Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 21 июля исполняется 120
лет со дня рождения американского писателя Эрнеста Миллера Хемингуэя
(1899-1961)
Эрнест Миллер Хемингуэй родился
в Оук-Парке (штат Иллинойс) в семье врача. Вырос и учился будущий писатель в
местных школах Оук-Парка, но обычно его имя ассоциируется с северным Мичиганом,
где он проводил в детстве летние месяцы и где разворачивается действие
нескольких наиболее известных его рассказов.
Окончив
школу, Хемингуэй навсегда покинул дом и стал репортером в канзасской газете
"Стар". Неоднократно пытался поступить на военную службу, но из-за
полученного в отрочестве повреждения глаза его всякий раз признавали негодным. Не
смотря на это, Хемингуэй все же попал на Первую мировую войну водителем
санитарной машины Красного Креста. В июле 1918 года он получил тяжелое ранение
под Фоссальта-ди-Пьяве в Италии и впоследствии был награжден итальянской
медалью. После увольнения уехал долечиваться в Мичиган, но вскоре снова
отправился в Европу иностранным корреспондентом газеты "Торонто
стар". Хемингуэй поселился в Париже и там, ободряемый Г. Стайн, Э. Паундом
и другими, решил стать писателем. Воспоминаниям об этом периоде посвящена его
посмертно опубликованная книга "Праздник, который всегда с тобой" (1964).
Она содержит как автобиографические заметки, так и портреты
литераторов-современников.
В нескольких
ранних рассказах Хемингуэя из его первого значительного сборника "В наше
время" (1925) косвенно отразились воспоминания детства. Рассказы привлекли
внимание критики объективной, сдержанной манерой письма. В следующем году
увидел свет первый роман Хемингуэя "И восходит солнце" - великолепно
скомпонованный портрет "потерянного поколения". Столь же удачным и
столь же пессимистичным был следующий роман "Прощай, оружие" (1929).
За первыми
триумфами последовало несколько менее заметных произведений - "Смерть
после полудня" (1932) и "Зеленые холмы Африки" (1935). Последний
роман представляет собой обстоятельный рассказ об охоте на крупных животных в
Африке. "Смерть после полудня" посвящена бою быков в Испании, в
котором автор видит скорее трагический ритуал, нежели спорт.
В романе
"Иметь и не иметь" (1937), действие которого происходит во время
экономической депрессии, Хемингуэй впервые повел речь об общественных проблемах
и о возможности согласованных, коллективных действий. Этот новый интерес привел
его снова в Испанию, раздираемую гражданской войной. Результатом длительного
пребывания Хемингуэя в стране стала его единственная большая пьеса "Пятая
колонна" (1938), действие которой происходит в осажденном Мадриде, и самый
длинный роман, первое после 1929 года масштабное и значительное произведение
"По ком звонит колокол" (1940). В этой книге, повествующей о трех
последних днях американского добровольца, отдавшего жизнь за республику,
проводится мысль о том, что потеря свободы в одном месте наносит ей урон
повсюду. Вслед за этим успехом в творчестве Хемингуэя наступила десятилетняя
пауза, объяснявшаяся, среди прочего, его нелитературными занятиями.
Его новый
роман "За рекой, в тени деревьев" (1950) - о пожилом американском
полковнике в Венеции - был встречен холодно. Зато следующая книга - повесть
"Старик и море" (1952) почти единодушно была признана шедевром и
послужила поводом для присуждения автору Нобелевской премии в области
литературы 1954 года. Три сборника рассказов Хемингуэя - "В наше
время", "Мужчины без женщин" (1927) и "Победитель не
получает ничего" (1933) закрепили за ним репутацию выдающегося рассказчика
и породили многочисленных подражателей.
В
произведениях Xемингуэя претворились национальная (Марк Твен, Ш. Андерсон, Г.
Стайн), западно-европейская (Стендаль, Г. Флобер, Г. Мопассан) и русская (И. С.
Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов) литературные традиции. Xемингуэй создал
один из характернейших стилей XX века,
которому присущи внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм и
содержательный подтекст. Большое влияние на современную прозу оказали
хемингуэевские интонации и диалог. Центральные персонажи романов и рассказов
Хемингуэя очень похожи и получили собирательное имя "хемингуэевский
герой".
В творчестве
Хемингуэя можно наблюдать несколько ведущих тем и мотивов: война, смерть,
насилие. Можно назвать еще одну тему , присутствующую во всех романах писателя
и во многих новеллах – тему любви. Он показывал разные ее грани и ипостаси:
любовь нежную, преданную; любовь эгоистическую, разрушительную, даже
извращенную. Он создал ряд запоминающихся женских образов, врезавшихся в память
читателей: Бреет Эшли («И восходит солнце»), Кэтрин Баркли («Прощай, оружие!»),
Мария («По ком звонит колокол»). Речь идет, конечно, не о романтическом
«довеске» к сюжету, а о выражении глубинных особенностей мировосприятия
писателя. Любовь – вызов жестокости войны, ее бесчеловечию.
Хемингуэй
писал о любви с достаточной откровенностью и одновременно тактом. Как точно
заметил один из критиков, оценивая роман «По ком звонит колокол», «многие
писатели способны написать о сексе, но ни один не может так, как Хемингуэй,
написать о любви».
Любовная тема
была органична для Хемингуэя. В ней отразился его жизненный опыт: четыре его
брака, романы, встречи с разными женщинами на разных этапах жизни; увлечения и
разочарования.
Он был
красив, особенно в молодости, мужествен. Обладал несомненным «магнетизмом».
Женщины были к нему неравнодушны. При этом, его романы, если не считать
случайных связей, были серьезны, сопровождались перепиской, глубокими
переживаниями, и, как правило, получали отзвук в его книгах.
Хемингуэй
любил повторять, что ему лучше всего пишется, когда он влюблен. В другом месте
он говорит, давая важный ключ к пониманию природы своего творчества: «За каждой
моей книгой стоит женщина».
Последние
годы жизни Эрнест Хемингуэй тяжело болел и плохо видел, очень много времени
проводил в клиниках. При этом ему не давали покоя ощущение неспособности
продолжать активную писательскую жизнь и творческий кризис. 2 июля 1961 года в
своем доме в Кетчуме, после возращения из больницы, Хемингуэй застрелился из
любимого ружья, не оставив предсмертной записки. *
*Печается по
материалам:
|