Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 11
июня исполняется 135 лет со дня рождения японского писателя, лауреата Нобелевской
премии Ясунари Кавабата (1889-1972)
Японский писатель Ясунари Кавабата родился в Осаке в образованной и богатой
семье. Его отец, врач, умер, когда Ясунари было всего 2 года. После смерти
матери, последовавшей через год после смерти отца, мальчик был взят на
воспитание дедом и бабкой по материнской линии. Спустя несколько лет умерли его
бабушка и сестра, и мальчик остался со своим дедом. В детстве Кавабата мечтал
быть художником, но уже в возрасте 12 лет принимает решение стать писателем, и
в 1914 году, незадолго до кончины деда, начинает писать автобиографический
рассказ, который публикуется в 1925 году под названием «Дневник
шестнадцатилетнего».
После смерти
деда, живя у родственников, Кавабата поступает в токийскую среднюю школу где
начинает интересоваться европейской культурой, увлекается скандинавской
литературой. В 1920 году юноша поступает в Токийский университет на
факультет английской литературы, однако на втором курсе берется за изучение
японской литературы. Его статья в студенческом журнале «Синейте» («Новое
направление») привлекла внимание писателя Кан Кикути, предложившего начинающему
писателю, который в это время учился на последнем курсе, стать членом редакции
литературного журнала «Бунгэй сюнджю» («Литература эпохи»). В эти годы Кавабата
с группой молодых писателей основывает журнал «Бунгэй дзидай» («Современная
литература») – рупор модернистского направления в японской литературе,
известного под названием «синканкакуха» («неосенсуалисты»), которое находилось
под сильным влиянием модернистских писателей Запада, особенно таких, как Джеймс
Джойс и Гертруда Стайн.
Первый
литературный успех начинающему писателю принесла повесть «Танцовщица из Идзу»
(1925), где рассказывается о студенте, влюбившемся в молоденькую танцовщицу.
Два главных персонажа, автобиографический герой и его девушка, проходят через
все творчество писателя. Впоследствии его ученик К. Юкио Мисима
отзывался о характерном для творчества Кавабаты Ясунари «культе девственницы»,
как об «источнике его чистого лиризма, создающего вместе с тем настроение мрачное,
безысходное».
В книге
«Птицы и звери» (1933) рассказывается о холостяке, который отказывается от
общения с людьми и обретает мир среди животных, лелея воспоминания о девушке,
которую любил в молодости. В 30-е гг. творчество писателя становится
более традиционным, он отказывается от ранних литературных экспериментов. В
1934 году писатель начинает работу над «Снежной страной», повестью об
отношениях токийского повесы средних лет и великовозрастной деревенской гейши.
Написанная с подтекстом, в эллиптическом стиле (в духе «хайку», силлабической
японской поэзии XVII в.), «Снежная страна» не имеет связного, продуманного
сюжета, состоит из серии эпизодов. Кавабата долго работал над романом: первый
вариант появился в печати в 1937 году, а последний, окончательный, –
только через десять лет.
Во время
второй мировой войны и в послевоенный период Кавабата старался быть в стороне
от политики, никак не реагируя на то, что происходило в стране. Он долго
путешествовал по Маньчжурии и много времени уделил изучению «Саги о Гэндзи»,
классическому японскому роману XI века.
В загадочной
повести писателя «Тысячекрылый журавль» (1949), в основе которой лежит
традиционная японская чайная церемония, прослеживаются элементы «Саги о
Гэндзи». Именно повесть «Тысячекрылый журавль» лучше всего известна на Западе,
хотя многие критики полагают, что «Стон горы» (1954), «семейный кризис в
шестнадцати эпизодах», является произведением более совершенным.
В
1931 году Кавабата женится и поселяется с женой в древней самурайской
столице Японии, в городе Камакура, к северу от Токио, где у них рождается
дочь. Лето они обычно проводили на горном курорте Каруйдзава в коттедже
западного типа, а зимой жили в доме японского стиля в Дзуси. Неподалеку от
Дзуси у Кавабаты была квартира, где он работал, облачившись в традиционное
японское кимоно и деревянные сандалии.
В
1960 году при поддержке госдепартамента США Кавабата совершает турне по
нескольким американским университетам, где ведет семинары по японской
литературе. В своих лекциях он указывал на непрерывность развития японской
литературы с XI по XIX в., а также на глубокие изменения, происшедшие в
конце прошлого столетия, когда японские писатели испытали сильное влияние своих
западных собратьев по перу.
Вероятно,
вследствие возросшего влияния Мисимы (писателя, киноактера и политического
деятеля правой ориентации), Кавабата в конце 60-х годов порывает с
политическим нейтралитетом и вместе с Мисимой и двумя другими писателями
подписывает петицию против «культурной революции» в коммунистическом Китае.
В
1968 году Кавабата Ясунари получил Нобелевскую премию по литературе «за
писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания». Будучи
первым японским писателем, получившим Нобелевскую премию, Кавабата в своей речи
сказал: «Всю свою жизнь я стремился к прекрасному и буду стремиться до самой
смерти». С типично японской скромностью он заметил, что не понимает, почему
выбор пал именно на него; тем не менее он выразил глубокую благодарность,
сказав, что для писателя «слава становится бременем».
В
1970 году, после неудачной попытки организовать восстание на одной из
японских военных баз, друг писателя Мисима совершает харакири, а спустя два
года тяжелобольной Кавабата, который только что вышел из больницы, где он
лечился от наркозависимости, также кончает жизнь самоубийством. Он отравился
газом у себя дома в Дзуси. Этот поступок потряс всю Японию, весь литературный
мир. Поскольку писатель не оставил посмертной записки, мотивы самоубийства
остались неясными. По иронии судьбы, в своей Нобелевской лекции Кавабата
говорил: «Какова бы ни была степень отчужденности человека от мира,
самоубийство не может быть формой протеста. Каким бы идеальным ни был человек,
если он совершает самоубийство, ему далеко до святости».
В романах
Кавабаты Ясунари, которые характеризуются двуплановостью и недоговоренностью,
переплетаются модернистские приемы и элементы традиционной японской культуры. В
статье, напечатанной в «Нью-Йорк таймсе», Такаси Ока отмечает, что в творчестве
Кавабаты «западное влияние превратилось во что-то чисто японское, и тем не
менее книги писателя остаются в русле мировой литературы».
Помимо
Нобелевской премии, Кавабата получил также премию «За развитие литературы»
(1937), Литературную премию Академии искусств (1952). В 1954 году он был
принят в Японскую академию искусств, а в 1959 году награжден Франкфуртской
медалью Гёте. Кроме того, в 1960 году писатель получил французский орден
Искусства и литературы, премию Франции «За лучшую иностранную книгу» и орден
Культуры от японского правительства в 1961 году. Кавабата являлся
президентом японского ПЕН-клуба с 1948 по 1965 годы, а после 1959 года
являлся вице-президентом международного ПЕН-клуба.
|