Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 1 июня исполняется 90 лет со дня рождения поэта Давида Самуиловича
Самойлова (1920 – 1990)
Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.
Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.
Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры в походе великом.
Как валенок мерзлый валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.
Давид
Самойлов
Давид Самуилович Самойлов (Кауфман) родился 1
июля 1920 года в Москве, в семье врача. В 1938—1941 годах учился в ИФЛИ (Московский
институт философии, литературы и истории). В 1941 году добровольцем ушёл на
фронт, был рядовым бойцом, разведчиком, получил тяжёлое ранение.
Печататься начал с 1941 года; вернувшись с фронта, много переводил с польского, чешского, венгерского и других языков. Давид Самойлов — автор многочисленных сборников стихов: «Ближние страны», «Второй перевал», «Дни», «Равноденствие», «Волна и камень», «Весть» и др. Многие его стихи посвящены сверстникам-поэтам, погибшим на фронте. Самойлов проявил себя поэтом классически ясного стиля, проникновенным лириком и философом. Часто обращался к историческим сюжетам (драматические сцены «Сухое пламя» — о суде над А.Д. Меншиковым, «Стихи о царе Иване»), к теме столицы (стихи о детстве, поэма «Снегопад», воспоминания). Последние годы жизни Самойлова прошли в основном в городе Пярну (Эстония). Давид Самойлов о
своем детстве.
Из эссе
«Произрастание трав».
…Мне сны снятся редко. Но среди них
постоянно - все один и тот же сон об отце; уразуметь его я не умею. А сон вот
какой.
Столовая в нашей старой квартире. Все
прежнее, но словно заброшенное. И мама не дома, а где-то в чужом месте. Это я вижу
одновременно - дом и не-дом. Что-то от меня скрывает. Дома никого. Отца нет. Я
не первый раз стараюсь его застать. И во мне странное предчувствие. Наконец,
где-то на завершении сна, я вижу отца. Но он не радуется мне, отворачивается,
говорить не хочет. Он чужой, равнодушный. Я понимаю, что он ушел от нас, что он
нас разлюбил. И что у него есть другой сын.
Просыпаюсь с тоской.
Единственное мне ясно, что это сон об
уходе. А прежде снилось другое:
Мне снился сон. И в этом трудном сне Отец,
босой, стоял передо мною. И плакал он. И говорил ко мне: Мой милый сын, что
сделалось с тобою!
Лицо в этом сне было точно такое, как в
гробу. Это был сон о гневе. Это был сон о том, что он не был счастлив.
Я понимаю теперь, что чувствовал это где-то
с самого раннего детства. В мою любовь к отцу всегда примешивалась доля
жалости. Он вошел в мою жизнь какой-то жгучей лирической нотой, еще
неразгаданной до конца. И в стихотворении «Я маленький. Горло в ангине» я
плачу не о бренности мира - это литература. Я плачу об отце.
И позже я плакал о нем. И в нем о себе.
Дождь идет. Осень. Сумерки. Я иду по
городу, руки затолкав в карманы. Иду отцовской походкой, усталый. У меня болят
ноги. Я думаю о доме и о работе. Я - отец. Но думаю почему-то: «Бедный папа!» И
слезы наворачиваются на глаза.
И он - я знаю,- так же бредя по дождливому
городу, полный забот и усталый, думает: «Бедный сын!»
Наверное, ни я, ни он не были никогда
бедными. Но в этой взаимной мысли была какая-то высшая жалость, связывавшая
нас без слов. Может быть, жалость об утраченном общем детстве и тоска об утрате
друг друга.
Отец - мое детство. Ни мебель квартиры, ни
ее уют не были подлинной атмосферой моего младенчества. Его воздухом был отец.
Он и сам какой-то стороной своего существа
всегда принадлежал детству. Он не то чтобы любил детей, он, скорей, любил
детство, легко входил в него, как входят в детскую комнату, и там не переставал
быть тем, чем был. Так же вошел он и в мою раннюю жизнь.
Я ощущал его равным. И это равенство только
украшалось его взрослым опытом. Он не играл в дитя и не играл с ребенком.
Вообще, играть не было ему присуще. Если все мы немного актеры, это совершенно
не было свойственно отцу.
Он не был внешне ребячлив, наоборот, почти
всегда серьезен: особым, простодушным юмором, какого-то тоже детского пошиба.
Отец был ясен и чист душой. Вот что более
всего соприкасалось с моим ранним сознанием. Вот в чем он не изменялся, а
оставался. А я уходил, во мне многое оседало, отпадало, перемешивалось. Он же
оставался. Сны об уходе - может5ыть, о моем уходе от него. И жалость, и горечь,
и тоска, и ощущение безвозвратности - это все о разлучении душ. Мне иногда
кажется, что я плохо знаю отца - мы ведь все друг друга плохо знаем. А иногда
думаю, что знаю его слишком хорошо, лучше, чем он сам себя знал. Я ведь давно
стараюсь отца из моих составных частей особо выделить и к этой части особо
присмотреться. Тут нужна большая работа души. Ведь каждая наша составная часть
прилегает к другой и оттого утесняется, изменяется, срастается. А над этими
частями лежит и то, что их соединяет, не менее важное - нечто производное, но в
этом средостении и есть самое тело моей души. И отца надо из себя вынуть,
расправить, связать с тем, что помнится. Вот какая работа нужна - как
реставрация старинной картины - та же бережность, та же осторожность. И потом
все равно не будешь знать, насколько воспроизведение соответствует оригиналу. И
никогда не узнаешь.
Для того чтобы правду воссоздать,
обязательно кусок живого надо выделить. А выдели - и нарушится связь живого :
живым, части с целым. И умирает живое, умирает правда. Вот и думай, как
достичь, как постичь, как выделить, не вырезывая, как различить, не нарушая.
Вспоминай осторожно! Горло в ангине. Это у
меня бывало часто. А еще скарлатина, дифтерит, корь, свинка, воспаление легких,
малярия. Всего не помнит даже мама. Все детство я болею. Но, кажется, только по
зимам. И болеть привык. Особая тишина стоит в нашей квартире, когда я болею,
какая-то жужжащая, как прялка, тишина. За тюлевыми занавесями только небо.
Оттого и не помню — были галки зимой или не были…*
ИЗ ДЕТСТВА
Я -- маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: "Как ныне
Сбирается вещий Олег..."
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТА
Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной.
И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей.
Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
«Тара-тара, тили-тики, -
Думал он. –
Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта».
Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума!
Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд, -
Сколько требуется, столько
И отдаст…
Ох, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю –
Черный лед.
Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта.
Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру,
За вино и за ошибки –
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!
СОРОКОВЫЕ
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке,
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю.
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало --
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые!..
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
БРЕЙГЕЛЬ
(Картина) Мария была курчава. Толстые губы припухли. Она дитя качала, Помешивая угли. Потрескавшейся, смуглой Рукой в ночное время Помешивала угли. Так было в Вифлееме. Шли пастухи от стада, Между собой говорили: — Зайти, узнать бы надо, Что там в доме Марии? Вошли. В дыре для дыма Одна звезда горела. Мария была нелюдима. Сидела, ребенка грела. И старший воскликнул: — Мальчик! И благословил ее сына. И, помолившись, младший Дал ей хлеба и сыра. И поднял третий старец Родившееся чадо. И пел, что новый агнец Явился среди стада. Да минет его голод, Не минет его достаток. Пусть век его будет долог, А час скончания краток. И желтыми угольками Глядели на них бараны, Как двигали кадыками И бороды задирали. И, сотворив заклинанье, Сказали: — Откроем вены Баранам, свершим закланье, Да будут благословенны! Сказала хрипло: — Баранов Зовут Шошуа и Мадох. И богу я не отдам их, А также ягнят и маток. — Как знаешь,— они отвечали, Гляди, не накликай печали!..— Шли, головами качали И пожимали плечами. ПЕРЕБИРАЯ НАШИ ДАТЫ
Перебирая наши даты, Я обращаюсь к тем ребятам, Что в сорок первом шли в солдаты И в гуманисты в сорок пятом. А гуманизм не просто термин, К тому же, говорят, абстрактный. Я обращаюсь вновь к потерям, Они трудны и невозвратны. Я вспоминаю Павла, Мишу, Илью, Бориса, Николая. Я сам теперь от них завишу, Того порою не желая. Они шумели буйным лесом, В них были вера и доверье. А их повыбило железом, И леса нет - одни деревья. И вроде день у нас погожий, И вроде ветер тянет к лету... Аукаемся мы с Сережей, Но леса нет, и эха нету. А я все слышу, слышу, слышу, Их голоса припоминая... Я говорю про Павла, Мишу, Илью, Бориса, Николая. РЕАНИМАЦИЯ
Я слышал так: когда в бессильном теле
Порвутся стропы и отпустят дух, Он будет плавать около постели И воплотится в зрение и слух. (А врач бессильно разведет руками. И даже слова не проговорит. И глянет близорукими очками Туда, в окно, где желтый свет горит.) И нашу плоть увидит наше зренье, И чуткий слух услышит голоса. Но все, что есть в больничном отделенье, Нас будет мучить только полчаса. Страшней всего свое существованье Увидеть в освещенье неземном. И это будет первое познапье, Где времени не молкнет метроном. Но вдруг начнет гудеть легко и ровно, Уже не в нас, а где-то по себе, И нашу душу засосет, подобно Аэродинамической трубе. И там, вдали, у гробового входа, Какой-то вещий свет на нас лия, Забрезжит вдруг всезнанье, и свобода, И вечность, и полет небытия. Но молодой реаниматор Саня Решит бороться с бездной и судьбой И примется, над мертвецом шаманя, Приманивать обратно дух живой. Из капельниц он в нас вольет мирское, Введет нам в жилы животворный яд. Зачем из сфер всезнанья и покоя Мы все же возвращаемся назад? Какой-то ужас есть в познанье света, В существованье без мирских забот. Какой-то страх в познании завета. И этот ужас к жизни призовет. ...Но если не захочет возвратиться Душа, усилье медиков - ничто. Она куда-то улетит, как птица, На дальнее, на новое гнездо. И молодой реаниматор Саня Устало скажет: 'Не произошло!' И глянет в окна, где под небесами Заря горит свободно и светло. СТАРЫЙ ТЮТЧЕВ
Всю дряблость ноября с шатанием и скрипом, Все всхлипыванья луж и шарканье дождя, И все разрывы струн в ночном канкане диком Я опишу потом, немного погодя. И скрою ту боязнь, что не дождусь рассвета, Хоть знаю - нет конца канкану и дождю, Хоть знаю, сколько дней до окончанья света. Об этом не скажу. Немного подожду. Что означает ночь? Что нас уже приперло. Приперло нас к стене. А время - к рубежу. Вот подходящий час, чтоб перерезать горло. Немного подожду. Покуда отложу. ***
<Последнее стихотворение Давида Самойлова>
Писем напишу пяток,
Лягу и умру.
Знай сверчок свой шесток -
Хватит жить в миру.
Но умру не насовсем
И не навсегда.
Надо мною будет сень,
А над ней звезда.
Над звездою будет Бог,
А над Богом свет,
А над светом голубок
Посреди планет.
А над голубем цветок,
А в цветке пчела,
Что опустит хоботок.
* По книге: У истоков моей судьбы… Сост. А. Романенко, О.
Алдошина, О. Камунина. – М.: Бюро Квантум, 2007. – 277 с. (Библиотечка «Квант»
Вып. 101. Приложение к журналу «Квант» №3 / 2007.) – С. 58-72
|