Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Стихи рождаются от отчаяния перед бессилием слова, чтобы в конце концов склониться перед всесильем безмолвия
Октавио Пас
мексиканский переводчик, поэт и эссеист, Лауреат Нобелевской премии за 1990 год

Юбилеи



6 марта исполняется 95 лет со дня рождения писателя Фазиля Абдуловича Искандера (род. в 1929)
    Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 году, когда отец Фазиля был выслан из СССР, будущего писателя взяли на воспитание родственники матери. Школу Искандер закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 году перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954 году. В 1954-1956 годах работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 году переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х годов.
    Фазиль Искандер начал печататься в 1952 году. Регулярно публиковал стихи в журнале «Литературная Абхазия», а также в журналах «Юность», «Неделя» и «Новый мир»; выпустил книги стихов «Горные вершины» (1957), «Доброта земли» (1959), «Зеленый дождь» (1960), «Дети Черноморья» (1961), «Молодость моря» (1964). Прозаические сборники: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Запретный плод». В журналах были опубликованы его рассказы: «Петух», «Рассказ о море», «Должники», «Мой дядя самых честных правил»
   Мгновенную известность принесла Искандеру повесть «Созвездие Козлотура» (1966). Это полный юмора и гротеска рассказ о типичном явлении советского времени, очередном «почине». Абхазскому селу предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром для выведения некой необыкновенно продуктивной породы. «Начинание хорошее, но не для нашего колхоза» – эта формула осторожного и твердого отказа от невежественного и разорительного «эксперимента» стала крылатой. Проявившийся в повести характерное для Искандера точное ощущение национального характера, литературный этнографизм, богатая смеховая палитра (от мягкого юмора до беспощадного сарказма), «камерный» лиризм и социально-политическоое обличение, двуплановость «эзопова» языка и сочность живой разговорной речи. Все это  отличает и многочисленные произведения-воспоминания Искандера, написанные от лица (или посредством введения этого образа) Сандро, народного героя, старика и юноши одновременно. Центральным является роман «Сандро из Чегема» (1973–1988, полное изд. 1989), состоящий из публикуемых с 1966 года отдельных фрагментов (одноимен. рассказ, «Дядя Сандро и пастух Кунта», «Чегемские сплетни», «Пастух Махаз» и др.)
    Главный герой претендует на роль, родственную образам Тиля Уленшпигеля или Ходжи Насреддина – плута и мудреца, где история страны и в ней  абхазского народа передается через призму его насмешливо-разоблачительного восприятия. Проблема катастрофического несовпадения патриархального мира национальной «окраины» и советской «метрополии» с ее политическим и экономическим диктатом высвечивается также в «детских», проникнутых, как и все творчество Искандера, автобиографически-мемуарными мотивами,  повестях и рассказах о Чике (в т.ч. «Защита Чика», 1983), в рассказах «Начало», «Лов форели в верховьях Кодора,  «Летним днем», «Письмо», «Встреча в поезде», «Бедный демагог»; в повести «Сумрачной юности свет» (1990), в романе «Человек и его окрестности» (1992–1993), в рассказе «Софичка» (1995).
    Метафорической обнаженностью, в духе знаменитых антиутопий XX века (Е.И.Замятин, О.Хаксли, Дж.Оруэлл), выделяется философско-политическая повесть-сказка Искандера «Кролики и удавы» (1982, США; 1987, М.). Государство под предводительством диктатора Великого Питона состоит из пожирателей-змей, кроликов,  молчаливо, с благословения своего Короля, идущих к ним на пищу и бессловесных работяг-туземцев.
     Своеобразную форму протеста (самоубийство в ответ на смерть по принуждению) предлагает писатель в рассказе «Широколобый».
     Серьезностью конкретного психологического анализа в контексте нравственной атмосферы всего общества отмечены повесть Искандера «Морской скорпион» (1977), а также повесть «Маленький гигант большого секса» (1979; экранизирована). Криминализация и фактическая дегуманизация общества «победившего социализма» раскрывается писателем в социально-психологических и нравоописательных, отмеченных при этом сюжетной остротой детективного повествования рассказах «Бармен Адгур и Чегемская Кармен» (1986; широкую известность приобрела экранизация последнего – фильм «Воры в законе», 1989), а кризисное сознание и утрата иллюзий постсоветского социума – в повестях «Пшада» (1993), «Думающий о России и американец» (1997).
    Искандер удостоен ряда престижных отечественных и зарубежных литературных премий, среди которых Государственная премия СССР (1989) — за роман "Сандро из Чегема", Государственная премия России (1994),  Орден «За заслуги перед Отечеством III степени» (2004), Пушкинская премия (1993), Премия «Триумф» (1999).
Фазиль Искандер живет и работает в Москве. *