Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 18
декабря исполняется 200 лет со дня рождения поэта Якова Петровича Полонского
(1819-1898)
Яков Петрович Полонский родился в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838
году окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности
Полонский считал 1837 год, когда он представил одно из своих стихотворений
цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в
сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.
В 1838 году
Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в
1844). В студенческие годы сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко
оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым,
Т.Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 году было впервые
опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно
звучит...»
В 1844 году
вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние
М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового
романса («Встреча», «Зимний путь» и др.). В этом жанре был впоследствии написан
и шедевр лирики Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит...»,
1853). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов
Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое
количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих
психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и
др.).
По
окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй
поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845). Книга вызвала
отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не
связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в
кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления
одесской жизни впоследствии легли в основу его романа «Дешевый город» (1879).
В 1846
году Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника Воронцова.
Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой
печатал очерки. В Тифлисе в 1849 году вышел поэтический сборник Полонского «Сазандар»
(Певец). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы»
– т.е. изобилующие бытовыми сценами («Прогулка по Тифлису») или написанные в
духе национального фольклора («Грузинская песня»).
В 1851
году Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 года записал: «Не знаю,
отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения;
мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и
неправды, сколько в самой политике». Вскоре Полонский определенно заявил о
своем творческом кредо: «Мне не дал Бог бича сатиры... / И для немногих я поэт»
(«Для немногих», 1860). Современники видели в нем «скромного, но честного
деятеля пушкинского направления» (А.Дружинин) и отмечали, что «он никогда не
рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть» (Е.Штакеншнейдер).
В
Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 и 1859), а также
первый сборник прозы «Рассказы» (1859), в которых Добролюбов заметил «чуткую
восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности
с образами его фантазии и с порывами его сердца». Писарев, напротив, считал
подобные черты проявлениями «узенького психического мира» и относил Полонского
к числу «микроскопических поэтиков».
В 1857
году Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860
году. Пережил трагедию – смерть сына и жены, отразившуюся в стихах «Чайка» (1860),
«Безумие горя» (1860) и др. В 1860-е годы написал романы «Признания Сергея
Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869), в которых заметно влияние
Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в
одном из своих писем Чехову: «Я всю жизнь был ничей».
В
1858–1860 годах Полонский был редактором журнала «Русское слово», в 1860–1896
годах служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860–1870-е годы были
отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью.
Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с Фетом и Майковым
он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей
публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга,
на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с
Чеховым, внимательно следил за творчеством Фофанова и Надсона. В стихах «Сумасшедший»
(1859), «Двойник» (1862) предсказал некоторые мотивы поэзии 20 века.
В 1890
Полонский писал А.Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В
соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое
итоговое Полное собрание сочинений в 5 томах, вышедшее в 1896 году.
Умер
Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898 года.*
*По материалам сайта:
|