Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 9 ноября исполняется 135 лет со дня рождения Велимира
Хлебникова (1885—1922)
Высокой раною болея...
В. Хлебников
Человек с душой ребенка, умом
ученого и поэтическим гением забрел в катаклизм революции. Его разорвало, как
князя Игоря, деревьями — и творчески, и биографически.
В.Марков
Велимир Хлебников (в ряде прижизненных изданий — Велемір, Велемир,
Velimir; настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) - видный деятель
русского авангарда, один из основоположников русского футуризма; реформатор
поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и «зауми». Председатель
земного шара.
Его герметическая поэзия и легендарная судьба всегда
привлекала особое внимание поэтов, ученых, читателей. А. Лурье писал: «По
своему … облику Хлебников был близок эксцентричным и фантастическим существам,
созданным Э.Т.А. Гофманом. Как и от этих странных существ, от Хлебникова нельзя
было ожидать каких-либо трезвых, разумных действий: он находился во власти
иррациональной, сказочной стихии, был одержим ею так же, как бывают одержимы
этой стихией дети, которые, заигравшись, страстно верят в то, что они и есть
индейцы, разбойники, пираты и т.д. Иррациональность Хлебникова происходила
главным образом от того, что он был в состоянии перманентного творчества, и
обладал даром удивительной творческой непосредственности и свежести: не только
мысли и образы, но самые предметы казались впервые явившимися на свет после
того, как они побывали в его руках/…/ Хлебников имел привычку неожиданно
появляться — свойство фантастических существ. Исчезнув, он оставлял после себя
свои тетради и листы с набросками стихов, поэм, манифестов, прозы,
математических вычислений и т.д. Часто он не оставлял для себя копии своих
работ. Усилиями друзей все это литературное наследие, рассыпанное поэтом,
приводилось в порядок/.../» *
Хлебниковедение сегодня
– отдельное большое направление в филологической науке.
М. Альтман
Из того, что вспомнилось
В 1920 году его ко мне привёл А.Е.
Кручёных. Хлебников произвёл на меня странное впечатление. Косматый, лохматый,
с длинными нечесаными волосами, со спутанной бородой, высокого роста, он
показался сразу же особенным. Было что-то в нем детски трогательное; среди всех
кругом него выпячивающих себя Хлебников один был воплощением начала полного
забвения себя. В сравнении с ним толстовский Платон Каратаев мог бы показаться
человеком с претензиями... Больше всего походил он на дерево, не только
характером, но и внешностью. Он был высок и строен, но, как бы извиняясь за
свой рост, порою сутулился. Однако, в отличие от недвижных деревьев, Хлебников
страстно любил скитаться. Беспечность его была невероятна. На мой ему вопрос,
есть ли у него враги, он ответил: „Нет”, а затем прибавил: „Есть; пожалуй, один
враг — холод”.
Вячеслав Иванов определенно считал
Хлебникова явлением необычайным. Один раз он мне сказал: „От Хлебникова пахнет
святостью, этот запах святости я чувствую немедленно при входе его в комнату”.
А в другой раз В.И. мне сказал, что Хлебников находится между гениальностью и
безумием.
Я не могу ничего определенного сказать ни об
уме, ни о сердце Велимира, тем не менее мне, да и не мне одному, было очевидно,
что и ум, и сердце его небычайны. Вот кто воистину был новый человек, не нашей
породы, даже, казалось, уже не нашей природы. Последнее было, конечно, ошибкой:
природа в конце концов его одолела. „Не вынесла душа поэта... ” своего же тела.
Душа поэта... нет, больше — душа героя. А Велимир, разумеется, был героем, и я
вспоминаю, как на мой вопрос, отчего Вячеслав Иванов, которого он и любил и
чтил, не кажется ему идеальным, он ответил: да потому, что его жизнь не
героическая.
В чем же героизм Хлебникова? Да в том, что он был,
как никто, свободен и независим. Если ему можно было в чем-нибудь завидовать,
так это больше всего в той минимальности “благ”, которыми он вполне
удовлетворялся. И в самом деле, не увеличение доходов, а уменьшение расходов —
вот что может обеспечить человека и сделать его беспечным.
Вспоминаю, как однажды при чтении у В.И.
мною своего дневника Хлебников заметил, что дневник — это уже мемуары. Писать
нужно не дневник, а минутник, и вести эти записи с точностью до одного
мгновения.
Порою Хлебников совершенно забывал свои
стихи; бывало, при нем прочтут стихотворение, и он похвалит какой-нибудь стих и
спросит, кто это написал? А потом оказывается, что стихотворение-то самого
Хлебникова, а он об этом совершенно забыл. Больше я никогда не встречал
человека, у которого бы в такой степени отсутствовало чувство собственности и
вообще всякая “ячность”.
Как-то после моего возвращения из Персии в
Баку я встретил Хлебникова грустно бредущим по берегу Каспия.
— Отчего вы в грустях, Велимир?
— Хочу в Персию: все едут, а я вот один не еду.
Вскоре, впрочем, поехал и он. О его “прибытии”
в Персию мне, между прочим, рассказали следующее. Уже очень близко от входа в
порт Энзели, там, где капитан русского корабля сдает управление персидскому
лоцману и при этом, естественно, происходит некоторая задержка, Хлебников, горя
нетерпением скорее вступить на легендарную персидскую землю, каким-то способом
спустился с парохода и по воде в одежде добрался до берега! Рассказ явно
фантастический, и за его достоверность я отнюдь не ручаюсь. Привожу его лишь,
чтобы показать, каким Хлебникова представляли близко его знавшие и какими он
уже при жизни обрастал легендами.
Публикацию подготовил А.
Парнис **
А.Е. Парнис
Из статьи «О метаморфозах мавы, оленя и воина.
К проблеме диалога Хлебникова и Филонова» (фрагмент)
…Вероятно, в это время,
в 1913—1914 гг., Филонов создал портрет Хлебникова, и поэт описал его, как считают
исследователи, в автобиографической поэме «Жуть лесная», датируемой Харджиевым
летом 1914 года. Приведем строки из 16-й главки этой поэмы:
Я со стены письма
Филонова
Смотрю, как конь
усталый, до конца.
И много муки в
письме у оного,
В глазах у конского
лица.
Свирепый конь белком
желтеет,
И мрак залит(ый)
(им) густеет,
С нечеловеческою
мукой
На полотне тяжелом
грубом
Согбенный будущей
наукой
Дает привет тяжелым
губам.
Портрет Хлебникова,
о котором здесь идет речь, считается утерянным, но вокруг этого ненайденного
портрета существует много загадок. Сохранилось единственное свидетельство об
этом портрете—краткое упоминание Крученых в цитированных его воспоминаниях
начала 1930-х гг.: «Помню, Филонов писал портрет «Велимира Грозного», сделав на
его высоком лбу сильно выдающуюся, набухшую, как бы напряженную мыслью жилу.
Судьба этого портрета мне, к сожалению, неизвестна».
Прозвище
«Велимир Грозный» восходит к автохарактеристике Хлебникова в записи, сделанной
поэтом в одной из тетрадей Крученых под шаржем на него художника А. М.
Любимова: «Велимир Грозный перед убийством пространства (-цев)», в которой
иронически обыгрывается сюжет известной картины И. Репина «Иван Грозный и сын
его Иван». (Ср. с мотивом Грозного-отца, навеянном этой картиной Репина, в
стихотворении «Я вспоминал года, когда...», 1921; ЯД 188—189).
Между тем
Харджиев, публикуя в 1940 г. поэму «Жуть лесная» в книге Хлебникова «Неизданные
произведения», писал в комментариях к этим строкам: «Картина П. Филонова,
изображающая коня, была на последней выставке общества художников—„Союз
молодежи" зимой 1913—1914 гг.» (НП, 443). Но почему же Харджиев сделал
такой неопределенный комментарий и почему не уточнил, о какой именно картине
Филонова идет речь в поэме? Ведь конь один из излюбленных образов как
Хлебникова, так и Филонова и часто встречается в ранних и поздних работах художника.
Известно, что Харджиев в это время (1935—1940) общался с художником и
благодарил его за предоставление сведений, возможно, связанных именно с этой
поэмой, напечатанной в «Неизданных произведениях» Хлебникова (с. 18).
Впоследствии он уже по-другому прокомментировал эти же строки Хлебникова:
«Вероятно, в конце 1913 г. П. Филонов написал портрет Хлебникова. Местонахождение
этого портрета неизвестно, но о нем отчасти можно судить по стиховому
„воспроизведению» в незавершенной поэме Хлебникова „Жуть лесная" (1914)» .
Через несколько лет Харджиев снова упомянул об этом несохранившемся портрете
поэта работы Филонова и уточнил, что «некоторое представление» о нем дают
процитированные выше воспоминания Крученых о художнике."
Вслед за
Харджиевым и другие исследователи считают, что Хлебников в поэме «Жуть лесная»
говорит о своем портрете, написанном его другом и единомышленником Филоновым в
1910-х гг., но позже, возможно, утраченном. Однако тщательный анализ поэмы
позволяет взглянуть по-иному на этом вопрос, и мы ограничимся лишь
предварительными наблюдениями.
Поэма «Жуть лесная»
навеяна недавними воспоминаниями о литературно-художественном подвале-кабаре
«Бродячая собака», где Хлебников часто бывал, и его завсегдатаях, в частности,
об Иване Альбертовиче Пуни и Ксении Леонидовне Богуславской, с которыми, как
указывалось поэт был дружен. В каждой главке поэмы Хлебников последовательно
характеризует посетителей кабаре, шифрует их имена и описывает различные
эпизоды из «трудов и ночей» «Бродячей собаки».
Завсегдатаи
кабаре словно становятся участниками маскарада, где во в масках и все спутано,
перемешано и закодировано. Почти никто (за исключением трех персонажей) не
назван по имени и все происходящее служит поводом для ряда своеобразных
поэтических шарад и загадок, в которых закодированы фамилии, события, цитаты из
«чужих» текстов картины и даже даты и т. д. Поэт предлагает читателю то «вопрос
сложный», то «головоломку», то «глупую» или «озорную» шутку, то требует
«разгадок» и одновременно дает намеки для «догадок». В созданную Хлебниковым
систему шифров, на которых построена игра с именами в поэме «Жуть лесная»,
входят и анаграмматические конструкции. В эти контексте перифраз, криптограмм и
анаграмматических загадок следует анализировать и слова Хлебникова о «полотне»
«письма Филонова», но это—тема специального исследования, к которой мы надеемся
вернуться.
Среди рукописей
Хлебникова, хранящихся в РГАЛИ, есть портретный набросок, сделанный карандашом
и изображающий голову поэта в профиль. В ряде статей о художнике этот рисунок
безоговорочно упоминается как принадлежащий Филонову. На юбилейной выставке Xлебникова, состоявшейся в 1985 году в Петропавловской
крепости в Ленинграде и организованной А. В. Повелихиной, этот набросок экспонировался
как портрет (?!) поэта работы Филонова. Прежде всего следует отметить, что это
не законченный портрет, а набросок к портрету. В книге Хлебникова «Утес из
будущего», изданной в 1988 г. этот набросок также был назван портретом,
приписан Филонову и напечатан среди других, несомненных портретов поэта. Однако
авторство этого рисунка вызывает определенные сомнения. Набросок головы поэта
нарисован на листке, вырванном из тетради, на обороте которого рукой поэта
написаны математические формулы и различные заготовки. Среди помет имеются
записи поэта, которые позволяют при сопоставлении с другими известными фактами
биографии Хлебникова датировать этот рисунок: «22 в Царское село, в воскресенье
/…/
Возможно, эта
запись Хлебникова уточняет дату поездки его и В. Каменского к А. Ахматовой и Н.
Гумилеву в Царское село в 1913 году. К этому времени следует отнести и данный
рисунок.
Известно, что
этот рисунок, изображающий Хлебникова, передал в архив Харджиев, который,
вероятно, сообщил, что его автором является Филонов. Однако сам он,
неоднократно писавший о Филонове, ни разу не упомянул в печати, что сохранился
портретный набросок с поэта, сделанный главой аналитического искусства.
Возможно, Харджиев сомневался в авторстве Филонова или здесь были какие-то
другие причины. Рисунок сделан нетвердой рукой и не характерен для стилистики
Филонова, который тщательно прорисовывал, следуя своему принципу «абсолютной
сделанности», каждый миллиметр, каждый «атом» изображаемого им лица или
предмета. Как нам кажется, рисунок представляет собой перерисовку (кальку)
какого-то другого рисунка, так как на обороте отчетливо видны следы от
продавливания карандашом. Все эти обстоятельства и вызывают определенные сомнения
в том, что его автором является Филонов. По-видимому, вопрос об атрибуции
рисунка Филонову следует считать открытым, во всяком случае он требует
тщательного изучения, взвешенной и всесторонней аргументации.
В мифопоэтической
повести «Ка», которую Хлебников закончил в феврале— марте 1915 года, а начал,
вероятно, в 1914 г. или ранее, есть персонаж— художник, о котором герой повести
рассказывает: «Я встретил одного художника и спросил, пойдет ли он на войну? —
Он ответил: „Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в
окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжел, что и у
войск за пространство". Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в
вишневые глаза и бледные скулы. Ка шел рядом. Лился дождь. Художник писал пир
трупов, пир мести. Мертвецы величаво и нежно ели овощи, озаренные, подобно лучу
месяца, бешенством скорби» (V, 50—51). В примечании к
повести Хлебников сообщает, что в этом эпизоде он описал Филонова. Любопытно,
что в черновике последней редакции поэмы Хлебникова и Крученых «Игра в аду»
также упоминается Филонов и его картина «Пир королей»: «Тот пишет холст / И
труп за трупом...»56
Здесь
интересны не только сам факт включения художника в «историческую повесть» и
характеристика его картин, но и то — и, быть может, это самое главное — что
Филонов в своих работах ведет войну «не за пространство, а за время», а также
ставит и решает те же задачи, что и автор повести «Ка». Проблема времени, идея
победы над временем, попытка связать, соотнести прошлое, настоящее и
будущее—одна из главных тем в творчестве Хлебникова, и именно ей посвящена повесть
«Ка». В сложную мифопоэтическую структуру повести, где сдвинуты различные пространства
и исторические эпохи, Хлебников вводит художника (Филонова) и сопоставляет его
с главным героем Ка, борцом за время, которому «нет застав во времени». И
здесь важен не только сам факт упоминания Филонова, а то, что автор повести
продолжает размышлять о нем и немотивированно включает его в художественный
текст. При этом Филонов становится не просто одним из многочисленных персонажей
повести, а художником-философом, который выступает своеобразным двойником
автора, его alter ego. Хлебников сопоставляет художника с центральным
персонажем повести — реформатором древнего Египта фараоном Эхнатеном
(Аменофисом IV), имеющим, по его мысли, в последующих
поколениях ряд двойников, одним из которых является сам Хлебников./…/*
По книге:
*Мир Велимира Хлебникова.
Статьи. Исследования (1911-1998). – М.: Языки русской культуры, 2000. -С.
659-663
*По материалам сайтов:
|