Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 24 декабря исполняется 220 лет со дня рождения польского
поэта Адама Мицкевича (1798 – 1855)
“Адам Мицкевич – Пушкин польской литературы. Он первый сумел подойти к
народному творчеству и из этого родника почерпнуть основные мотивы своей
поэзии. До него книжная польская литература была оторвана от народа. Только в
его стихах впервые услышал народ отголосок своих волнений и дум”.
В. Ходасевич
Мицкевич
Адам, польский поэт, деятель национально-освободительного движения, основоположник
польского романтизма, родился 24 декабря 1798 года на хуторе Заосье близ
Новогрудка, небольшого городка в Белоруссии, который в течение многих столетий
был под властью Литвы. Поляки, жившие в этих краях, никогда не забывали о своих
литовских связях, поэтому в творчестве Мицкевича Литва нередко выступает как
обозначение его родины наравне с Польшей.
Мать поэта,
урожденная Барбара Маевская, была дочерью мелкого служащего. Отец Адама,
Миколай Мицкевич, работал в Новогрудке адвокатом. В 1794 он участвовал в
восстании Тадеуша Костюшко, направленном против разделения польских земель
между Россией, Пруссией и Австрией. Стремясь вернуть единство Речи Посполитой,
польское шляхетство возлагало свои надежды на приход Наполеона. Миколай
Мицкевич был одним из тех, кто участвовал в патриотической агитации. Свое
чувство национальной гордости и любви к родине отец стремился передать
сыновьям, Адаму и Франтишку
В
1815 Мицкевич поступил в университет в Вильно на физико-математический
факультет, но вскоре понял, что его больше привлекает изучение филологии,
литературы, истории. Уже через год он переходит на историко-филологический
факультет. Вильнский университет был крупным культурным
центром и славился своим либеральным духом, который не замедлил отразиться и на
Мицкевиче. В 1817 году он с товарищами организовал тайное студенческое
“Общество филоматов”, что означает “любящие науку”. Одними из главных положений
устава филоматов были любовь к родному языку, национальное достоинство и
сочувствие к обездоленным.
Раннее творчество Мицкевича также составляют стихи-послания к друзьям-филоматам,
наполненные жизнелюбием и задором. Первое его печатное стихотворение —
“Городская зима” — было опубликовано в 1818 года.
Во
время летних каникул 1818 года Мицкевич познакомился с Марылей Верещак,
девушкой, чей образ он сохранит в душе на протяжение всей своей жизни и которая
станет вдохновительницей многих его будущих произведений. Несмотря на взаимную
любовь, возникшую между молодыми людьми, они не могли быть вместе: родители
Марыли были людьми состоятельными, и судьба девушки была предопределена еще до
встречи с поэтом. Она была помолвлена с графом Путкамером, за которого вскоре и
вышла замуж. Известие о свадьбе Марыли стало тяжелым ударом для Мицкевича.
После окончания университета Мицкевич был по
распределению направлен в маленький провинциальный городок Ковно (ныне Каунас),
где начал работать учителем. Это была своего рода “ссылка”, университетские
власти стремились лишить поэта возможности принимать участие в работе тайных
организаций.
Поэт увлекается поэзией сентиментализма, предромантизма и, в особенности,
романтизма; читает Гете, Саути, Мура, Байрона, произведения Шеллинга, Стерна,
Вальтера Скотта и немецких романтиков. Его привлекает свободный дух
байроновских поэм и стихотворений, ему нравится то, что представители нового
литературного течения обращаются к национальным традициям, прошлому своего
народа. Романтическая эстетика и философия были во многом близки поэту и вскоре
нашли отражение в цикле “Баллады и романсы”. Этот цикл составил основное
содержание первого тома сочинений Мицкевича, вышедшего в Вильно в 1822 году. В
предисловии к нему, названном “О романтической поэзии”, он изложил свое видение
нового искусства.
Через год выходит второй том сочинений поэта, включающий в
себя две поэмы: “Гражину”, посвященную борьбе Литвы с Тевтонским орденом, и
“Дзяды”. Вторая поэма имеет довольно интересную историю. Дело в том, что в
издании 1823 вышли лишь 2-ая и 4-ая ее части. Произошло это по многим причинам,
начиная от недовольства автора оставшимися частями до жесткой необходимости в
срок выпустить книгу, что предусматривалось контрактом с издателем. Фрагменты
1-ой части были найдены лишь после смерти Мицкевича. 3-я часть выходит
значительно позже как самостоятельное произведение.
“Дзядами” назывался народный обряд поминовения умерших.
Обращение к народным верованиям было необходимо для поэта, чтобы связать с
духом фольклора свою романтическую концепцию человека: крестьяне, участвующие в
обряде, утверждают, что тот не удостоится посмертного блаженства, кто “горя не
познал на свете”, кто “человеком в этой жизни не был”. Поэтическое описание
“дзядов” составляет 2-ую часть поэмы, 4-ая часть является исповедью мук героя,
разлученного с возлюбленной.
В
1823 в связи со следствием по делу филоматской организации Мицкевич вместе с
товарищами оказывается в превращенном в тюрьму базилианском монастыре в Вильно.
По счастливому стечению обстоятельств и благодаря поддержке друзей ему удается
отделаться сравнительно легким наказанием — высылкой во внутренние губернии
Российской империи. В день знаменитого наводнения 25 октября 1824 года Мицкевич
прибывает в Петербург. В начале 1825 он получает назначение в Одессу, откуда в
сентябре совершает поездку в Крым. В конце этого года он переезжает в Москву и
в1828 снова возвращается в Петербург.
Период пребывания Мицкевича в России оставил свой след не только в судьбе и творчестве самого поэта, но и в русской литературной жизни. Здесь к Мицкевичу приходят подлинная слава и признание. Он пишет жизнерадостный цикл “одесских лирических стихотворений”. Результатом пребывания в Крыму стали знаменитые “Крымские сонеты”, столь близкие по своему духу русской литературе того времени, для которой Крым и Кавказ стали настоящим романтическим символом.
В 1828 году в Петербурге была издана поэма “Конрад
Валленрод”, продолжающая тему борьбы Литвы с крестоносцами. Год спустя Мицкевич
издает собрание своих сочинений, включившее новые произведения.
Важнейшим для Мицкевича в России было его знакомство с Пушкиным. Впервые поэты встретились осенью 1826 года. Их взаимоотношения были проникнуты взаимным уважением. Мицкевич неоднократно давал высокую оценку творчеству своего русского Пушкина (статья “Пушкин и литературное движение в России” 1837, парижские лекции). Пушкиным были переведены баллады Мицкевича “Три Будраса” (“Будрас и его сыновья”) и “Дозор” (“Воевода”), а также вступление к “Конраду Валленроду”. Мицкевич перевел пушкинский сонет “Воспоминание”. Творчество
Мицкевича оставило свой след в русской литературе и музыке. К нему впоследствии
обращались Лермонтов, Майков, Бунин, Алябьев, Глинка, Чайковский,
Римский-Корсаков.
В
мае 1829 Мицкевичу удается выехать в Европу. Здесь его застает известие о
начавшемся в Польше восстании. Мицкевич тяжело переживал поражение восстания,
после разгрома которого он переезжает в Дрезден. Здесь он пишет свой отклик на
национальную трагедию, 3-ю часть лирико-драматической поэмы “Дзяды”. В 1832 года
он издает “Отрывок”, приложение к “Дзядам”, цикл лирических
стихотворений-заметок о России в форме путевого дневника.
К
1832-1834 годам относится работа Мицкевича над бессмертной поэмой “Пан Тадеуш”,
своеобразной энциклопедией польской жизни, рассказывающей о взаимоотношениях
двух шляхетских родов, а также обращающейся к “наполеоновской легенде”. “Паном
Тадеушем” практически заканчивается творческий путь Мицкевича как художника
слова. В 1834 году он женится на Целине Шимановской, дочери знаменитой
пианистки, и погружается в круговорот тяжелых забот о семействе и заработке.
Мицкевич (с помощью Жорж Санд, с которой он познакомился через Шопена)
безуспешно пытается поставить несколько пьес, его замыслы исторических
сочинений остаются не воплощенными в жизнь. В 1839-1840 годах он преподает
античную литературу в Лозанне, а в 1840-1841 годах читает знаменитый курс
лекций по славянским литературам в парижском Коллеж де Франс.
До самой смерти поэт не оставлял общественно-политической деятельности. В 1848 году он создает польский легион, сражавшийся за свободу Италии, год спустя, принимает участие в издании демократической газеты “Трибуна народов” в Париже. А последней в его жизни поездкой стала политическая миссия в Константинополь в связи с Крымской войной. В Турции Мицкевич заболевает холерой и 26 ноября 1855 года умирает. Его прах торжественно переносят в Краков и хоронят на Вавеле.* *По
материалам сайта: Созвучие. Библиотека
поэтического перевода.
|