Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 28 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Юрия
Михайловича Лотмана (1922-1993), литературоведа, историка культуры
Я как историк знаю, что книги не умирают, в этом смысле Булгаков прав, «рукописи
не горят». Они обладают поразительной устойчивостью. Если бы такие силы
прикладывались к уничтожению танка, от него бы давно порошок остался. Есть
какие-то механизмы самовозвращения, и, конечно, механизмы уничтожения... В
объёме хронологии нашей жизни механизмы уничтожения гораздо более действенны. В
объёме же хронологических пространств, в которых живёт история, или шире -
биология, или ещё шире - космос, устойчивость проявляется сильнее.
Ю.
М. Лотман. Из интервью корреспонденту газеты "Эстония" 13.02.1993
г.
Юрий Михайлович Лотман — всемирно известный
ученый, литературовед, культуролог, создатель московско-тарусской
семиотической школы и основатель целого направления в русской гуманитарной
культуре XX века.
Роман Григорьев, Сергей Даниэль
Из статьи «ПАРАДОКС ЛОТМАНА»
….Лотман неоднократно высказывал
мысль о том, что устоявшийся взгляд на произведения искусства как источники
эстетического воздействия нуждается в дополнительном, менее привычном
воззрении: художественные тексты обладают уникальными свойствами для хранения и
передачи информации, — ничего подобного в других информационных системах,
созданных до сих пор человеком, мы не находим. Будет ли только фантазией
предположить, что когда-нибудь возникнет «наука, изучающая законы
художественных конструкций для “прививки” некоторых их свойств системам по
передаче и хранению информации»? Но, более того, разве сам Лотман не заложил
фундамент для построения такой науки?
Этот познавательный оптимизм не
может не вызвать восхищения, особенно в эпоху лихорадочной смены
интеллектуальных мод и жестоких гносеологических разочарований. Опять на ум
приходят ренессансные аналогии, вспоминается исполненный великого человеческого
достоинства завет Леонардо: «Скорее смерть, чем усталость».
Обладая фантастической
памятью (знал почти всего Пушкина наизусть!), Лотман вел непрерывный мысленный
диалог с художниками, учеными и философами разных эпох, заражался их идеями,
вступал в спор, развивал их концепции. Нам еще предстоит оценить плодотворность
его путешествий в огромном пространстве семиосферы.
В последние годы он
особенно напряженно размышлял о роли случайных факторов в творческом процессе и
в истории культуры. Вдохновляющим стимулом послужили идеи Ильи Пригожина и его
сотрудников, хотя сам Лотман по существу уже сформулировал аналогичный принцип
в рамках семиотического искусствознания и культурологии. Вот еще одно
свидетельство того, насколько глубоко он понимал единство мира.
Любопытно поразмышлять —
в духе Лотмана — о том, что было бы, если бы случай, «бог изобретатель»,
уготовил ему иное место в жизни. Его одаренность, наверное, проявилась бы при
любом стечении обстоятельств, при любом повороте событий. Но безусловно ясно
одно: без того, что он сделал, мировая наука об искусстве была бы совсем
другой.
По материалам сайтов:
По книгам:
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996
Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000
Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления.
М., 1998
|