Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 1
сентября исполняется 120 лет со дня рождения писателя Андрея Платоновича
Платонова (Климентова) (1899-1951)
Жизнь
Андрея Платонова была недолгой и нелегкой, а слава пришла к нему лишь после
смерти. В. Васильев сказал об этом писателе: «Читатель разминулся с А.
Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его
заново уже в наше время».
Андрей
Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28
(16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1
сентября. Фамилию он сменил в 20-х годах, образовав ее от имени отца, Платона
Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских.
На
художественного мир произведений Платонова заметно повлиял образ его «малой
родины» — Ямской Слободы города Воронежа. С одной стороны — узкоколейка,
многочасовые наблюдения за маневрами паровозов и любимая мальчишечья забава —
катанье на подножках вагонов, город рабочих и мастеровых людей, идеи
глобального социального и одновременно технократического переустройства мира; с
другой стороны — Задонский тракт, рассказы паломников о святых местах,
деревенский многовековой уклад, ценность традиционных отношений и связей.
Учился Андрей сначала в церковно-приходской
школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. «У
нас семья была … 10 человек, а я старший сын — один работник, кроме отца. Отец
же не мог кормить такую орду», — писал он впоследствии в своих воспоминаниях.
Юноша
работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. В 1918 году продолжил
обучение, теперь уже в Воронежском политехникуме. Но учебу прервала
Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал
писать. Первая его книга — сборник очерков «Электрификация», в котором Платонов
высказывает мысль, что «электрификация есть такая же революция в технике, с
таким же значением, как Октябрь 1917 года».
Под
впечатлением от засухи 1921 года, приведшей к массовому голоду среди крестьян,
Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 он писал:
«Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой».
В 1922–1926 годах Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь
мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. Выступал в печати с
многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, в которых видел
возможность «бескровной революции», коренного изменения к лучшему народной
жизни. Впечатления этих лет воплотились в рассказе «Родина электричества».
После окончания Гражданской войны Андрей
Платонов поступил в Политехнический институт. После его окончания в 1926 году
работал губернским мелиоратором, руководил работами по электрификации сельского
хозяйства. При этом Платонов не расставался с литературной деятельностью.
Вторая
книга Платонова - сборник «Голубая глубина», в который вошли его
дореволюционные стихи и стихи, написанные после революции. Книга стихов
получила положительную оценку В.Брюсова. Однако талант писателя в полной мере
проявился все-таки в прозе. После его переезда в Москву в 1927 году выходит в
свет книга, сборник повестей «Епифанские шлюзы», с которого
начинается путь Платонова как профессионального литератора. В сборнике были
собраны произведения, в разное время публиковавшиеся в газетах и журналах.
Повесть «Епифанские шлюзы» из одноименного сборника Платонов посвятил своей
жене, бывшей сельской учительнице М.А.Кашинцевой. Жена впоследствии стала
прототипом героини рассказа Песчаная учительница. После смерти писателя
М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия и
публикации его произведений.
В середине февраля, живя и работая в Тамбове,
вдали от семьи, Платонов завершает в первой редакции повесть «Город Градов» —
хронику борьбы Москвы (центра) и идеологов Градова (провинция). Это попытка
сатирического осмысления новой философии становящегося государства. В это же
время пишутся статьи по вопросам землепользования в России, философские эссе об
искусстве, религии, науке, проводятся социально-экономические расчеты. Из
Тамбова Платонов пишет жене о своих сокровенных раздумьях. «Пока во мне сердце,
мозг и эта темная воля творчества — “муза” мне не изменит. Иногда мне кажется,
что у меня нет общественного будущего, а есть будущее, ценное только для меня
одного»; «скитаясь по захолустьям, я увидел такие грустные вещи, что не верил,
что где-то существует роскошная Москва, искусство и проза. Но мне кажется —
настоящее искусство, настоящая мысль и могут только рождаться в таком
захолустье». В начале 1927 года в Тамбове для Платонова, казалось, разомкнулись
горизонты видения мира, и это видение до конца жизни уже больше не покидало
его.
Поначалу писательская судьба Платонова
складывалась удачно. Он сотрудничал с журналами «Красная новь», «Новый мир»,
«Октябрь», «Молодая гвардия». Его заметила критика, одобрил Горький. Причем
отзывы последнего касаются как раз Платонова-сатирика: «В психике Вашей, - как
я воспринимаю ее, - есть сродство с Гоголем. Поэтому попробуйте себя на
комедии, а не на драме. Драму оставьте для личного удовольствия». Но писатель
не стал полностью следовать этому совету, написав всего несколько сатирических
произведений. После сборника «Епифанские шлюзы» одна за другой вышли книги «Сокровенный
человек» (1928) и «Происхождение мастера» (1929). Однако удача вскоре отвернулась
от него. Рассказ «Усомнившийся Макар» получил отрицательную оценку Сталина,
разгромной критике со стороны деятелей РАППА в 1929 году подверглись рассказы
«Че-Че-О», «Государственный житель». Издательства с этого момента отклоняют его
произведения.
Следующий сборник, «Река Потудань», появился
лишь в 1937 году. В нее вошли рассказы «Июльская гроза», «Фро», «Река
Потудань», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире». Основными
темами этих рассказов были любовь, счастье, самопожертвование ради светлого
будущего.
Между тем в
это же время рождается такое крупное произведение, как роман «Чевенгур» (1929), социально-философская драма, в которой, по словам самого автора,
содержится «попытка изобразить начало коммунистического общества».
«Чевенгур»
стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной
вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического
переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую
неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный
характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль
произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою
разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных
образах (для революционера Копенкина – в образе неведомой ему Розы Люксембург).
Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном
городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины
и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности». В
утопическом Чевенгуре чекисты убивают буржуев и полубуржуев, а пролетарии
питаются «пищевыми остатками буржуазии», потому что главной профессией человека
является его душа. По словам одного из персонажей, «большевик должен иметь
пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться». В финале романа главный герой
Александр Дванов погибает по собственной воле, дабы постичь тайну смерти,
поскольку понимает: тайна жизни не поддается разгадке теми способами, что
применяются для ее преобразования. Впервые роман был опубликован в 1972 году во
Франции. На русском языке роман появился в печати лишь в 1989 году в
издательстве «Советская Россия». В романе отразился взгляд писателя на
революцию как на «живой, стройный организм». В нем запечатлены иллюзии и
фантазии, связанные со строительством новой жизни.
В 1930
году рождается еще одно крупное произведение Платонова, антиутопическая повесть
«Котлован». Действие повести происходит во время первой пятилетки.
«Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является
символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для
девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма
вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В
«Котловане» воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во
время которого человек, в данном случае безработный Вощев, постигает истину,
пропуская через себя пространство.
В
послесловии к американскому изданию «Котлована» Иосиф Бродский отметил, что
сюрреализм Платонова в полной мере выразился здесь в образе участвующего в строительстве
медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку
эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не
мог скользить по литературной поверхности». Повесть увидела свет лишь через
много лет после смерти писателя.
В 1931-35 годах Андрей Платонов работает
инженером в Наркомате тяжелой промышленности и продолжает писать. Появляются
пьеса «Высокое напряжение», повесть «Ювенильное море» (1931), неоконченный
роман «Счастливая Москва» (1933-34) о судьбе девушки по имени Москва,
красавицы, считающей себя счастливой, но ставшей калекой на строительстве
метрополитена.
В 1934 году писатель вместе с группой коллег
едет в Туркмению. После этой поездки появились повесть «Джан», рассказ «Такыр»,
статья «О первой социалистической трагедии».
В 1936 -
41 годах Платонов выступал в печати в основном в качестве литературного
критика. Под разными псевдонимами он печатался в журналах «Литературный критик»
и «Литературное обозрение», работал над романом «Путешествие из Москвы в
Петербург» (рукопись его была потеряна в начале войны), писал детские пьесы
«Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь».
29 апреля
1938 года по навету был арестован и осужден по 58-й, «политической» статье
единственный сын Платонова, 15-летний школьник. Он был освобожден из лагеря
(благодаря содействию М. А. Шолохова, друга семьи писателя) лишь в 1941 году,
смертельно больным, и через 2 года умер. «Слишком любимое и драгоценное мне
страшно — я боюсь потерять его», — писал Платонов об оставшемся 3-х-летнем
сыне в 1926 году. Трагический и безысходный личный опыт разлуки с сыном
отразился в раздумьях о мистической связи поколений в пьесе «Голос отца»
(«Молчание») (1938—39).
С началом Великой Отечественной войны писатель
с семьей эвакуируется в Уфу. Здесь выходит сборник его военных рассказов «Под
небесами Родины». В 1942 году Платонов добровольцем уходит на фронт рядовым, но
вскоре становится военным журналистом, фронтовым корреспондентом «Красной
звезды». Платонов заболевает туберкулезом, но не оставляет службу вплоть до
1946 года. В период войны отдельным изданием трижды выходил его рассказ
«Одухотворенные люди», были напечатаны еще три сборника прозы: «Рассказы о
Родине», «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945).
В конце
1946 года был напечатан один из лучших рассказов Платонова — «Возвращение»
(«Семья Иванова»), который существенно повлиял на судьбу писателя. В нем автор
на примере семьи Иванова исследовал те изменения, которые происходили в жизни
людей в послевоенное время. Рассказ этот был без всяких оснований признан
клеветническим и положил конец прижизненным публикациям писателя. Имя Платонова
было надолго вычеркнуто из советской литературы. Роман «Счастливая Москва» был
обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга «Волшебное
кольцо и другие сказки» была издана в 1954 году, уже после смерти автора. Все
публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными
ограничениями.
Не имея
возможности напечатать оригинальные произведения, писатель в последние годы
своей жизни, будучи тяжело больным, работал над переложениями народных сказок.
Результатом этой работы явились изданные при поддержке М. А. Шолохова книги
русских сказок «Финист — Ясный Сокол» (1947) и «Башкирские народные сказки»
(1947). Последним большим произведением, над которым работал писатель, была
пьеса-мистерия «Ноев ковчег (Каиново отродье)». Пьеса осталась незаконченной.
Писатель умер 5 января 1951 года в Москве. Его
частичное возвращение к читателю состоялось лишь в конце 50-х годов, а
возможность открыть удивительный мир его произведений полностью нам
представилась совсем недавно — с конца 80-х годов. Нобелевский лауреат Иосиф
Бродский в своём эссе «Катастрофы в воздухе» упоминает Андрея Платонова в одном
ряду с Джеймсом Джойсом, Робертом Музилем и Францем Кафкой.*
|