Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 6 июня исполняется
225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837)
Детство А.С.Пушкина:
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 году в Москве. Его
отец, Сергей Львович, происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. Служил
он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых
было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.
В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником
французских классиков и сам писал на французском стихи. Мать Пушкина, Надежда
Осиповна, урожденная Ганнибал. Абрам Петрович Ганнибал, прадед поэта, был родом
из Эфиопии. Его экзотическая внешность, черная кожа, явились, собственно,
причиной привоза ребенка в Россию: подобно другим европейским монархам Петр I хотел иметь близ себя черного мальчика-слугу – украшение
императорского двора. Впоследствии, «арап» стал генералом, ему были пожалованы
орден святого Александра Невского и орден Кавалера святой Анны.
Распространено представление,
будто Пушкин, когда «хотел оглянуться на начало жизни», «неизменно вспоминал
только Лицей — детство он вычеркнул из жизни. Он был человек без детства». Эта
цитата книги выдающегося культуролога-литературоведа Ю.М. Лотмана («Александр
Сергеевич Пушкин. Биография писателя. пособие для учащихся»).
Действительно, Пушкин как
писатель состоялся лишь в лицейские годы. Но «литературные занятия» могли стать
постоянными и столь результативными только тогда, когда образовался достаточный
для этого запас жизненных впечатлений и знаний. А процесс накопления
происходил, конечно, не только со времени поступления Пушкина в Лицей.
У Пушкина нет описания
материнской любви, общения ребенка с матерью, детства в семейном кругу. Не
встретим в стихах и упоминаний ни о матери, ни об отце. Случайно ли это?
Думается, что нет. Пушкин не знал в детстве радости родительского очага.
Родители его были в большей мере людьми публичной жизни, а не домашней,
семейной, хотя и читали детям вслух, разыгрывали с ними театральные сцены. К
тому же мать имела вспыльчивый характер, не любила и не умела заниматься организацией
домашнего обихода. Это была сфера деятельности бабушки поэта по матери Марии
Алексеевны, к которой мальчик был очень привязан. Детские годы во многом
определялись влиянием бабушки. По воспоминаниям старухи Яньковой Марья
Алексеевна так говорила о будущем поэте: «Не знаю, матушка, что выйдет из моего
старшего внука: мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда
урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми,
то вдруг так развернется и расходится, что его ничем не уймешь; из одной
крайности в другую бросается, нет у него средины. Бог знает, чем все это
кончится, ежели он не переменится». Маленький Пушкин рос, очевидно, не совсем
обычным ребенком, и казался медленнее других развивавшимся и физически, и
умственно, а затем неожиданно быстро изменившимся — в Лицее он сразу же
выделялся и живостью ума, и физической ловкостью.
Пушкин рано познал и радость
чтения, познакомившись с литературой на французском языке — с сочинениями и
французских авторов, и переводными Быстро научился сам выбирать интересующую
его книгу. Пушкин смог приобщиться рано и к иной культурной ориентации — и
этому способствовали и особенности его домашней жизни, даже ее неустроенность.
Он душевно тяготел к любимым слугам — няне Арине Родионовне и ее зятю Никите
Тимофеевичу Козлову, ставшему «дядькой» мальчика.
Арина Родионовна:
Няня Пушкина, Арина
Родионовна Яковлева в 1792 году была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной
Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. 20 декабря
1797 года у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга, для которой Арина Родионовна
стала кормилицей. Она была кем-то вроде ключницы: стерегла усадьбу, выполняла
поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные
дела. Она "домоправительница", по определению В.В. Набокова,
старавшегося объяснить западному читателю ее роль.
После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только
для Ольги. "Была она настоящею представительницею русских нянь", -
вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. В биографиях Пушкина няня
затмевает собой Козлова.
В 1824-1826 годах Арина
Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его
изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал
ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он
использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была
"оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни
Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении
в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских
образов романа "Арап Петра Великого". Известно, что со слов няни
Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя
слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у
нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно.
Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о
мертвой царевне и семи богатырях.
Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Уже вскоре после смерти Арины
Родионовны Яковлевой началась ее идеализация и преувеличение ее роли в
творчестве Пушкина. Возвеличивать няню стали первые пушкинисты, высказывая
мысли, созвучные официальной национальной идеологии.
После 1917 года миф о няне был
использован для политической коррекции образа Пушкина как народного поэта.
Оказывается, благодаря няне Пушкин делается близким и понятным простым
советским людям.
Очевидно, что биографы и
друзья поэта непомерно раздули роль крестьянки Арины в формировании детских
впечатлений Пушкина. Получается, что няня рассказывала Пушкину сказки, а его
биографы стали сочинять сказки о няне. Сейчас уже невозможно выяснить, каков же
реальный вклад няни в воспитание поэта.
А.С.Пушкин
в Лицее:
В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения - лицея в Царском Селе, при дворце Александра I. Отец Пушкина, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 года Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 19 октября состоялось торжественное открытие лицея, и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями. Именно в лицее Пушкина начинают воспринимать
как поэта: он обрел аудиторию и был принят как свой в среде литераторов (в
литературно-общественном объединении — «Арзамасском братстве» получает прозвище
«Сверчок»). Именно тогда завязываются уже личные (а не по знакомству дяди и
отца) близкие отношения с лицами мира литературы (с некоторыми — с В.А.
Жуковским, П.А. Вяземским — на всю жизнь). Именно в лицейские годы закрепились
и основы присущей А.С. Пушкину замечательной образованности и энциклопедической
широты интересов и убеждение в значении «дружества».
Следует не упускать из виду и то,
что Пушкин создавал (это отмечено уже и пушкинистами) несколько
идеализированный облик Лицея, уподобляя его античному прообразу. И тем самым
светлые лицейские годы («луч лицейских ясных дней» — слова послания И.И.
Пущину) как бы противополагались остальному и во времени (т.е. другим временам
жизни поэта — и предыдущим, и последующим), и в пространстве («... нам целый
мир чужбина; / Отечество нам Царское Село» — в стихотворении «19 октября»).
Именно в лицее Пушкин первый раз
влюбился. “Первую, истинно поэтическую любовь, возбудила в Пушкине Бакунина, -
рассказывает Комаровский. - Она часто навещала брата своего и всегда приезжала
на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение
произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее в
стихотворении “К живописцу”, которое было положено на музыку лицейским
товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “.
А.С.Пушкин
в Петербурге:
Петербургский период жизни и творчества
Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому
единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому
союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое
окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы,
право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают
«вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили,
пили, обсуждали новости, даже чтение книг — занятие традиционно связанное с
уединением — становится формой дружеского общения. Именно в это время возникло
и активно жило «арзамасское братство», в которое Пушкин-лицеист был принят
заочно, а теперь, летом 1817 года, оказавшись в Петербурге «Сверчок» стал его реальным
участником.
К весне 1820 года знакомство Пушкина со столь опасными людьми (Н.Тургенев,
М.Орлов, Н.Муравьёв, Ф.Глинка, К.Рылеев, П.Чаадаев), стихи его (например, ода
«Вольность») обернулись доносами и угрозой ссылки. Так называемая «южная ссылка»
Пушкина как раз была следствием его слишком вольных стихов. Формально никакой
ссылки не было, Пушкина направили на новое место службы. 6 мая 1820 года он
выехал из Петербурга на юг, в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), с
назначением в канцелярию генерала-лейтенанта И.Н.Инзова. Одновременно
генерал-лейтенанту было направлено специальное письмо, в котором
излагались факты виновности поэта. Письмо, однако, возымело обратное действие.
Инзов отличался человеколюбием, был человеком современных взглядов
(увлекался модными тогда масонскими идеями), поэтому письмо об опальном поэте
оказалось для него хорошей рекомендацией. Инзов сразу взял Пушкина под свою
опеку.
Южная ссылка:
Дорога,
оторвав от суеты столичной жизни, дала Пушкину возможность осмотреться,
спокойно осмыслить события последних лет. Итоги были такие: в Петербурге Пушкин
стал поэтом, причём не только в собственных глазах, но и в глазах общества.
Период ученичества, начавшийся еще в Лицее, где в 1813 году поэт написал своё
первое стихотворение, был окончен, теперь уже не наставники по литературе
(В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, В.Л.Пушкин и др.), а он сам должен определять
судьбу своего творчества. Как жить дальше? Как писать? Эти мысли и вопросы
изменили настроение и психологический облик Пушкина. Вместо взрывного и
страстного автора «Вольности», восклицавшего «Тираны мира, трепещите!», теперь
мы видим другого Пушкина — он стал сдержаннее, ответственнее. Ему пришло ясное
понимание того, что отныне его жизнь неразрывно связана с поэзией, за каждое слово
в стихе он несёт ответственность, его стихи влияют на его судьбу — ведь именно
из-за стихов он оказался на пути в «южную ссылку». Это новое настроение Пушкина
по сути дела было романтическим мироощущением «жизнь и поэзия — одно». Именно это мироощущение стало для Пушкина в период «южной ссылки» точкой опоры, в этот период он отразит в произведениях «не только совершенно
неповторимое искусство слова, но и совершенно неповторимое искусство жизни».
17 мая
Пушкин прибыл в Екатеринослав на место службы. Случилось так, что ещё не
приступив к своим служебным обязанностям, Пушкин, искупавшись в Днепре,
простудился и Инзов отпустил его лечиться на Кавказ на 2 месяца. По дороге в
Гурзуф на палубе брига «Мингрелия» Пушкин написал элегию «Погасло дневное
светило…». От этого стихотворения в литературоведении принято отсчитывать
начало романтического периода в творчестве поэта. В Гурзуфе он жил до
сентября: читал любимых поэтов-романтиков (Байрона, А.Шенье), «купался в море и
объедался виноградом».
В обратный
путь в сентябре Пушкин отправился верхом — через Крым (Алупка, Симеиз,
Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому
времени была перенесена канцелярия генерала Инзова. В Кишинёве жизнь протекала
не так тихо как на Кавказе и в Крыму, напоминала столичные проблемы. В Кишинёве
Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным
этапом в его жизни.
Однако ещё
более важным этапом стало пребывание в Крыму, хотя оно продолжалось всего
нескольких недель. Здесь родились новые и развились прежние поэтические замыслы
поэта, здесь пейзажи Крыма и Кавказа дали наглядный материал для романтических
представлений, романтизм оказался правдой, живой реальностью. Необычный
экзотический мир Кавказа, незнакомая речь и нравы горцев воспринимались поэтом
как особенный романтический мир, как романтическое там. Интересно, что
сама жизнь «помогала» романтизму — Пушкин поселился в стоящем на отшибе доме
Инзова и остался там жить после землетрясения, в полуразрушенном доме,
окружённом запущенным разросшимся виноградником и пустырём. Всё это точно
соответствовало образу «беглеца», «добровольного изгнанника», каковым себя
Пушкин в то время ощущал. Неслучайно именно здесь написаны знаменитые
романтические произведения поэта: поэмы «Кавказский пленник», «Гавриилиада»,
«Братья-разбойники», стихотворения «Чёрная шаль», «Кинжал», «Чаадаеву»,
«Наполеон», «К Овидию» и др. — все они объединены образом автора-«беглеца».
«Коллежский секретарь»
и «стихотворец» в мире, в котором всё определялось чинами, человек без
средств, постоянно погруженный в денежные заботы, в обществе людей обеспеченных
и широко тративших деньги, штатский среди военных, двадцатилетний мальчик среди
боевых офицеров или важных молдавских бояр, Пушкин был человеком, чьё достоинство
подвергалось ежечасным покушениям. Опорой для Пушкина была
внушённая ему Чаадаевым глубокая вера в собственное достоинство. В это разгадка
многочисленных дуэлей Пушкина в Кишинёве — он бдительно охраняет право на
«самостояние».
В
августе 1823 года Пушкин уже в Одессе — начался один из самых сложных этапов
жизни и творчества поэта. Его мучает противоречие: вольности портового города,
соблазны и безденежье, пыль, грязь. Главным образом его мучает история с
разгромом декабристского кружка, так как он был знаком с его участниками и,
следовательно, была опасность доноса. В одесских стихах Пушкина на редкость
мрачные декларации: «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей»
(см. также цикл стихотворений той поры: «Свободы сеятель пустынный…», «Демон»,
«Недвижный страж дремал на царственном пороге…», «Зачем ты послан был и кто
тебя послал?..»).
Важное
место в жизни Пушкина на юге занимала любовь. Каролина Собаньская — красавица
полька из образованной и знатной семьи, получившая блестящее воспитание, в
которую были безумно влюблены Мицкевич и Пушкин, была любовницей и политическим
агентом начальника Южных военных поселений генерала И.О.Витта. Романтическое
мироощущение Пушкина идеализировало всех женщин. Любовь к Воронцовой стала
причиной ревности Воронцова и вызвала осложнения по службе у Пушкина. Пушкин
просит об отставке, что для опального чиновника было равнозначно дерзости и
мятежу. 8 июля 1824 года Пушкин был уволен со службы и по приказу императора
местом ссылки поэту назначена Псковщина, село Михайловское.
А.С.Пушкин в Михайловском:
Свою жизнь в Михайловском Пушкин по началу
«нелепым существованием». Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей
душой ощущает очарование природы, а вынужденное одиночество дает ему
возможность отдаться поэтическому творчеству. Он еще более сблизился и
подружился с Осиповыми-Вульф из Тригорского, которое стало для него вторым
домом. В ожидании освобождения из ссылки, несмотря на частые приступы хандры и
тоски, рождаемые неопределенностью положения, опальный поэт много и вдохновенно
работал.
Друзья радовались его успехам. К. Ф. Рылеев писал в Михайловское: «Ты
идешь шагами великана и радуешь истинно русские сердца». В период ссылки Пушкин
со всей тщательностью и требовательностью к себе подготовил книгу
«Стихотворения Александра Пушкина», которая разошлась с невиданной для того
времени быстротой. Пущин, посетивший Пушкина в Михайловском, рассказывал ему,
как он популярен; говорил, что «читающая публика благодарит его за всякий
литературный подарок, что стихи его приобрели народность во всей России».
Выдающимся «литературным подарком», по словам В. Г. Белинского, явился гениальный роман в стихах «Евгений Онегин», центральные главы которого, с конца третьей до начала седьмой, поэт писал в Михайловском. Здесь же Пушкин, по его словам, «в два утра» создал сатирическую поэму «Граф Нулин». «Нового» Пушкина с возмужавшим в Михайловской ссылке талантом увидели после его освобождения П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, А. И. Тургенев и другие близкие знакомые и друзья великого поэта, внимательно следившие за его творчеством. А сам поэт писал Н. Н. Раевскому-сыну из Михайловского в июле 1825 года: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить».
На протяжении почти всего срока Михайловской ссылки Пушкин стремился
любыми способами вырваться на свободу. По совету друзей Пушкин обратился к
Николаю I с прошением, в котором, обещая не противоречить своими мнениями
«общепринятому порядку», просил императора для постоянного лечения аневризма
«позволения ехать для сего или в Москву, или в Петербург, или в чужие края». К
письму было приложено медицинское свидетельство из Псковской врачебной управы о
болезни Пушкина и его преписка «впредь ни к каким тайным обществам, под каким
бы они именем ни существовали, не принадлежать».
Большую часть более чем двухмесячного пребывания в деревне Пушкин посвятил работе над историческим романом «Арап Петра Великого» - своим первым опытом в прозе. Тогда же он написал стихотворение «Поэт» и еще несколько стихотворений, начал седьмую главу «Евгения Онегина». Женитьба А.С.Пушкина:
Возвращение Пушкина из
долгой ссылки стало настоящим фурором в светских кругах. Поэт смог наконец-то
развлечься на балах и полностью окунуться в жизнь столицы с ее балами и
кутежами. Кроме того, Пушкину было разрешено и передвигаться по стране и писать
практически любые произведения, цензором которых стал сам император Николай I.
Однако, быстро осознав, что эта свобода была призрачной, Пушкин снова впал в
уныние. Все его стихи и поэмы проверяли цензоры, за ним самим следили, часто
водили на допросы и расспрашивали о произведениях. Александру Пушкину очень
скоро все это наскучило, несмотря на то, что многочисленные литературные
общества с радостью встречали поэта и слушали его стихи.
Именно в это непростое время в конце 1828
года на очередном балу он встретил великолепную девушку – Наталью Гончарову.
Шестнадцатилетняя Наталья сразу поразила поэта своей красотой и грацией, а
знакомство с ней стало событием этих печальных лет. Впервые в своей жизни при
знакомстве с девушкой поэт сильно смутился и стеснялся даже приходить в дом
Гончаровых. Помог ему в этом Федор Толстой, представивший Пушкина родителям
Гончаровой. Однако чувства поэта были сначала восприняты Натальей Гончаровой с
большой опаской, а матери невесты Александр вообще не нравился. Именно из-за
этого сватовство затянулось практически на два года. Пушкин писал П. А.
Плетневу из Болдино: «Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе:
грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже 30-ти лет жизни
игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день от дня
далее. Между тем я хладею, думаю о заботах женатого человека, о прелести
холостой жизни. К тому же московские сплетни доходят до ушей невесты и ее
матери - отселе размолвки, колкие обиняки, ненадежные примирения… Осень
подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих
литературных трудов настает - а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе,
которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог
весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого
ничего не произведешь…».
В 1830 году Александр Сергеевич все же получил согласие матери Натальи на
свадьбу, которая состоялась в феврале 1831 года. За годы совместной жизни
Наталья родила 4-х детей.
А.С.Пушкин в
Болдино:
Пушкин впервые приехал в Болдино, уже
переступив порог тридцатилетия - переломную в его сознании возрастную черту.
Этот период был для поэта временем сложных переживаний, душевной неустроенности.
Все более тяготил постоянный правительственный надзор. Еще в марте Пушкин писал
шефу корпуса жандармов Бенкендорфу: «...Малейшие мои поступки вызывают
подозрения и недоброжелательство ... Я ежеминутно чувствую себя накануне
несчастья, которого не могу ни предвидеть, ни избежать». В открытую травлю
превращались журнальные нападки Булгарина. Литературные критики твердили об
упадке таланта поэта.
В первую же неделю, проведенную здесь, настроение Пушкина меняется. Поэт испытывает подъем творческих сил, начинает работать с удивительной
быстротой и плодотворностью. Одно за другим появляются произведения различных
жанров, в стихах и прозе. Создается давно задуманное, завершается уже начатое,
созревают новые замыслы. Почти ничто не отвлекает здесь Пушкина от
сосредоточенного, вдохновенного труда.
К счастью, не особенно обременительными для поэта оказываются хлопоты,
связанные с переходом в его владение двухсот кистеневских душ и с последующим
ходатайством об их закладе. Иногда приходится бывать в Кистеневе. Два раза он
должен был выехать в уездный город Сергач.
Вскоре дела улажены, но вернуться назад Пушкин не может. Еще при выезде из
Москвы ему было известно, что с низовьев Волги на центральные районы России
надвигается эпидемия холеры. Ею оказалась охвачена и Нижегородская губерния.
Находясь в Болдине, поэт узнает, что границы губернии оцеплены, на дорогах
установлены карантины. Затем доходит известие, что холера добралась до Москвы.
«Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине, - пишет Пушкин 11 октября.
- Мы оцеплены карантинами, но зараза к нам еще не проникла. Болдино имеет вид
острова, окруженного скалами». Безвыходность положения приводит в отчаяние. Но
мощный творческий порыв, охвативший поэта, заставляет его забыть обо всем.
Пушкин продолжает работать с необычайной интенсивностью. События задерживают
Пушкина в Болдине до конца ноября.
Вернувшись, он сообщал Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в
Болдине писал, как давно уже не писал…». Постоянным, напряженным
творческим трудом были заполнены все три месяца, проведенные в нижегородском
имении. Болдинской осенью появились «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
В Болдине Пушкин работал и над «Историей села Горюхина».
От тоскливых впечатлений действительности
творческое воображение переносило поэта в иные времена и края - в старую
Испанию, средневековую Францию, Англию XVII века. «Драматические сцены» - под
таким заглавием объединил поначалу поэт цикл созданных здесь драм, названных
затем «Маленькими трагедиями «Маленькие трагедии» - это болдинские произведения
Пушкина, замысел которых относится к более раннему творческому периоду. Еще в
Михайловском, в 1826 году, были задуманы «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость». Очевидно, и начаты они задолго до приезда поэта в Болдино.
Осенью 1830 года он продолжил и завершил работу над ними. И только четвертую из
трагедий этого цикла - «Пир во время чумы» - Пушкин полностью написал здесь.
Болдинской осенью поэт создал «прощальный цикл» стихотворений, посвященных когда-то
любимым женщинам.
С образом Амалии Ризнич связаны «Заклинание» и «Для берегов отчизны дальней». Е. К. Воронцовой адресовано «Прощанье». Грустью проникнуты строфы последней главы «Евгения Онегина», написанной
в Болдине. Поэт возвращался мысленно ко времени начала работы над романом,
думая о минувших годах.
Болдинской осенью Пушкин прощался со своим
многолетним трудом, с любимыми героями. Кроме созданной здесь заключительной
«песни» стихотворного романа, поэт завершал в Болдине «Путешествие Онегина» -
главу, вынесенную затем в приложение. Возможно, он работал и над десятой
главой, посвященной политическим событиям начала века. 19 октября Пушкин сжег
написанное. Сохранилась лишь небольшая часть зашифрованного текста этой главы,
прочитанная много десятилетий спустя:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда ... В Болдине были написаны
«Сказка о попе и о работнике его Балде», шутливая поэма «Домик в Коломне».
Творческие результаты трех месяцев, проведенных в Болдине, вероятно, удивляли самого поэта. Не случайно, стремясь снова обрести здесь вдохновение, Пушкин приезжает в нижегородское имение три года спустя, осенью 1833-го, завершая поездку по местам, связанным с событиями Пугачевского восстания. Во второй свой приезд в
Болдино поэт мог чувствовать себя спокойно и уверенно. Он снова состоял на
службе, имея возможность работать в архивах. Это было особенно важно теперь,
когда исторические темы занимали все большее место в его творческих планах.
Давно не возникало конфликтов с цензурой; поэт не ощущал прежнего гнета «опеки»
Бенкендорфа. Благополучно складывалась семейная жизнь. Существовали
материальные неурядицы, но Пушкин надеялся поправить положение изданием «Истории
Пугачева».
«История Пугачева» была завершена в первых числах ноября. Параллельно создавался «Медный всадник». Работа шла стремительно, хотя над поэмой, считающейся лучшей среди его произведений в этом жанре, Пушкин трудился с предельной напряженностью. В это же время он пишет поэму «Анджело», повесть «Пиковая дама», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», делает переводы баллад Мицкевича. Тогда же в Болдине создается «Осень» (отрывок) - стихотворение, проникнутое радостным ощущением полноты жизненных и творческих сил. Последние строфы отрывка посвящены описанию таинственного процесса «пробуждения поэзии», разрешающегося вдохновенно счастливыми минутами творчества: ... И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем – И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. Так, осенью 1833 года Пушкин
во второй раз пережил в Болдине пору могучего творческого подъема.
Но внешне эти недели были ничем не примечательны. Дни проходили, похожие один на другой. В письме Наталье Николаевне поэт так рассказывал о своей здешней жизни, о ежедневных занятиях: «Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов - читаю». Вероятно,
подчиняясь подобному однообразному ритму, протекала жизнь Пушкина и в следующую
осень, когда он опять оказался в Болдине. Но в этот раз ему уже не удалось
«расписаться» здесь. Отвлекали другие заботы. В этот раз здесь была написана
только «Сказка о золотом петушке». Приходилось заниматься хозяйством,
поправлять дела разорявшегося имения: надо было заботиться о стареющих
родителях и о будущем детей.
Материальное положение семьи все более беспокоило Пушкина. Долги росли. Столичная жизнь оказалась слишком дорога. Поэт пытался подать в отставку, чтобы уехать в деревню, но вызвал этим упреки в «неблагодарности» по отношению к царю. Отношения с Николаем I, с царским двором снова обострились, особенно после «пожалования» Пушкину придворного звания камер-юнкера, оскорбительного для его возраста. Тогда в своем дневнике он записал: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове». Унизительность и зависимость нового положения угнетали поэта. Все чаще его охватывало ощущение безысходности, глубокой усталости. Не рассеяла этого состояния и поездка в Болдино. Он уже не смог обрести здесь «душевного спокойствия», необходимого для творчества. Гибель А.С.Пушкина:
Зимой 1837 года судьба столкнула Пушкина с
Жоржем Дантесом, поступившим на службу в русскую гвардию. Между ними возник
конфликт, итогом которого стала печальная дуэль, состоявшаяся 27 января 1837
года. Получив ранение на этой дуэли, Александр Сергеевич Пушкин скончался через
два дня.*
* Печатается по материалам:
|