибун, герой освободительной
борьбы, но и один из провозвестников грядущего религиозного возрождения.*
ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА
(БАЛЛАДА ОБ
ИСТОРИЧЕСКОМ НЕДОСЫПЕ)
По книгам:
Малиа Мартин. Александр Герцен
и происхождение русского социализма, 1812-1855. - Москва: Территория будущего,
2010. - 566, [1] с. ; 24 см. - (Университетская библиотека Александра
*Булгаков Сергей Николаевич. Интеллигенция
и религия. - Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко: Сатисъ, 2010.
Герцен Александр Иванович. Эстетика.
Критика. Проблемы культуры. - Москва : Искусство, 1987. - 602 с.
Коржавин, Наум Моисеевич. На
скосе века: стихи и поэмы. - Москва: Время, 2008
Иллюстрация:
А.И. Герцен,
рис. К. Рейхеля, 1842 г.
|