Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 5 января
исполняется 90 лет со дня рождения итальянского писателя Умберто Эко (р.1932)
Над ее головой было единственное
стабильное место в космосе… и она догадывалась, что это было дело маятника, а
не ее…
Умберто Эко. Маятник Фуко
Умберто Эко - известнейший итальянский писатель, историк, философ и ученый-семиотик, почетный доктор сорока двух университетов. В мире он прежде всего известен своими романами «Имя розы», «Маятник Фуко», «Остров накануне», «Баудолино», «Таинсвенное пламя царицы Лоаны». Из эссе «Средние века уже начались»Искусство как bricolage…Однако, если мы перейдем к культурным и
художественным параллелям, картина станет намного более сложной. С одной
стороны, мы имеем достаточно идеальное соответствие между двумя эпохами,
которые с одинаково утопическими взглядами на воспитание и одинаковой
идеологической маскировкой патерналистских планов духовного руководства
пытаются по-разному восполнять расхождение между ученой и народной культурами
посредством культуры визуальной. В обе эпохи избранная элита рассуждает о
написанных текстах с точки зрения образованности, но затем переводит в
зрительные образы основное содержание знания и несущие конструкции доминирующей
идеологии. Средние века — цивилизация зрелищного, где собор, великая
каменная книга, — одновременно и рекламный плакат, и телеэкран, и
мистический комикс, который должен рассказать и объяснить, что такое народы
земли, искусства и ремесла, дни года, каковы время посева и сбора урожая,
таинства веры, эпизоды священной и светской истории и жизнь святых (великие
образцы для подражания, подобные сегодняшним «звездам» и эстрадным певцам, то
есть людям из элиты, лишенным политической власти, но воздействующим на публику
с огромной силой).
Рядом с этим мощным предприятием народной
культуры ведется работа по созданию композиций и коллажей, которой ученая
культура занимается на обломках прошлой культуры. Возьмите волшебную шкатулку
Корнелла или Армана, коллаж Эрнста, бесполезную машину Мунари или Тингли, и вы окажетесь
в обстановке, которая ничего не будет иметь общего с эстетическим вкусом
Средневековья. В поэзии это будут центоны, загадки, ирландские кеннинги,
акростихи, словесная ткань из множества цитат, напоминающая Паунда и
Сангвинетти; безумные этимологические игры Вергилия де Бигорра и Исидора
Севильского, которые так похожи на Джойса (Джойс знал об этом), упражнения в
композиции времен из поэтических трактатов, которые кажутся программой Годара,
и прежде всего пристрастие к собранию и перечислению. Пристрастие в ту эпоху в
наиболее концентрированной форме выражавшееся в сокровищах князей или соборов,
где без разбора были соединены щип из венца Иисуса, яйцо, найденное в другом
яйце, рог единорога, обручальное кольцо Св. Иосифа, череп Св. Иоанна.
Господствовало полное неразличение эстетического
и механического предметов (механическая игрушка в виде петуха, искусно
отчеканенная, была подарена Гаруном аль-Рашидом Карлу Великому, движущееся
ювелирное изделие, если такое возможно), и не было разницы между предметом,
возникшим в результате «творчества», и любопытной редкостью, не различались
ремесленное и художественное, «серийное» и уникальный экземпляр и, главное,
забавное изобретение (лампа в стиле модерн в форме китового уса) и произведение
искусства. И над всем господствует ощущение сверкающего цвета и света как
физического элемента радости, и неважно, что там нужны были золотые чаши,
инкрустированные топазами, чтобы отражать солнечные лучи, преломленные
церковными витражами, а здесь мы имеем оргию синтезированных звуков и образов в
каком-нибудь зале «Электрик секурз», где свет преломляется с помощью фильтров
поляроида.
Хейзинга говорил, что для того, чтобы постичь
средневековый эстетический вкус надо подумать о реакции потрясенного буржуа при
виде редкого и драгоценного предмета. Хейзинга мыслил понятиями эстетического
постромантизма; сегодня мы сочтем, что это реакция того же типа, что возникает
у молодого человека при виде плаката, изображающего динозавра или мотоцикл, или
при виде радиофицированной волшебной шкатулки, у которой перекатываются
светящиеся полосы, нечто среднее между технической моделью и плодом воображения
научного фантаста в сочетании с элементами варварского ювелирного искусства.
Наше искусство, как и средневековое, не
систематическое, но собирательное и составное; сегодня, как и тогда,
сосуществуют элитарный утонченный эксперимент и с размахом созданное
предприятие по популяризации (соотношение между миниатюрой и собором такое же,
как между Музеем современного искусства и Голливудом) с постоянным
взаимообменом и заимствованиями. Явная заумность, яростное пристрастие к
коллекции, списку, монтажу, к нагромождению разных вещей вызваны необходимостью
расчленить и переоценить обломки предшествующего мира, быть может,
гармоничного, но теперь уже устаревшего, прожить в котором нужно, как сказал бы
Сангвинетти, как пройти гнилое болото, пересечь и забыть. В то время как Фелини
и Антониони пробуют создавать свои версии «Ада», а Пазолини — свои версии
«Декамерона» (и «Роланд» Ронкони вовсе не возрожденческий праздник, но
средневековая мистерия на площади для бедного люда), кто-то отчаянно пытается
спасти античную культуру, считая себя носителем интеллектуальной миссии, и
нагромождаются энциклопедии, дайджесты, электронные хранилища информации, на
которые рассчитывал Вакка, чтобы передать потомкам сокровища знаний, которые
рискуют погибнуть в катастрофе.
/…/
Непрерывный переходный периодОб этом нашем Средневековье сказано, что оно
будет «непрерывным переходным периодом», к которому придется приспосабливаться
новыми методами: проблема будет состоять не столько в том, чтобы сохранить
прошлое в соответствии с наукой, но и в том, чтобы выработать пути использования
беспорядка, проникнув в логику ситуации непрерывного конфликта. Появится, и уже
появляется, цивилизация постоянной реадаптации, питающаяся утопией. Именно так
средневековый человек придумал университет — с тем же отсутствием
предрассудков, с каким сегодняшнее «бродячее духовенство» разрушает его, быть
может одновременно преобразуя. Средние века по-своему сохранили наследие
прошлого, но не для того, чтобы, удобно устроившись в нем, погрузиться в зимнюю
спячку, а чтобы постоянно заново переводить его и использовать, это был
bricolage в гигантских масштабах на грани ностальгии, надежды и отчаяния.
При всей внешней неподвижности и догматизме это
был, как ни парадоксально, момент «культурной революции». Весь процесс,
естественно, сопровождался эпидемиями и кровавыми побоищами, нетерпимостью и
смертью. Никто не говорит, что новые Средние века открывают нам бесконечно
веселую перспективу. Как говорили китайцы, когда желали послать кому-нибудь
проклятье: «Чтоб тебе довелось жить в интересную эпоху».
Перевод
Е. Балаховской
По изданию:
Умберто Эко. Средние века уже
начались // Иностранная литература. 1994. N 4. C. 258 — 267
По книгам:
Эко, Умберто. Эволюция
средневековой эстетики. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. - 286, с. :
ил. - (Художник и знаток)
Эко, Умберто. Искусство и красота
в средневековой эстетике - Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. – 252 с. -
(Библиотека средних веков.)
Эко, Умберто. Имя Розы. -
Санкт-Петербург : Symposium, 2008. – 734 с.
По материалам сайта:
|