Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 15 октября исполняется 205 лет со
дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841)
Брак
родителей Лермонтова - богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и
армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) - был неудачным. Ранняя смерть
матери и ссора отца с бабушкой - Е. А. Арсеньевой - тяжело сказались на
формировании личности поэта.
У
Лермонтова был непростой характер, далеко не каждый мог найти с ним общий язык.
Зачастую он был заносчив, язвителен и дерзок в общении с людьми, беспощаден к
слабостям других и высокомерен. Вот только некоторые характеристики, данные ему
современниками: «неприятный до последней степени», «его ум ни на что не годен,
кроме дерзости и грубости», «отталкивающая личность, высокомерно презирающая
остальной люд», «существо желчное, угловатое, испорченное и предающееся самым
неизвинительным капризам», «дурной человек: никогда ни про кого не отзовется
хорошо». Только близкие и родные по духу ему люди видели любящее сердце, отзывчивую
душу, и идеальную глубину мысли. Только Лермонтов очень немногих считал достойными
этих своих сокровищ.
Лермонтов
воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил
превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка).
Бабушка
Лермонтова по матери. Урожденная Столыпина. Обладала способностями и природным
умом, развитию которых благоприятствовали культурные интересы семьи.
Пользовалась уважением многочисленных родственников и знакомых. В 1794 г. вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева. Получила домашнее образование. От брака с
М.В.Арсеньевым имела единственную дочь, которая умерла в 1817 г. С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: «...он один
свет очей моих, все мое блаженство в нем». Любовь к внуку была одновременно
самоотверженной и властной. Ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы
- но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно.
Лермонтов,
по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, прежде чем начал писать стихи,
увлекался рисованием. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное
наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки,
батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество
Лермонтова уступает литературному. Тем не менее, одаренность писателя сказалась
и здесь.
В ранних опытах
Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». В 1830 году
были созданы акварели и рисунки «Испанец с кинжалом» «Испанец», «Испанец с
фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике». Самое
значительное в этом цикле - «Портрет герцога Лермы». Условно-романтическое
видение природы, истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь
то пейзажные акварели «Белая береза», «Парус» (последняя предваряет знаменитое
стихотворение) или «Древняя рать». На Кавказе наиболее полнораскрылся
творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. Наиболее интересны
пейзажи, выполненные маслом, - «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей»,
«Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач».
В последние годы
жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых.
Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и
А.А.Столыпина.
Романтический
культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в
драмах Menschen und Leidenschaften (Люди и страсти,
1830), Странный человек (1831). Значимы для формирования Лермонтова
и предания о легендарном основоположнике его рода - шотландском поэте Томасе
Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820,
1825). С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском
университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 - март 1830), позднее в
Московском университете (сентябрь 1830 - июнь 1832) на
нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты
Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической
и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него
важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в
стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных
авторов - от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя
профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет
потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат
выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-1832
увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом
для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными
обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа
над романтическими поэмами - от откровенно подражательных Черкесов
(1828) до вполне профессиональных Измаил-бея и Литвинки
(1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового
(байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя,
вершинность композиции, недосказанность сюжета,
экзотический или исторический колорит).
К началу
1830-х годов обретены магистральные герои поэтической системы
Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями,
с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший
мир и избравший зло (первая редакция поэмы Демон, 1829), и
безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии
(поэма Исповедь, 1831, явившаяся прообразом поэмы
Мцыри). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства
лермонтовских героев и сложность авторской оценки.
Оставив по не совсем ясным причинам университет,
Лермонтов в 1832 году переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров из которой выходит корнетом Лейб-гвардии
гусарского полка в 1834 году. Вместо высокой поэзии занимает непечатное
стихотворство (Юнкерские поэмы), вместо трагического избранника -
циничный бретер, сниженный двойник демона. В то же время идет
работа над романом Вадим (не закончен), где ультраромантические
мотивы и стилистические ходы (родство ангела и демона,
поэзия безобразности, языковая экспрессия) сопутствуют тщательной
обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). Демоническая
линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни Княгиня
Лиговская (1836) и драме Маскарад. Последней Лермонтов
придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.
К началу 1837 года у Лермонтова нет литературного
статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами
Ангел, 1831; Парус, 1831; Русалка, 1832;
Умирающий гладиатор, 1836; поэма Боярин Орша,
1835-1836) в печать не отданы, романы не закончены, Маскарад не
пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома
автора) поэма Хаджи Абрек (1834) резонанса не вызвала, связей в
литературном мире нет (значима невстреча с Пушкиным). Слава к
Лермонтову приходит в одночасье - со стихотворением Смерть поэта
(1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в
списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики,
расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки
стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев
Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в
Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837 года:
Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло
знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а
также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки
Ашик-Кериб).
Публикация
в 1837 году стихотворения Бородино упрочила славу поэта. С апреля
1838 года по апрель 1840 года Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку,
уверенно завоевывая большой свет и мир литературы. Устанавливаются
связи с пушкинским кругом - семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским
(благодаря посредничеству последнего в Современнике в 1838
печатается поэма Тамбовская казначейша) и А. А. Краевским.
Лермонтов входит в фрондерско-аристократический кружок шестнадцати.
В зрелой
лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества - безвольного,
рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя
от больного поколения (Дума, 1838), высказывая сомнения в
возможности существования поэзии здесь и сейчас (Поэт, 1838;
Не верь себе, 1839; Журналист, читатель и писатель,
1840), скептически оценивая жизнь как таковую (И скучно, и
грустно..., 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом (Бородино,
Песня про царя Ивана Васильевича..., где демонический
герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной
культуре (Казачья колыбельная песня, 1838), в чувствах ребенка
(Как часто пестрою толпою окружен..., 1840) или человека,
сохранившего детское мировосприятие (Памяти А. И. Одоевского, 1839;
М. А. Щербатовой, 1840). Богоборчество (Благодарность,
1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты (Три
пальмы, 1839; Утес, Тамара, Листок,
Морская царевна, все 1841) соседствуют то с поиском душевной
умиротворенности, связываемой, то с деидеологизированной национальной традицией
(Родина, Спор, оба 1841), то с мистическим выходом за
пределы земной обреченности (Выхожу один я на дорогу..., 1841). То
же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между
земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам
Лермонтова - последней редакции Демона и Мцыри (обе
1839 год).
В
1838-1840 годах написан роман Герой нашего времени: первоначально
составившие его разножанровые новеллы печатались в Отечественных
записках и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально
исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии,
присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа
(апрель 1840) и единственного прижизненного сборника Стихотворения М.
Лермонтова (октябрь 1840) стали ключевыми литературными событиями эпохи,
вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де
Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк.
Через Москву поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях,
за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I).
В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск,
находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов
обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности. Известен
замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание
журнала). В Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся
гениальные стихотворения. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в
Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по
юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к вечно печальной дуэли
и гибели поэта.
За более
чем полтора века, прошедшие со дня гибели поэта, не утихли споры о загадочной
дуэли, которая привела к смерти гения русской литературы.
Наследие
Лермонтова включает себя около 400 стихотворений, порядка 30 поэм, не считая
драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство
произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
У всех
поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю.Лермонтов не был. В его жизни было
много женщин, и он воспевал их в своих стихах. В своей жизни М.Ю.Лермонтов
испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Это Лопухина В.А., Сушкова
Е.А., Щербатова М.А. и Быховец Е.Г.
Будучи
студентом, Лермонтов был влюблен в Вареньку Лопухину. Чувство Лермонтова было к
ней безотчетно, но истинно и сильно, он сохранил его до самой смерти. Родные
выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она
любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть
Лермонтова, как и он ее. Лопухина пережила поэта, но его смерть была для нее
сильным потрясением, от которого она не смогла оправиться.
Екатерина
Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость
неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.
Е.А.Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное
его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха ее не
привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья
и близкие. А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи
Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Стихотворение «Нищий»
было написано Лермонтовым после того, как он увидел слепого нищего, над которым
подшучивала молодежь, кладя вместо денег камушки. В этом стихотворении юный
поэт сравнивает себя с нищим, а Сушкову с молодежью, которая обманывает бедного
нищего.
Еще одной
возлюбленной Лермонтова была Щербатова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым
блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован этой молодой
вдовой. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил бы ей всю
землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил
Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам
придется дорого рассчитаться».
Последней
женщиной в жизни Лермонтова стала Е.Г.Быховец. Бронзовый цвет лица и черные
очи... Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились
после разлуки прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Быховец
говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень весел. Веселился он со
всеми, но с ней всегда был грустен, только с ней Лермонтов был настоящим.
Быховец была с ним в день его смерти, прожила с ним последний день в его жизни.
Всю свою
жизнь Лермонтов искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать
его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной
женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносила ему горечь,
разочарование и страдания. *
|