Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Все в слове…. Целая жизнь может измениться только от того, что сместилось одно слово, или оттого, что другое по-королевски расселось посреди фразы, которая не ждала его и ему не подчиняется…
Пабло Неруда
чилийский поэт и публицист, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1971 год

Юбилеи



10 февраля исполняется 105 лет со дня рождения русского драматурга Александра Моисеевича Володина (1919 – 2001)
Русский драматург, поэт, прозаик, сценарист А.М. Володин (настоящая фамилия - Лифшиц) родился 10 февраля 1919 года в Минске. Рано оставшись сиротой, он с детских лет воспитывался у дяди - московского врача. Свое детство и отрочество в трудные 1920-е годы Володин позднее называл ослепительно мрачными. После окончания школы и краткосрочных педагогических курсов он пошел работать учителем в сельскую школу.
Незадолго до начала войны, в 1939 году, Володина забрали в армию. Вот как он вспоминал о начале войны и своем юношеском восприятии ее: "Война! Это значит - конец казарме, заграничные страны, и после победы - домой! Мы шли строем, но пели, хохотали, и командиры нас не останавливали. Было смешно, что женщины у ворот и дверей, глядя нам вслед, плакали".
В годы Отечественной войны он был связистом, сапером, участвовал в боях на Западном и Белорусском фронтах. Столкнувшийся с тяготами военного времени, переживший ранение, контузию и госпиталь, Володин изменил свое представление о войне.  Писатель вспоминал:"для меня годы, когда обо всем еще только мечталось, сменились годами, когда многое стало уже невозможно". После ранения Володин был демобилизован, уехал в Москву и поступил на сценарный факультет ВГИКа.
В 1949 году тридцатилетний Александр Володин окончил ВГИК и уехал в Ленинград, где работал редактором на киностудиях "Ленфильм" и "Леннаучфильм". 
На литературном поприще Володин дебютировал как прозаик, опубликовав в 1953 году несколько рассказов. В 1954 году вышла его первый сборник рассказов. В рассказах впервые обозначились, характерные для его последующего творчества черты: интерес к повседневной жизни современников, к судьбам людей  на первый взгляд ничем не примечательных.
Первая пьеса Володина - "Фабричная девчонка" (1956) шла в театрах Москвы, Ленинграда, в других городах нашей страны и за рубежом и пользовалась большим успехом. Эта пьеса, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе "оттепели" с рутиной, бюрократизмом и догматизмом, за год сделала его одним из самых популярных драматургов, принесла Володину широкую известность, долгие годы не сходила со сцены.
      Через три года появляется пьеса "Пять вечеров" (1959), затем - "В гостях и дома" (1960), "Моя старшая сестра" (1961), "Идеалистка" (1962). Через двадцать лет, в 1979 году, пьеса "Пять вечеров" была экранизирована Н.Михалковым и по-прежнему имела успех. Володин стал драматургом ленинградского БДТ, а вскоре и московского театра "Современник". Пьеса "Назначение" (1964) была поставлена О.Ефремовым, став "гвоздем" сезона.
      В середине 1960-х годов А.М. Володин начал сотрудничество с кинематографом. В 1965 году по его сценарию на киностудии "Мосфильм" был снят фильм "Звонят, откройте дверь!" (режиссер А.Митта), а в 1966 году - "Похождения зубного врача" (режиссер Э.Климов). Дебют в кино оказался удачным, оба фильма популярны и сегодня. Кинолента А.Митты получила в 1966 году Гран-при "Золотой лев " на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции. А вот фильму Э. Климова не слишком повезло, его долго не выпускали на экраны. В широкий прокат фильм вышел лишь в конце 1980-х годов.
      В 1967 году по пьесе А.М. Володина режиссером Георгием Натансоном был снят фильм "Старшая сестра", ставший одним из самых популярных. Популярности фильма способствовал и замечательный актерский состав - Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев, Михаил Жаров, Леонид Куравлев, Инна Чурикова.
     Следующей работой А.Володина стал сценарий мелодрамы "Загадочный индус". Этот фильм о добром, отзывчивом актере цирка, Викторе Михайловиче Кукушкине, снятый режиссером Петром Тодоровским в творческой мастерской Григория Чухрая, вышел в 1968 году под названием "Фокусник". В том же 1968 году Александр Володин по собственному сценарию поставил фильм "Происшествие, которого никто не заметил". Эта трогательная и поучительная история скромной и не очень красивой продавщицы овощного магазина также полюбилась кинозрителям. В фильме, снятом на киностудии "Ленфильм", сыграли Жанна Прохоренко, Вера Титова, Евгений Лебедев, Виталий Соломин, Павел Луспекаев и другие известные актеры.
      В конце 1960-х годов в драматургии Володина возникает новый жанр - пьеса-притча. К этому жанру относят пьесы: "Дульсинея Тобосская" (1969; пост. 1971), "Кастручча" (1968, пост. 1988), "Мать Иисуса" (1970, пост. 1988), а также трилогию о первобытных людях "Две стрелы" (1967; пост. 1980), "Выхухоль", "Ящерица" (1969; пост. 1982). 
      Володин был одним из немногих людей в советском театре, кто доказывал от пьесы к пьесе право человека на частную жизнь, на личные привязанности, на одиночество.
      Работы Володина часто вызывали недовольство советских номенклатурных критиков и драматургов. Некоторые его пьесы подверглись критике в печати за элементы дегероизации действительности.
      Володин продолжал сотрудничать с кино. В 1975 году на экраны страны вышла трогательная мелодрама "Дочки-матери", снятая по его сценарию Сергеем Герасимовым, а в 1979 году по пьесе "С любимыми не расставайтесь" снял одноименный фильм  режиссер Павел Арсенов.
       Особое место в творчестве Володина занимает киносценарий "Осенний марафон" (1979), ставший фильмом (режиссер Г.Данелия) и пользующийся необыкновенной популярностью. По словам кинокритика М.Иванова, это "самый любимый фильм Данелия о хорошем человеке, добром настолько, что от доброты такой больно и ему, и его близким. Он разрывается между женой и любовницей, принципами и жалостью, близкой к малодушию. Он прячется от подлеца, чтобы не подать ему руки. Он "режет хвост собаке по частям". Сценарий Александра Володина великолепен в каждом слове". Выше всяких похвал в фильме сыграли актеры Олег Басилашвили, Марина Неелова, Наталья Гундарева, Евгений Леонов, Норберт Кухинке, Галина Волчек и другие. Фильм "Осенний марафон" получил главный приз "Золотая раковина" на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, награды других кинофестивалей.
Затем по сценариям А.Володина были сняты прекрасные кинофильмы "Назначение" (1980), "Слезы капали" (1982, сценарий А.Володина совместно с Г.Данелия и К.Булычевым), "Две стрелы. Детектив каменного века" (1989), "Униженные и оскорбленные" (1990), "Настя" (1993, сценарий А.Володина совместно с Г.Данелия). Поклонники таланта драматурга заговорили о "кинематографе Володина". Он никогда не поселял своих персонажей в комфортабельные условия, не награждал их житейской удачей, но неизменно раскрывал человеческое в каждом из них. Многие фильмы, поставленные ведущими отечественными режиссерами по его пьесам, вошли в "золотой фонд" российского кино.
В 1984 году выходит пьеса "Блондинка", в 1985-м - пьесы "Графоман" и "Портрет с дождем". Еще в 1960-е годы Володин написал две книги воспоминаний - "Для театра и кино" и "Оптимистические записки". В 1990-е годы он продолжил выпуск мемуаров публикацией книг "Записки нетрезвого человека" (1991), "Одноместный трамвай" (Записки несерьезного человека) (1990), "Монологи. Пять вечеров". В 1993 году Володин издал книгу публицистики "Так неспокойно на душе" (Записки с отступлениями). В воспоминаниях примечательно утверждение Володина о том, что именно недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту.
      Знаменитый драматург, Володин был менее известен как поэт, хотя стихи писал с детства. Уже в последние годы своей жизни он говорил: "Я снова сочиняю стихи и не в силах остановиться". Вот несколько строк из его последних стихотворений:
Будущего громы и тревоги,
будущего горные дороги,
будущего краткие веленья -
наши первые стихотворенья.
Неба не достигшие молитвы,
славой не увенчанные битвы,
тайные обиды и грехи -
поздние, ненужные стихи...
      Александр Володин - лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство" (1996), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1999), премии "Триумф" (1999). Лауреат литературной премии "Северная Пальмира" (1996). Он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, медалями.
     Самый значительный драматург России был тихим, крошечным, почти прозрачным человеком, жил где-то на окраине жизни, там писал книги. «Я так люблю простых людей. Мне с ними легко. Я всегда себя чувствую человеком из очереди, одним из тысяч и тысяч. Этому меня научила война», - говорил Александр Моисеевич.
    Скончался драматург в декабре 2001 года в  петербургской больнице. Похоронен на Комаровском кладбище.
     После смерти драматурга в Санкт-Петербурге была учреждена премия имени Александра Володина. Лауреатами этой премии стали БДТ Кирилл Лавров,  художественные руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков, поэт и музыкант Александр Дольский, писатель Илья Штемлер. Такая же премия была вручена грузинскому художнику, литератору и режиссеру Резо Габриадзе - участнику Всероссийского театрального фестиваля "Пять вечеров" имени А.Володина в Санкт-Петербурге.
   Пьесы Володина не устаревают. У них всегда был и есть свой зритель - человек интеллигентный, способный к сопереживанию.*
  * По материалам сайта