Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 25 июля исполняется 90 лет
со дня рождения писателя, актера, Василия Макаровича Шукшина (1929-1974)
Василий Макарович Шукшин родился в селе Сростки Бийского р-на Алтайского края
в крестьянской семье. Отец в 1933 году был арестован органами ОГПУ, а в 1956
году посмертно реабилитирован. Отчим погиб на фронте в 1942 году.
Мать Шукшина,
по словам С. Залыгина, «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была
развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к
слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и
способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в ком
более не повторимые задатки, которые она передала своему сыну». Мальчик рано
пристрастился к чтению и нелегкому крестьянскому труду. Подростком работал в
колхозе. Имеются сведения, что с 1944 года по 1947 год Шукшин учился в Бийском
автомобильном техникуме. Позже в автобиографии писал, что «работал в Калуге на
строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках
Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником
маляра, грузчиком». С 1949 по 1952 служил на флоте, где, по его словам, в то
время витал «душок некоторого пижонства», и ему приходилось «помалкивать о
своей деревне». Досрочно демобилизовавшись из-за болезни (язва желудка), он
возвратился в Сростки, где работал в директором вечерней школы, преподавал
литературу и русский язык.
Сдав
экстерном экзамены за среднюю школу, Шукшин в 1954 году поступил на режиссерский
факультет ВГИКа в Москве. В институте Шукшин начинал писать рассказы. Вспоминая
об этих годах, Шукшин говорил: «Мне было трудно учиться. Чрезвычайно. Знаний я
набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того, я должен был узнавать
то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал
таить, что ли, набранную силу».
Процесс «набирания»
творческих сил продолжался у Шукшина до начала 60-х, несмотря на то, что уже в
1958 году на страницах журнала «Смена» (№ 15) появился первый рассказ писателя
«Двое в телеге», а с 1957 года Шукшин уже начал сниматься в кино.
Подлинный
литературный дебют Шукшина состоялся в журнале «Октябрь», где были опубликованы
в 1961 году (№ 3) его рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь» и
рассказ «Экзамен» (1962. № 1). В 1963 году выходит первый сборник Шукшина
«Сельские жители». Критика доброжелательно встретила эту книгу, сразу зачислив
ее автора в разряд писателей-«деревенщиков».
Рассказы
«Ленька», «Экзамен», «Правда» и др. отмечены некоторой заданностью,
морализаторством; в них ярко выражено фабульное начало, финалом которого
является своеобразный жизненный урок, назидание. Однако есть в сборнике и
другие рассказы, в которых уже ощущается неповторимый шукшинский жизненный
опыт, своеобразие творческой манеры, художественная самостоятельность («Далекие
зимние вечера», «Племянник главбуха», «Сельские жители», «Одни»). Они написаны
в свободной манере, лишенной жесткой структурной однозначности, автор
предоставляет герою полную возможность размышлять о конкретных событиях в общем
течении жизни. Как считает В. Ветловская, «показывая народную жизнь, Шукшин
вместе с тем объясняет ее нравственные нормы, которым люди следуют или которые
они нарушают. Он предлагает истины, находящиеся вне логических, вне
рациональных доказательств» (Славянофильская концепция народа и Шукшин //
Славянофильство и современность. СПб., 1994).
Появление
сборника «Сельские жители» и фильма «Живет такой парень» (1964), в основу
сценария которого были положены рассказы «Классный водитель» и «Гринька
Малюгин», завершает ранний период творчества Шукшина.
В 1965 году
появляется в печати первый роман писателя «Любавины». В центре романа история
«кулацкой семьи», члены которой с остервенением и жестокостью борются за свое
существование. Роман создан в традициях монументальной сибирской хроники, столь
популярной в литературе того времени, в рамках принятого взгляда на классовые
сражения в деревне. В архиве Шукшина нашли вторую книгу романа, которую
опубликовали лишь в 1987 году. Критика отмечала умение писателя воссоздавать
сложные характеры, историческую обстановку, «социально-классовую диалектику»,
хотя раздавались и ехидные замечания о том, что в романе «все кряжистые,
звероватые и все кругом закуржавело».
В 1966 году
Шукшин опубликовал повесть «Там, вдали…» о неразделенной любви молодого
рабочего парня к испорченной городской полукультурной женщине. В творчестве
Шукшина образ современницы почти всегда существует в жестком, ироническом
освещении. Современная жизнь, тяга к эмансипации существенным образом изменили
женский характер, разбудив в ее душе злобность, мстительность, раздражение и
меркантильность. Только мать остается жизненной опорой мужчине, она будит его
совесть, спасает в самых крайних жизненных обстоятельствах («Материнское
сердце»).
Конец 60-х —
начало 70-х годов отмечены взлетом творческой активности Шукшина, результатом
которой явились блистательные рассказы, которые раскрыли мощное и оригинальное
дарование их автора. В обиход критики вошли такие понятия, как «шукшинский
мир», «шукшинский герой», «шукшинская жизнь». Их появление было связно прежде
всего с тем, что на первый план у Шукшина выдвинулись необычные персонажи,
выламывающиеся из предписанных норм поведения. Сам автор называл их «странными
людьми», «чудиками», «шизями», «бесконвойными». Обладая неукротимым нравом,
необъяснимой с точки зрения рациональной логики тягой к вещам странным и
необыкновенным, они противостояли в то время официозу, который стремился
уравнять по средним стандартам как деревенского, так и городского жителя.
Шукшин с
чуткостью большого художника уловил зреющий в народной среде протест против
усреднения, схематизма, выхолащивания жизни и отразил его в своеобразной
трагикомической манере. Однако у одних героев «стихийный выверт» был
наивно-добродушен и выражался в стремлении разрисовать цветочками коляску или
дать жене смешную телеграмму («Чудик»), купить на зарплату неведомо зачем
микроскоп («Микроскоп»), а нетривиальное поведение других оказывалось опасным,
ущемляющим права и достоинство окружающих людей («Сураз», «Срезал», «Билетик на
второй сеанс», «Штрихи к портрету» и др.).
Особую
разновидность шукшинских героев составляют персонажи, «забуксовавшие» на
какой-то одной мысли: Моня Квасов, помешанный на создании «вечного двигателя»
(«Упорный»), Роман Звягин, который не в состоянии освободиться от изумления,
что «птица-тройка» везет проходимца Чичикова («Забуксовал»), Николай Князев,
одержимый идеей «целесообразного государства» («Штрихи к портрету»), Бронька
Пупков, повторяющий сотню раз выдуманную историю о покушении на фюрера («Миль
пардон, мадам!») и т. д.
Соединение
детскости, наивности с определенной «зацикленностью», «забуксированностью»
сознания постоянно водит русского человека «по кругу», возвращает к исходному
состоянию, к тем же проклятым вопросам, на которые ни он, ни окружающие его
люди ответить не могут.
Пестрая
галерея шукшинских «чудиков», обладающих удивительно живой непосредственностью,
яркостью, самобытностью, ошарашила критику, пытавшуюся найти какие-то традиции,
ввести этот противоречивый материал в русло социальных и литературных законов.
Истоки странных героев Шукшина критики видели в фольклорном образе Ивана-дурака
и народно-смеховой традиции карнавальной литературы, в традициях Ф. Достоевского,
Н. Лескова, Н. Гоголя. Социологическая критика объясняла появление этих
персонажей миграцией населения, наступлением городской культуры, изменением
психологического и социального облика русского крестьянина. В рамках этого
критического направления возник миф о пренебрежительном отношении Шукшина к
городу.
Однако
феномен Шукшина и до настоящего времени остается до конца непроясненным. Как
точно подметил С. Залыгин, «Шукшин один из самых загадочных писателей. Ибо
каким образом он достигает своей сверхзадачи — постижения души человеческой, —
порой совершенно необъяснимо…Говорит Шукшин по большей части об очень простых
вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьезно».
Рассказы о
«чудиках» не исчерпывали всего многообразия шукшинских характеров. Можно
выделить в его поэме автобиографический цикл — «Далекие зимние вечера», «Из
детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай», «Рыжий» и др., сатирический цикл —
«Змеиный яд», «Обида», «Кляуза», «Мой зять украл машину дров!»; цикл рассказов
о вдохновенных лгунах — «Генерал Малафейкин», «Версия», «Беседы при ясной луне»
и др., цикл рассказов о смерти — «Как помирал старик», «Охота жить», «Горе»,
«Осенью» и др. Эти и др. рассказы были объединены в сб. «Земляки» (1970),
«Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).
В 1968
появляется сценарий фильма Шукшина о Степане Разине, а в 1971 году роман «Я
пришел дать вам волю». Образ Степана Разина, тревоживший воображение Шукшина с
самых первых шагов в литературе, являлся идеалом «могучего заступника
крестьянства», поборником справедливости и хранителем воли. В романе почти
отсутствовали «исторические предметы» времени, декоративные элементы.
В 1973 году
появляется в печати киноповесть «Калина красная», а в 1974 году выходит на
экраны фильм с тем же названием, который принес Шукшину — его автору, режиссеру
и исполнителю главной роли — всенародное признание.
В последние
годы жизни в творчестве Шукшина усиливается сатирическое начало, большое
значение приобретают условные формы обобщения, изменяется масштаб оценки
современности. В 1974 году появляются повесть для театра «Энергичные люди» о
спекулянтах и мошенниках, сатирически-философская повесть «Точка зрения» о
вечном споре Пессимиста и Оптимиста.
Уже после
смерти писателя опубликована сказка «До третьих петухов. Сказка про
Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума» (1975),
незаконченная повесть «А поутру они проснулись…» (1975), действие которой
развивается в медвытрезвителе.
Неповторимый
образ Шукшина-писателя неизменно усиливается его яркой кинематографической
деятельностью, обаянием Шукшина-актера; неожиданная смерть Шукшина на съемках
фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» была воспринята всем
обществом как национальная трагедия.*
* Печатется по материалам
сайта:
|