Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Чтение – это акт творчества, в котором никто, кроме тебя, не может участвовать, а потому и не может помочь
Надин Гордимер
южноафриканская писательница, Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1991 год

Юбилеи



28 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Михайловича Лотмана (1922-1993), литературоведа, историка культуры
             Я как историк знаю, что книги не умирают, в этом смысле Булгаков прав, «рукописи не горят». Они обладают поразительной устойчивостью. Если бы такие силы прикладывались к уничтожению танка, от него бы давно порошок остался. Есть какие-то механизмы самовозвращения, и, конечно, механизмы уничтожения... В объёме хронологии нашей жизни механизмы уничтожения гораздо более действенны. В объёме же хронологических пространств, в которых живёт история, или шире - биология, или ещё шире - космос, устойчивость проявляется сильнее.
Ю. М. Лотман.  Из интервью  корреспонденту газеты "Эстония" 13.02.1993 г.
      Юрий Михайлович Лотман — всемирно известный ученый,  литературовед, культуролог, создатель московско-тарусской семиотической школы и основатель целого направления в  русской гуманитарной культуре XX века.
Роман Григорьев, Сергей Даниэль
Из статьи «ПАРАДОКС ЛОТМАНА»
     ….Лотман неоднократно высказывал мысль о том, что устоявшийся взгляд на произведения искусства как источники эстетического воздействия нуждается в дополнительном, менее привычном воззрении: художественные тексты обладают уникальными свойствами для хранения и передачи информации, — ничего подобного в других информационных системах, созданных до сих пор человеком, мы не находим. Будет ли только фантазией предположить, что когда-нибудь возникнет «наука, изучающая законы художественных конструкций для “прививки” некоторых их свойств системам по передаче и хранению информации»? Но, более того, разве сам Лотман не заложил фундамент для построения такой науки?
     Этот познавательный оптимизм не может не вызвать восхищения, особенно в эпоху лихорадочной смены интеллектуальных мод и жестоких гносеологических разочарований. Опять на ум приходят ренессансные аналогии, вспоминается исполненный великого человеческого достоинства завет Леонардо: «Скорее смерть, чем усталость».
     Обладая фантастической памятью (знал почти всего Пушкина наизусть!), Лотман вел непрерывный мысленный диалог с художниками, учеными и философами разных эпох, заражался их идеями, вступал в спор, развивал их концепции. Нам еще предстоит оценить плодотворность его путешествий в огромном пространстве семиосферы.
     В последние годы он особенно напряженно размышлял о роли случайных факторов в творческом процессе и в истории культуры. Вдохновляющим стимулом послужили идеи Ильи Пригожина и его сотрудников, хотя сам Лотман по существу уже сформулировал аналогичный принцип в рамках семиотического искусствознания и культурологии. Вот еще одно свидетельство того, насколько глубоко он понимал единство мира.
     Любопытно поразмышлять — в духе Лотмана — о том, что было бы, если бы случай, «бог изобретатель», уготовил ему иное место в жизни. Его одаренность, наверное, проявилась бы при любом стечении обстоятельств, при любом повороте событий. Но безусловно ясно одно: без того, что он сделал, мировая наука об искусстве была бы совсем другой.
По материалам сайтов:
По книгам:
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996
Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000
Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления. М., 1998