8 февраля исполняется 205 лет со дня
рождения английского писателя, теоретика искусства Джона Рескина (1819 – 1900)
Джон
Рескин родился 8 февраля 1819 года в
Лондоне в семье совладельца фирмы по импорту хереса. Семья много путешествовала
по Франции, Бельгии, Германии и особенно Швейцарии. Джон Рескин учился рисунку
у английских художников Копли Филдинга и Хардинга и стал искусным
рисовальщиком. Он изображал в основном архитектурные объекты, особенно
восхищаясь готической архитектурой.
В 1836 году
Рескин поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета, где изучал
геологию. В 21 год отец выделил ему щедрое содержание, и они оба стали собирать
картины Дж.Тернера (1775–1851). Считается, что Рескин «открыл» для
современников Уильяма Тёрнера, живописца и графика, мастера пейзажной живописи,
который признавал лишь фотографически точное изображение природы.
В 1839 году
Рескину была присуждена Ньюдигейтская премия за лучшую поэму на английском
языке, однако весной 1840 его дальнейшее обучение в Оксфорде было прервано
из-за болезни; у него началось кровотечение, в чем доктора усмотрели симптомы
туберкулеза.
В 1841 году
Рескин начал дополнять написанное им в семнадцать лет сочинение в защиту
живописи Тернера. Итогом стал пятитомный труд «Современные художники» («Modern
Painters»), первый том которого вышел в 1843 году.
Весной 1845 года
писатель предпринял путешествие через Швейцарию в Лукку, Пизу, Флоренцию и
Венецию, впервые отправившись в путь без родителей, в сопровождении лакея и
гида из Шамони. Свое восхищение от путешествия он выразил во втором томе «Современных
художников» (1846).
Изучив готическую
архитектуру, Рескин в 1849 году опубликовал сочинение «Семь светильников
архитектуры» («The Seven Lamps of Architecture»). Характерный для
Рескина нравственный ригоризм отвечал духу викторианской Англии, его идеи об
«архитектурной честности» и происхождении орнаментальности из природных форм
оставалисьактуальными многие века.
Затем Рескин
обратился к изучению венецианской архитектуры. Вместе с женой он провел две
зимы в Венеции, собирая материал для книги «Камни Венеции» («Stones
of Venice»), в которой намеревался дать более конкретное обоснование
изложенных в «Семи светильниках» идей, прежде всего их морального и
политического аспектов. Книга появилась в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы
стилей». Эта работа стала частью программы сторонников готического возрождения,
возглавляемых У.Моррисом.
Вернувшись в
Англию, Рескин выступил в защиту прерафаэлитов, чья выставка в Академии в 1851
году была воспринята враждебно. Рескин подружился с Д.Э.Миллесом, самым молодым
и одним из самых талантливых художников-прерафаэлитов. Вскоре Миллес и жена
Рескина Эффи полюбили друг в друга, и в июле 1854 года, добившись расторжения
брака с Рескином, Эффи вышла замуж за Миллеса.
Некоторое
время Рескин преподавал рисование в Рабочем колледже в Лондоне, подпал под
влияние Т.Карлейля. Уступая настояниям отца, Рескин продолжал работать над
третьим и четвертым томами «Современных художников». В 1857 он прочел в
Манчестере курс лекций «Политическая экономия искусства», позднее
опубликованных под названием «Радость навеки» (A Joy for Ever).
Из сферы
искусствоведения его интересы в значительной мере переместились в область
социального преобразования. Дальнейшее развитие эта тема получила в книге «Последнему,
что и первому» (Unto This Last, 1860), знаменующей зрелость
политико-экономических воззрений Рескина. Он ратовал за реформы в образовании,
особенно в сфере ремесел, за всеобщую занятость и помощь старикам и инвалидам.
В книге выразился духовный кризис Рескина. Начиная с 1860 года, он постоянно
страдал от нервной депрессии. Считается что началом болезни стала пережитая
Рескиным страстная влюбленность в девочку, а затем крайне набожную
девушку-протестантку Розу Ла Туш (1848—1875). Он был отвергнут ею и ее
родителями, а через три года Роза от неизвестных причин умерла.
История этой любви
не раз упоминается в «Лолите» Набокова, о ней снят фильм «Страсть Джона
Рёскина»
В 1869 году его
избрали первым почетным профессором искусств Оксфордского университета. В
Оксфорде он много работал, подготовил для студентов коллекцию произведений
искусства в оригиналах и репродукциях. Рескин настаивал на необходимости
изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении
практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени
кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение
и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий». В
1871 году Рескин начал выпускать ежемесячное издание «Fors Clavigera»,
адресованное рабочим и труженикам Великобритании. В нем он говорил об
учреждении Компании св. Георгия, в задачи которой входило создать на
неплодородных землях мастерские, где применялся бы только ручной труд, открыть
рабочим красоту ремесленного производства и постепенно свести на нет
губительные последствия промышленной революции 18–19 вв.
К концу 1873
года душевное состояние Рескина стало сказываться на его лекциях. В 1878 его
подкосила тяжелая и продолжительная душевная болезнь. Однако память ему не
изменила, и последняя его книга, автобиография «Прошлое» («Praeterita»,
1885–1889), стала, пожалуй, самым интересным его произведением.
Всего Рёскиным
написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.
Умер Рескин в
Брантвуде (Северный Ланкашир) 20 января 1900. *