Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Писатель находится в ситуации его эпохи: каждое слово имеет отзвук, каждое молчание – тоже.
Жан Поль Сартр
французский философ, романист, драматург, публицист и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1964 год

Юбилеи



1 февраля исполняется 140 лет со дня рождения русского писателя Евгения Ивановича Замятина (1884 – 1937)
   Евгений Иванович Замятин родился в 1884 г. в уездном городе Лебедянь (ныне Липецкая область) в семье священника.
   Учился будущий писатель в Лебедянской прогимназии, где Закон Божий преподавал его отец. Образование было продолжено в Воронежской гимназии, которую Замятин окончил в 1902 году с золотой медалью (однажды впоследствии заложенной в Петербургском ломбарде за 25 руб., да так и не выкупленной).
    Замятин вспоминал: «В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения, и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума».
   Параллельно с учебой были митинги и демонстрации с пением Марсельезы, летняя практика на заводах и в портах, заграничное плавание на пароходе «Россия» от Одессы до Александрии. В декабре 1905 года Замятина арестовали за большевистскую агитацию среди рабочих, но уже весной, благодаря стараниям матери, освободили.
   В 1908 году Замятин окончил Политехническум по специальности «морской инженер»  и был оставлен при кафедре корабельной архитектуры, где с 1911 года работал преподавателем. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся осенью 1908 года. В журнале «Образование» был опубликован рассказ «Один», почти незамеченный критикой.
    По состоянию здоровья Замятин в 1913 году переехал в Николаев. Как шутил писатель, он «построил там несколько землечерпалок, несколько рассказов и сатирическую повесть «На куличках». О Замятине заговорили критики, его имя ставили рядом с Горьким, Пришвиным, Буниным, Куприным. Повесть «На куличках» вызвала гнев цензуры, увидевшей в ней только унижение и оскорбление русского офицерства. Решением Петербургского окружного суда тираж номера журнала «Заветы» был арестован, а Замятин выслан на Север.
     По северным впечатлениям были написаны повесть «Север» и рассказы «Африка», «Ела».
    Весной 1916 года инженер Замятин был откомандирован в Англию, где работал на судоверфях Глазго, Ньюкасла, Сандерленда. При его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных — «Святой Александр Невский» (после революции — «Ленин»). В Англии же начался новый, с иными акцентами и решениями период творчества писателя. Он пишет повесть «Островитяне» Вернувшись, Евгений Иванович организовывает группу молодых писателей «Серапионовы братья». Членами этой группы были Михаил Зощенко, Константи Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др. После революции печатается ранее запрещенная повесть «На куличках».
    Послеоктябрьские события внесли в трагикомический колорит произведений Замятина мрачные краски. В творчестве писателя слышен призыв к спасению человеческой личности от надвигающегося распада и «нивелирования». С 1918 по 1922 год Замятин создал целую серию рассказов, сказок, повестей: «Север» (1918), «Землемер» (1918), «Ловец человеков» (1918), «Дракон» (1918), «Сподручница грешных» (1918), «Иваны» (1918), «Огненное А» (1918), «Мамай» (1920), «Детская» (1920), «Пещера» (1920) и др. В связи с рассказом «Пещера» критик Святополк-Мирский напишет: «Это... история деградации и нищеты людей, одержимых единственной идеей — добычи пищи и топлива. Это кристаллизированный кошмар, слегка напоминающий По, с той лишь небольшой разницей, что кошмар Замятина предельно правдив».
    К этому же периоду относится создание книги «Герберт Уэллс» (1922), в которой Замятин рассматривает научную фантастику как наилучший метод отражения действительности.
    Событием в литературе стал 1920 год, год написания Замятиным романа «Мы». Первый в мировой литературе роман-антиутопия впоследствии сыграл роковую роль в судьбе автора. Роман оказался новаторским для своего времени. Как вспоминал в 1932 году Замятин, на Кавказе ему рассказали басню о петухе, у которого была дурная привычка петь на час раньше других: хозяин петуха попадал из-за этого в такие неудобные положения, что в итоге отрубил петуху голову. «Роман «Мы», — заключает писатель, — оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой форме поднимать было еще слишком рано, и поэтому после напечатания романа (в переводах на разные языки) советская критика очень даже рубила мне голову». Изображенное в романе тоталитарное Единое Государство превратило каждого в «стального шестиколесного героя великой поэмы». Любовь, этика, счастье организованы и математизированы, периодически всем «нумерам» (обитателям этого государства) делают Великую операцию по удалению фантазии. В романе прослеживается характерная для послеоктябрьского творчества Замятина линия: луч света, надежды пробивается через зловещие тучи и гибнет в бессилии остановить их движение.
    Этот роман повлиял на вышедшие позже романы-антиутопии Джорджа Оруэлла («1984», опубл. в 1948 году), Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту», 1953) и О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932). На русском «Мы» вышел в 1952году в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.
   В 20-е годы Замятин много работает, наряду с рассказами и повестями создает ряд драматических произведений: «Общество Почетных Звонарей», «Блоха», «Атилла». Для официальной советской критики того периода Замятин «противник революции и представитель реакционных идей, проповедущий мещанский покой и тихую жизнь как идеал бытия» В скандальной истории с публикацией романа «Мы» Замятину не помогло заступничество крупных писателей, в том числе Горького. Писатель принимает решение временно покинуть СССР.
      В 1927 году в издательстве «Круг» вышел сборник произведений писателя «Нечестивые рассказы», куда были включены его новейшие произведения.
   Началом нового, светлого, похожего на раннее творчество, этапа, стали драматические произведения: «Общество Почетных Звонарей», «Блоха», «Атилла».
    Следствием публикации романа «Мы» и последовавшего давления на Замятина стало решение писателя временно покинуть СССР. С 1932 года, оставаясь советским гражданином, Замятин жил в Париже. Здесь он написал ряд статей, очерков, воспоминаний о деятелях русской культуры: Станиславском, Мейерхольде, А. Толстом, Лавреневе и других. Главным же произведением парижского этапа был роман «Бич Божий», создававшийся на том же материале, что и «Атилла». Состояние Европы, потрясенной революциями и войнами, предчувствующей грядущие небывалые катастрофы, передано в романе уже с первых страниц. Роман вышел в свет уже после смерти автора в 1938 году в Париже. Оторванный от родины, писатель внимательно следил за жизнью России. Свои произведения старался отдавать в «русские руки», но в эмигрантской печати принципиально не печатался.
   Отношение к нему на родине начало постепенно меняться. В мае 1934 году Замятина заочно приняли в Союз писателей СССР, а в 1935 году он принимал участие в работе Антифашистского конгресса в защиту культуры в составе советской делегации. Но вернуться домой писателю не было суждено, он умер в Париже в 1937 года и был похоронен в пригороде Парижа на кладбище в Тие.*