Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – разбуженное время
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи



16 октября исполняется 165 лет со дня рождения английского писателя Оскара Уальда (1854 – 1900)
Уже почти сто лет литературные критики не могут решить, считать ли Оскара Уайльда великим пи­сателем или нет. Любопытно, что уже в декабре 1900 года, всего лишь через неделю со дня его смерти, английская газета «Пэлл-Мэлл» сочла возможным написать: «Мистер Уайльд, конеч­но, обладал уникальными интеллектуальными способностями, но вряд ли хоть что-нибудь из его литературного наследия выдержит испытание временем». Без малого тридцать лет спустя, в 1927 году, английский литератор Арнольд Бен-нет в одной из своих статей назвал и Оскара Уайльда, и его литературный стиль «безнадежно устаревшими», хотя скрепя сердце и признал­ся: «Книги Уайльда, пусть он и не был перво­классным писателем, доставляли мне в ранней молодости, как и многим другим простодуш­ным юнцам, огромное удовольствие». И даже через полвека после смерти писателя, в 1950 го­ду, литературное приложение к газете «Тайме» могло позволить себе такого рода высокомерную оценку его творчества: «Если не считать одной неплохой пьесы и исповеди «De Profundis», Уайльд не оставил после себя ничего такого, что можно было бы признать настоящей лите­ратурой».
          Кто теперь помнит авторов подобных публикаций? А имя Оскара Уайльда знает весь мир, и всё новые поколения чи­тателей восхищаются его произведениями. Книги Уайльда издаются огромными тиражами на многих языках мира, включая такие достаточно экзотические, как каталанский и идиш. Едва ли проходит день, чтобы его остроумные афориз­мы не цитировали в прессе; его пьесы не сходят со сцен теа­тров и постоянно экранизируются. Популярность Оскара Уайльда феноменальна и, пожалуй, даже парадоксальна, как, впрочем, все, что связано с именем этой удивительной и яр­кой личности.
         Английский, а точнее ирландский поэт, драматург и рома­нист Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллз Уайльд (таково его полное имя) появился на свет 16 октября 1854 года в столи­це Ирландии Дублине. Его родители были талантливыми и известными в свое время людьми: отец, сэр Уильям Уайльд, занимался врачебной практикой, а свободное время отдавал увлечению этнографией и прославился как автор книги «Популярные ирландские легенды и поверья», а мать, леди Джейн Франческа Уайльд, весьма эксцентричная женщина, писала стихи, которые, наряду со статьями, пробуждавшими патриотические чувства в соотечественниках-ирландцах, публиковала в различных дублинских изданиях. Кроме того, она была известна как хозяйка модного светского салона сна­чала в Дублине, а затем, после переезда в Англию в 1876 году, и в Лондоне. В 1887 году, как бы продолжая дело, начатое ее тогда уже покойным мужем, она издала книгу «Древние ле­генды, мистические заклинания и поверья Ирландии».
          Будущий писатель после окончания начальной школы учился в колледже Святой Троицы в Дублине (1864—1869), где получил золотую медаль за успехи в греческом языке. В возрасте 20 лет он поступил в Оксфордский университет, где с 1874 по 1879 год был студентом колледжа Святой Магда­лены, известного своими академическими традициями. Уже в университетские годы Уайльд поражал собратьев-оксфордцев своим остроумием, экстравагантной манерой держать се­бя, своим неприятием закоснелой, ханжеской морали того времени. Он приобрел также репутацию главы так называе­мого «Эстетического движения», исповедовавшего культ «ис­кусства для искусства».
        Уайльд пошел даже дальше — он поклонялся красоте ра­ди красоты, заполняя комнаты, в которых жил, голубым фар­фором, павлиньими перьями, причудливыми картинами Россетти и Бёрн-Джонса. Он открыто презирал модное среди студентов увлечение спортом, хотя сам был высоким, широ­коплечим юношей атлетического телосложения. Напускае­мый им на себя скучающий, томно-праздный вид был просто маской: несмотря на частые высказывания о своей ненависти к любого рода труду и неспособности совершать какие бы то ни было усилия, в том числе и умственные, он на самом деле очень много читал, иногда засиживаясь до утра за книгой, и, создавая иллюзию, будто ему все дается без труда, удивлял всех своей эрудицией.
          Одевался Оскар Уайльд вызывающе. В те годы в Брита­нии был принят традиционный, сдержанный стиль одежды; выделяться среди других считалось неслыханной дерзостью. Уайльд же щеголял в отороченной тесьмой бархатной курт­ке, бархатных бриджах до колен, черных шелковых чулках, свободной, из мягкой ткани рубашке с широким отложным воротником, на его грудь ниспадал яркий шейный платок. Шокированные прохожие провожали его негодующими и в то же время исполненными любопытства взглядами.
         Начало литературной деятельности Оскара Уайльда прихо­дится на 1881 год, когда он выпустил за свой счет сборник сти­хотворений. Книга не принесла ему ни известности, ни денег, и он, чтобы поправить свое финансовое положение, отправля­ется в 1882 году в лекционное турне по Северной Америке. Прибыв в США, он, на вопрос таможенника «Имеете ли вы что-нибудь предъявить для досмотра?», произнес фразу, вско­ре ставшую знаменитой: «Всего лишь свою гениальность».
          Этот молодой лондонский денди и утонченный эстет уму­дрился за 260 дней путешествия с востока на запад Соеди­ненных Штатов, а затем и по Канаде прочесть 140 лекций — поразительное количество, если учесть, что ни самолетов, ни скоростных поездов тогда не было. Но он всегда предста­вал перед публикой с видом эдакого праздного франта и по­ражал слушателей своей эксцентричностью и нетрадицион­ными взглядами на искусство, литературу и жизнь, убеждая их, что вернейший путь к обновлению жизни — через воз­рождение красоты и эстетических идеалов. Уайльда встречали по-разному, но в целом поездка прошла успешно, и в Аме­рике после его отъезда осталось много последователей его эстетического учения.
          В 1883 году в Нью-Йорке была поставлена первая пьеса Уайльда «Вера, или Нигилисты» на сюжет из русской жизни, и автор присутствовал на первом ее представлении, но особо­го успеха эта драма не имела. Там же, в Америке, была впер­вые напечатана (тиражом всего в двадцать экземпляров) тра­гедия в стихах «Герцогиня Падуанская» (1883), которую Оскар Уайльд написал специально для затронувшей его сердце при­мадонны американского театра Мэри Андерсон, однако акт­риса отказалась играть в пьесе.
         В 1884 году в Лондоне состоялось венчание Оскара Уайль­да и Констанс Мэри Ллойд, дочери известного ирландского адвоката Хораса Ллойда. Оскар был романтически влюблен в свою молодую красавицу жену и несколько лет чувствовал себя безмерно счастливым. В 1885 году он стал отцом — пер­венца назвали Сирилом; в 1887 году у них родился второй сын, Вивиан.
         Интересно отметить, что до женитьбы Уайльд писал в основ­ном поэзию, а с тех пор, как обзавелся семьей, стал отдавать предпочтение прозе. В 1888 году выходит сборник его сказок «Счастливый Принц и другие истории» — первая из книг пи­сателя, привлекших серьезное внимание критики и возбудив­ших интерес широкого читателя. Эти истории скорее можно назвать стихотворениями в прозе, чем детскими сказками как таковыми, однако они стали популярными не только сре­ди взрослых, но и среди детей.
         Когда вышла вторая книга сказок «Гранатовый домик» (1891), рецензенты были и вовсе озадачены: хотя сказки пред­назначались для детей, ни один ребенок, как выяснилось, не в силах был их понять. И в самом деле, сказки эти скорее бы­ли обращены к взрослому читателю. Однако книга еще более закрепила успех, который принес Уайльду первый сборник.
         И все же подлинная слава пришла к Уайльду только после того, как в 1891 году увидел свет его роман «Портрет Дориана Грея». Его имя сразу же засияло на литературном небосклоне.
Роман, отразивший весьма своеобразные эстетические воз­зрения писателя, вызвал негодующие отклики критиков и еди­нодушное осуждение английской прессы, зато был с восторгом принят читателями и за изобилующие в нем остроумные, часто парадоксальные афоризмы, и за увлекательный, полу­фантастический сюжет, и за сатирическое изображение выс­шего общества. В своей книге «Жизнь Оскара Уайльда» Хескет Пирсон рассказывает любопытную историю о том, как у писа­теля возник замысел романа: «В 1884 году Уайльд имел обык­новение заглядывать в мастерскую художника Бэзила Уорда, одним из натурщиков которого был юноша поразительной красоты... После завершения портрета юноша удалился, и Уайльд воскликнул:
— Ах, как жаль, что такое прекрасное существо рано или поздно состарится!
— Увы,— согласился живописец, а затем добавил: — Как было бы чудесно, если бы его внешность никогда не изменя­лась, а вместо него старился и покрывался морщинами его портрет!
          Оскар Уайльд выразил своему другу признательность за идею, дав художнику в романе имя Бэзил Холлуорд».
          В последующие годы Уайльд создает одну за другой искря­щиеся эксцентричным юмором комедии «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Иде­альный муж» (1895) и «Как важно быть серьезным» (1895). Все эти пьесы имели огромный успех как при первом появле­нии на сцене, так и впоследствии. Да и сейчас они пользуют­ся большой популярностью, в том числе и в нашей стране.
          Когда в лондонском театре «Сент-Джеймс» состоялась премьера комедии «Веер леди Уиндермир» и восторженные зрители стали выкрикивать: «Автора! Автора!», на сцену вышел Уайльд, небрежно держа в облаченной в перчатку руке сигарету, и обратился к публике с такими словами:
— Леди и джентльмены! Сегодняшний вечер доставил мне огромное удовольствие. Актеры играли очаровательно и су­мели в полной мере показать нам достоинства этой восхити­тельной пьесы, а вы, со своей стороны, оказались достаточно понятливы, чтобы оценить их. Я поздравляю вас с тем огром­ным успехом, который вы сегодня имели как зрители, убедив меня в том, что вы о пьесе почти столь же высокого мнения, как и я сам.
Публика, конечно, была шокирована, так что, когда спустя год в театре Хеймаркет состоялась премьера второй комедии Уайльда и зрители после окончания спектакля вскочили с мест, требуя автора, писатель, помня о скверном впечатлении, про­изведенном его речью в прошлый раз, встал со своего места в боковой ложе и провозгласил:
— Леди и джентльмены, с сожалением должен сообщить вам, что мистер Оскар Уайльд сегодня в театре не присут­ствует.
Да, экстравагантным и эксцентричным Уайльд оставался всю жизнь, и это видно по его произведениям, но мало кто знает, насколько великолепным был он собеседником.
         В 1954 году, спустя более чем полвека после смерти Уайль­да, английский писатель и карикатурист сэр Макс Бирбом, которому в это время было 82 года, вспоминал: «Я имел счастье слушать многих мастеров застольной беседы — Мередита и Суинберна, Эдмунда Госса и Генри Джеймса, Гилберта Че­стертона и Хилери Беллока,— и каждый из них был по-свое­му великолепен, но Оскар превосходил их всех: он произно­сил, разумеется, импровизации, но они были совершенны; его слова ласкали слух, но в то же время поражали оригиналь­ностью. Когда он говорил, все сидели затаив дыхание, боясь нарушить музыку, исполняемую столь великим виртуозом».
          Недаром Уинстон Черчилль, когда его спросили, с кем бы он хотел встретиться и поговорить на том свете, без колеба­ний ответил: «С Оскаром Уайльдом».
          В промежутке между написанием первых своих двух ко­медий Оскар Уайльд некоторое время жил в Париже, где со­чинил на французском языке пьесу на библейскую тему «Са­ломея» (1893). Эта пьеса произвела огромное впечатление на великую французскую актрису Сару Бернар, и премьера спектакля с нею в заглавной роли должна была состояться в лондонском театре «Палас». Однако лорд-гофмейстер коро­левского двора не дал разрешения на постановку на том осно­вании, что закон запрещает представление на английской сцене пьес, в которых действуют библейские персонажи. Уайльд был настолько возмущен, что заявил о своем намере­нии отказаться от британского гражданства и стать гражда­нином Франции, где не было такого рода ограничений. Ос­тается только сожалеть — в свете того, что произошло с писателем впоследствии,— что он отказался от своего на­мерения. Премьера пьесы все же состоялась — в 1896 году в Париже. А автор пьесы сидел в это время в тюрьме.
          На скамью подсудимых Уайльда привела дружба с юным лордом Альфредом Дугласом, который, кстати сказать, пе­ревел «Саломею» на английский язык. Лорд Дуглас был в на­тянутых отношениях со своим отцом, маркизом Квинзберри, а тому не нравилась дружба его сына с Уайльдом, и он публично оскорбил писателя, обвинив его в содомии. По нау­щению своего юного друга, который хотел использовать писа­теля для сведения счетов с отцом, Уайльд подал в суд на мар­киза, но в результате сам угодил на скамью подсудимых. Суд обвинил Оскара Уайльда в гомосексуализме, считавшемся в то время наказуемым преступлением, и в 1895 году пригово­рил его к двум годам заключения в тюрьме строгого режима.
          Следует заметить, что гомосексуальные отноше­ния были узаконены в Великобритании лишь в 1967 году.
         Вышел он на свободу в 1897 году, сломленный и физически и морально. От него отказалась семья, сменив свою фамилию на Холланд, потому что как Уайльдов их даже отказывались поселять в гостиницах, как это, например, случилось, когда его жена с сыновьями ездила на отдых в Швейцарию. Произведе­ния Уайльда не печатали, все его пьесы сняли со сцены, и он, лишившись здоровья и денег, был вынужден уехать во Фран­цию, где и прожил остаток своих дней чуть ли не в нищете и ча­сто впроголодь, ютясь в крошечной комнатке жалкой париж­ской гостиницы
            Своеобразным итогом его пребывания в тюрьме явились два замечательных произведения: «Баллада Рэдингской тюрь­мы» (1898) и посвященная его другу лорду Дугласу исповедь «De Profundis» (что в переводе с латыни означает «Из безд­ны»)*, напечатанная с сокращениями через пять лет после смерти Уайльда, в 1905 году. Полный текст «De Profundis» был опубликован лишь в 1962 году.
Оскар Уайльд был с рождения протестантом, но всю жизнь его привлекала католическая вера. Перед самой смер­тью, в 1900 году, он был принят в лоно католической церкви и нашел свое вечное пристанище на французском нацио­нальном кладбище Пер-Лашез, где его останки покоятся и по­ныне.*
    *Печатается по материалам:
  • В. Чухно. Вступительная статья в кн.: Уальд О. Я всего лишь гений…6 Роман, повести, пьесы. – М.: ЭКСМО, 2000. – 576с.