Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 6 марта исполняется 95 лет со дня рождения писателя Фазиля Абдуловича Искандера
(род. в 1929)
Фазиль
Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье иранца - владельца
кирпичного завода. В 1938 году, когда отец Фазиля был выслан из СССР, будущего писателя
взяли на воспитание родственники матери. Школу Искандер закончил в Абхазии.
После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный
институт, но в 1951 году перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького,
окончив его в 1954 году. В 1954-1956 годах работал журналистом в Брянске
(газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская
правда"). В 1956 году переехал в Сухуми, став редактором в абхазском
отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х годов.
Фазиль Искандер начал печататься в 1952 году. Регулярно публиковал стихи в
журнале «Литературная Абхазия», а также в журналах «Юность», «Неделя» и «Новый
мир»; выпустил книги стихов «Горные вершины» (1957), «Доброта земли» (1959), «Зеленый дождь» (1960), «Дети Черноморья» (1961), «Молодость
моря» (1964). Прозаические сборники: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Запретный
плод». В журналах были опубликованы его рассказы: «Петух», «Рассказ о море», «Должники»,
«Мой дядя самых честных правил»
Мгновенную
известность принесла Искандеру повесть «Созвездие Козлотура» (1966). Это полный
юмора и гротеска рассказ о типичном явлении советского времени, очередном
«почине». Абхазскому селу предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром
для выведения некой необыкновенно продуктивной породы. «Начинание хорошее, но
не для нашего колхоза» – эта формула осторожного и твердого отказа от
невежественного и разорительного «эксперимента» стала крылатой. Проявившийся в
повести характерное для Искандера точное ощущение национального характера,
литературный этнографизм, богатая смеховая палитра (от мягкого юмора до беспощадного
сарказма), «камерный» лиризм и социально-политическоое обличение, двуплановость
«эзопова» языка и сочность живой разговорной речи. Все это отличает и
многочисленные произведения-воспоминания Искандера, написанные от лица (или
посредством введения этого образа) Сандро, народного героя, старика и юноши
одновременно. Центральным является роман «Сандро из Чегема» (1973–1988, полное
изд. 1989), состоящий из публикуемых с 1966 года отдельных фрагментов
(одноимен. рассказ, «Дядя Сандро и пастух Кунта», «Чегемские сплетни», «Пастух
Махаз» и др.)
Главный герой
претендует на роль, родственную образам Тиля Уленшпигеля или Ходжи Насреддина –
плута и мудреца, где история страны и в ней абхазского народа передается через
призму его насмешливо-разоблачительного восприятия. Проблема катастрофического
несовпадения патриархального мира национальной «окраины» и советской
«метрополии» с ее политическим и экономическим диктатом высвечивается также в
«детских», проникнутых, как и все творчество Искандера, автобиографически-мемуарными
мотивами, повестях и рассказах о Чике (в т.ч. «Защита Чика», 1983), в
рассказах «Начало», «Лов форели в верховьях Кодора, «Летним днем», «Письмо», «Встреча
в поезде», «Бедный демагог»; в повести «Сумрачной юности свет» (1990), в романе
«Человек и его окрестности» (1992–1993), в рассказе «Софичка» (1995).
Метафорической
обнаженностью, в духе знаменитых антиутопий XX века
(Е.И.Замятин, О.Хаксли, Дж.Оруэлл), выделяется философско-политическая
повесть-сказка Искандера «Кролики и удавы» (1982, США; 1987, М.). Государство под предводительством диктатора Великого Питона состоит из пожирателей-змей,
кроликов, молчаливо, с благословения своего Короля, идущих к ним на пищу и
бессловесных работяг-туземцев.
Своеобразную
форму протеста (самоубийство в ответ на смерть по принуждению) предлагает
писатель в рассказе «Широколобый».
Серьезностью
конкретного психологического анализа в контексте нравственной атмосферы всего
общества отмечены повесть Искандера «Морской скорпион» (1977), а также повесть «Маленький
гигант большого секса» (1979; экранизирована). Криминализация и фактическая
дегуманизация общества «победившего социализма» раскрывается писателем в
социально-психологических и нравоописательных, отмеченных при этом сюжетной
остротой детективного повествования рассказах «Бармен Адгур и Чегемская Кармен»
(1986; широкую известность приобрела экранизация последнего – фильм «Воры в
законе», 1989), а кризисное сознание и утрата иллюзий постсоветского социума –
в повестях «Пшада» (1993), «Думающий о России и американец» (1997).
Искандер удостоен ряда
престижных отечественных и зарубежных литературных премий, среди которых
Государственная премия СССР (1989) — за роман "Сандро из Чегема", Государственная
премия России (1994), Орден «За заслуги
перед Отечеством III степени» (2004), Пушкинская премия (1993), Премия «Триумф»
(1999).
Фазиль Искандер живет и работает в Москве. *
|