| Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| 
 | ||||||||||
| 
 | ||||||||||
| Юбилеи  28 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Юрия
    Михайловича Лотмана (1922-1993), литературоведа, историка культуры  Я как историк знаю, что книги не умирают, в этом смысле Булгаков прав, «рукописи
    не горят». Они обладают поразительной устойчивостью. Если бы такие силы
    прикладывались к уничтожению танка, от него бы давно порошок остался. Есть
    какие-то механизмы самовозвращения, и, конечно, механизмы уничтожения... В
    объёме хронологии нашей жизни механизмы уничтожения гораздо более действенны. В
    объёме же хронологических пространств, в которых живёт история, или шире -
    биология, или ещё шире - космос, устойчивость проявляется сильнее. Ю.
    М. Лотман.  Из интервью  корреспонденту газеты "Эстония" 13.02.1993
    г.       Юрий Михайлович Лотман — всемирно известный
    ученый,  литературовед, культуролог, создатель московско-тарусской
    семиотической школы и основатель целого направления в  русской гуманитарной
    культуре XX века. Роман Григорьев, Сергей Даниэль Из статьи «ПАРАДОКС ЛОТМАНА»       ….Лотман неоднократно высказывал
    мысль о том, что устоявшийся взгляд на произведения искусства как источники
    эстетического воздействия нуждается в дополнительном, менее привычном
    воззрении: художественные тексты обладают уникальными свойствами для хранения и
    передачи информации, — ничего подобного в других информационных системах,
    созданных до сих пор человеком, мы не находим. Будет ли только фантазией
    предположить, что когда-нибудь возникнет «наука, изучающая законы
    художественных конструкций для “прививки” некоторых их свойств системам по
    передаче и хранению информации»? Но, более того, разве сам Лотман не заложил
    фундамент для построения такой науки?       Этот познавательный оптимизм не
    может не вызвать восхищения, особенно в эпоху лихорадочной смены
    интеллектуальных мод и жестоких гносеологических разочарований. Опять на ум
    приходят ренессансные аналогии, вспоминается исполненный великого человеческого
    достоинства завет Леонардо: «Скорее смерть, чем усталость».       Обладая фантастической
    памятью (знал почти всего Пушкина наизусть!), Лотман вел непрерывный мысленный
    диалог с художниками, учеными и философами разных эпох, заражался их идеями,
    вступал в спор, развивал их концепции. Нам еще предстоит оценить плодотворность
    его путешествий в огромном пространстве семиосферы.       В последние годы он
    особенно напряженно размышлял о роли случайных факторов в творческом процессе и
    в истории культуры. Вдохновляющим стимулом послужили идеи Ильи Пригожина и его
    сотрудников, хотя сам Лотман по существу уже сформулировал аналогичный принцип
    в рамках семиотического искусствознания и культурологии. Вот еще одно
    свидетельство того, насколько глубоко он понимал единство мира.       Любопытно поразмышлять —
    в духе Лотмана — о том, что было бы, если бы случай, «бог изобретатель»,
    уготовил ему иное место в жизни. Его одаренность, наверное, проявилась бы при
    любом стечении обстоятельств, при любом повороте событий. Но безусловно ясно
    одно: без того, что он сделал, мировая наука об искусстве была бы совсем
    другой.  По материалам сайтов:  По книгам:  Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970 Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996 Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000 Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления.
    М., 1998 |