Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи



28 августа исполняется 260 лет со дня рождения немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749 - 1832)
    Свое творчество сам Гете называл "фрагментами огромной исповеди". Автобиографичными можно назвать его произведения "Поэзия и правда", рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775 года; "Путешествие в Италию", своеобразный отчет о поездке в эту страну в 1786-1788 годах; "Французская кампания" (1792) и "Осада Майнца" (1793), а также "Анналы" и "Дневники", охватывающие период от 1790 до 1822 года. Все эти произведения были написаны и опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
       Гёте родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. "В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу - нрав всегда живой / И к россказням влеченье", - писал он в одном из поздних стихотворений.
      Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии, был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Сохранился стихотворный сборник "Аннете", посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия "Капризы влюбленного".
    В Страсбурге, где в 1770-1771 годах Гёте получал юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного движения, выступавшим против принципов, установленных теоретиками Просвещения.
     Во Франкфурте Гёте встретился с Гердером, ведущим критиком и идеологом движения "Буря и натиск", который ратовал за создание великой и оригинальной литературы. Именно Гердер пробудил в юном поэте интерес к творчеству Шекспира, Оссиана и народной поэзии. Под их влиянием Гете написал историческую драму "Гёц фон Берлихинген" и, используя шекспировские "уроки", начал работу над "Эгмонтом" и "Фаустом". Исследуя немецкий фольклор, сочинил множество стихов в манере народной песни.
    Драма "Гёц фон Берлихинген", навеянная историческими хрониками Шекспира, дает яркую реалистическую картину Германии 16 века, рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено определять современную жизнь.
     Главная тема трагедии "Эгмонт" - свобода. Герой "Эгмонта" - нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II, казненный испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Шиллер - так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к "Эгмонту" продолжила эту традицию.  
     Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переиначивания давних образцов. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом.
     В этот период пылкое счастье, каким поэта наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как "Свидание и разлука", "Майская песнь" и "С разрисованной лентой". Страсть Вертера к Лотте в "Страданиях юного Вертера" и трагическая дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, - также часть собственного жизненного опыта Гёте.
     В романе "Страдания юного Вертера" Гёте, использовав форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматические личные переживания героя и в то же время создаёт картину немецкой действительности. Роман принес автору мировую славу. Первая его часть содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Кестнера. В основе второй части - незадачливая судьба Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря. Презираемый обществом, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, в октябре 1772 года герой покончил с собой, выбросившись из окна. После публикации романа, огромное количество молодых людей стали кончать жизнь самоубийством аналогичным способом. Этот факт принес "Страданиям юного Вертера" скандальную известность.
     Одиннадцать лет при Веймарском дворе (1775-1786), при котором Гете был советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества - неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он становится членом герцогского Тайного совета, а позднее - государственным министром. Гете ведал строительством дорог, набором рекрутов, государственными финансами. Многие годы изучал геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. В области естествознания Гёте выполнил ряд работ: по сравнительной морфологии растений и животных, по физике (оптика и акустика), минералогии, геологии и метеорологии. Наибольшее историческое значение имеют морфологические исследования Гёте. В труде "Опыт о метаморфозе растений" (1790) им прослежены признаки сходства в устройстве различных органов растений. В области сравнительной анатомии животных Гёте принадлежит открытие межчелюстной кости у человека. Ему принадлежит самый термин "морфология". Возражения Гёте Исааку Ньютону, открывшему сложный состав белого света, были ошибочны, но его труды по теории цветов сохраняют историческое значение, главным образом в области физиологии и психологии зрения. Взгляды Гёте на единство строения растительного и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Чарльза Дарвина.
     Эмоциональность и революционные замыслы периода "Бури и натиска" отошли в прошлое. Теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой "тройки" - Катулла, Тибулла и Проперция.
     Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений - "Вильгельма Мейстера", "Эгмонта", "Ифигении в Тавриде".
     Он предпринимает путешествие в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства Винкельмана. За шесть последующих лет он предпринимает путешествие по Венеции, сопровождает веймарского герцога в его поездке в Бреслау, участвует в военной кампании против Наполеона.
     В июне 1794 года Гете знакомится с Фридрихом Шиллером, который просит помощи в издании нового журнала "Оры". Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над балладами были для Гёте прекрасным творческим стимулом. В этот период им были опубликованы "Римские элегии", плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 году его женой, закончены "Годы учения Вильгельма Мейстера". Гете продолжил работу над "Фаустом" и написал ряд новых произведений: "Алексис" и "Германа и Доротею", идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции.
     В 1805 году скончался Шиллер. В это время троны и империи содрогались - Наполеон перекраивал Европу. В этот период Гете написал сонеты к Минне Херцлиб, роман "Избирательное сродство", в котором подробно и непредвзято разбирается проблема развода, и автобиографию.
     В 65 лет он создал "Западно-восточный диван", сборник любовной лирики. "Диван", представляет собой притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии.
     Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832года.
     Смерть Гёте, по словам Гериха Гейне, обозначила конец "художественного периода" в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда над общественно-политическими).
     Самое значительное произведение Гете, дело всей его жизни - трагедия "Фауст". Она была начата еще во Франкфурте около 1773 года. Сюжетный костяк первой части был завершен к моменту переезда в Веймар ( так называемый "Пра-Фауст", рукопись которого была найдена лишь через полвека после смерти Гете). После возвращения из Италии в 1790 году Гете напечатал дополненный тремя сценами "Фауст.Франмент", и только в 1808 году полностью вышла первая часть трагедии. Работа над второй частью была начата около 1800 года, отдельные отрывки публиковались, но в окончательном варианте она увидела свет, согласно воле автора, только после его смерти. Таким образом, "Фауст" сопровождал Гете на протяжении 60 лет, и история создания трагедии отразила эволюцию его творчества и мировоззрения.
     Материалом для "Фауста "послужила легенда, сложившаяся вокруг реальной фигуры - ученого и чернокнижника доктора Фауста, жившего в первой половине 16 века. Народная молва приписывала ему чудеса, творимые с помощью дьявола, которому он якобы продал душу в обмен на знания и искусство магии. В 1587 году вышла народная книга о докторе Фаусте, сохранявшая свою популярность до 18 века. Первая драматическая обработка этого сюжета принадлежит английскому поэту Кристоферу Марло, который акцентировал в его образе жажду титанических знаний. В 17 веке английские странствующие труппы занесли эту трагедию в Германию, где она перешла на подмостки кукольного театра - любимого национального зрелища. Именно в таком виде с ней впервые познакомился Гете еще в годы детства. У Гете Фауст и Мефистофель весьма далеки от своих прототипов в народной легенде.
     "Фауст" Гете представляет собой грандиозный синтез европейской духовной культуры нового времени, которая как никому другому была доступна его автору. Впитавший идейные и художественнее завоевания эпохи Просвещения, он был завершен уже в эпоху романтизма и отразил проблемы этого переломного периода.
     В России все творения Гёте изучались и переводились, начиная с 18 века. Переводы сочинений Гете предпринимали В.И. Жуковский, поэты пушкинского круга, а также Ф. Тютчев, К. С. Аксаков, Н. П. Огарев, М.Ю. Лермонтов, А. Фет. Имеется 23 перевода 1-й части "Фауста". Первый перевод "Фауста" был сделан в 1838 году Э. И. Губером. Лучшими признаны переводы Н. А. Холодковского и Б. Пастернака.
    Широкую известность приобрели рисунки Эжена Делакруа к "Фаусту". На тему "Эгмонта" сочинил музыку Бетховен (1810). Шарль Гуно написал оперу "Фауст" (1859), Арриго Бойто - оперу "Мефистофель" (1868), Гектор Берлиоз - ораторию "Осуждение Фауста" (1846). *
*Печается по материалам: