Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи



26 марта исполняется 110 лет со дня рождения американского прозаика и драматурга Теннесси Уильямса (1911-1983)
           …И все же в трагедиях мы видим яростное столкновение идеалов. Мы не участвуем в нем, а лишь являемся зрителями, и потому можем видеть эти идеалы вполне отчетливо – разумеется, в меру своей эмоциональной подготовленности. Действующие лица не отвечают на наши взгляды. Нам не приходится отвечать на задаваемые ими вопросы, мы никак не даем им знать, что находимся тут же, рядом, у нас нет необходимости состязаться с ними в добродетелях и защищаться от наносимых ими оскорблений. Вот по этой‑то причине мы действительно можем видеть их. Сердца наши сжимаются от понимания и жалости; полутемную раковину зала, где собрались мы, безымянные, не известные друг другу, затопляют почти ощутимые волны тепла, ничем не сдерживаемого человеческого сочувствия, которое мы, перестав стесняться, наконец‑то позволили себе проявить… Люди жалеют и любят друг друга больше, чем смеют себе признаться в этом…
 
Теннесси Уильямс
 
                       Теннесси Уильямс – крупнейший драматург послевоенного времени, одна из наиболее ярких фигур не только американской, но и мировой сцены второй половины ХХ в. Художник оригинальной манеры, новатор, теоретик и практик того, что получило название «пластический театр».
             «Пластический театр»  основан на психологических подтекстах, расположении мизансцен, световых эффектах, музыкально-поэтической атмосфере, которые воздействуют на внутренний мир зрителя: «Цвет, изящество, взлет, рисунок движения, быстрое взаимодействие живых людей, впечатления, мгновенно сменяющие друг друга, подобно вспышкам молнии в тучах – вот что составляет пьесу, а вовсе не слова на бумаге, вовсе не мысли и суждения автора, это жалкое тряпье, раздобытое на дешевых распродажах. Как драматург я исповедую примерно ту же веру, что и художник из комедии Бернарда Шоу «Врач на распутье»: «Верую в Микеланджело, Веласкеса и Рембрандта; в могучую силу композиции и тайну цвета, в искупление всего сущего вечной красотой, в назначение искусства, осенившего их своею благодатью. Аминь». Не знаю, какая мера этой благодати снизошла на него самого или же на меня, но что искусство – благодать, не подлежит сомнению, и что в нем заложено определенное содержание – опять‑таки не подлежит сомнению; так же, как и тот художник, я считаю, что содержание это передается отвлеченной красотой формы, линии и цвета, но я бы еще прибавил сюда движение и свет. Печатный текст – лишь формула, по которой строится спектакль».
            Видение мира у «фантазера» Уильямса, по мнению историка театра Джозефа Вуда Кратча, это «видение одинокого поэта». «Все мы храним в нашем сознании и подсознании огромное количество образов. И я думаю, все человеческое общение основано на образах… Символ в пьесе имеет одну цель – высказать все более прямо, просто и красиво, чем это можно было бы достичь в привычной словесной форме».
             Несмотря на обманчивое жизнеподобие, Уильямс обнажает «взрывчатый контакт с человеческим подсознанием», дает сценическое воплощение первозданных конфликтов, смысл которых за пределами разума и социальных отношений.
            Наиболее известные произведения Теннесси  Уильясса -  пьесы «Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание», «Орфей спускается в ад», «Ночь игуаны», повесть «Римская весна миссис Стоун». Пьесы Уильямса неоднократно привлекали внимание кинематографистов — среди многочисленных экранизаций его произведений наибольшей популярностью пользовались «Трамвай „Желание“» с участием Марлона Брандо и Вивьен Ли и «Кошка на раскалённой крыше», в которой главные роли исполнили Элизабет Тейлор и Пол Ньюман.
По книгам:
Гиленсон Борис Александрович.  История литературы США. - М. : Academia, 2003. - 703 с
Уильямс Теннесси). Желание и чернокожий массажист : пьесы и рассказы / Пер. с англ. В. Л. Денисова; Вступ. слово Р. Г. Виктюка. - М.: Прогресс: Гамма, 1993. - 318 с.