Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это средство общения между людьми. Писать для себя, не думая о читателе, невозможно.
Алейксандре Висенте
испанский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1977 год

Юбилеи



24 декабря исполняется 220 лет со дня рождения польского поэта Адама Мицкевича (1798 – 1855)
“Адам Мицкевич – Пушкин польской литературы. Он первый сумел подойти к народному творчеству и из этого родника почерпнуть основные мотивы своей поэзии. До него книжная польская литература была оторвана от народа. Только в его стихах впервые услышал народ отголосок своих волнений и дум”.
В. Ходасевич
          Мицкевич  Адам, польский поэт, деятель национально-освободительного движения, основоположник польского романтизма,  родился 24 декабря 1798 года на хуторе Заосье близ Новогрудка, небольшого городка в Белоруссии, который в течение многих столетий был под властью Литвы. Поляки, жившие в этих краях, никогда не забывали о своих литовских связях, поэтому в творчестве Мицкевича Литва нередко выступает как обозначение его родины наравне с Польшей.
          Мать поэта, урожденная Барбара Маевская, была дочерью мелкого служащего. Отец Адама, Миколай Мицкевич, работал в Новогрудке адвокатом. В 1794 он участвовал в восстании Тадеуша Костюшко, направленном против разделения польских земель между Россией, Пруссией и Австрией. Стремясь вернуть единство Речи Посполитой, польское шляхетство возлагало свои надежды на приход Наполеона. Миколай Мицкевич был одним из тех, кто участвовал в патриотической агитации. Свое чувство национальной гордости и любви к родине отец стремился передать сыновьям, Адаму и Франтишку
   В 1815 Мицкевич поступил в университет в Вильно на физико-математический факультет, но вскоре понял, что его больше привлекает изучение филологии, литературы, истории. Уже через год он переходит на историко-филологический факультет.   Вильнский университет был крупным культурным центром и славился своим либеральным духом, который не замедлил отразиться и на Мицкевиче. В 1817 году он с товарищами организовал тайное студенческое “Общество филоматов”, что означает “любящие науку”. Одними из главных положений устава филоматов были любовь к родному языку, национальное достоинство и сочувствие к обездоленным.
Раннее творчество Мицкевича также составляют стихи-послания к друзьям-филоматам, наполненные жизнелюбием и задором. Первое его печатное стихотворение — “Городская зима” — было опубликовано в 1818 года.
    Во время летних каникул 1818 года Мицкевич познакомился с Марылей Верещак, девушкой, чей образ он сохранит в душе на протяжение всей своей жизни и которая станет вдохновительницей многих его будущих произведений. Несмотря на взаимную любовь, возникшую между молодыми людьми, они не могли быть вместе: родители Марыли были людьми состоятельными, и судьба девушки была предопределена еще до встречи с поэтом. Она была помолвлена с графом Путкамером, за которого вскоре и вышла замуж. Известие о свадьбе Марыли стало тяжелым ударом для Мицкевича.
    После окончания университета Мицкевич был по распределению направлен в маленький провинциальный городок Ковно (ныне Каунас), где начал работать учителем. Это была своего рода “ссылка”, университетские власти стремились лишить поэта возможности принимать участие в работе тайных организаций.
Поэт увлекается поэзией сентиментализма, предромантизма и, в особенности, романтизма; читает Гете, Саути, Мура, Байрона, произведения Шеллинга, Стерна, Вальтера Скотта и немецких романтиков. Его привлекает свободный дух байроновских поэм и стихотворений, ему нравится то, что представители нового литературного течения обращаются к национальным традициям, прошлому своего народа. Романтическая эстетика и философия были во многом близки поэту и вскоре нашли отражение в цикле “Баллады и романсы”. Этот цикл составил основное содержание первого тома сочинений Мицкевича, вышедшего в Вильно в 1822 году. В предисловии к нему, названном “О романтической поэзии”, он изложил свое видение нового искусства.
   Через год выходит второй том сочинений поэта, включающий в себя две поэмы: “Гражину”, посвященную борьбе Литвы с Тевтонским орденом, и “Дзяды”. Вторая поэма имеет довольно интересную историю. Дело в том, что в издании 1823 вышли лишь 2-ая и 4-ая ее части. Произошло это по многим причинам, начиная от недовольства автора оставшимися частями до жесткой необходимости в срок выпустить книгу, что предусматривалось контрактом с издателем. Фрагменты 1-ой части были найдены лишь после смерти Мицкевича. 3-я часть выходит значительно позже как самостоятельное произведение.
    “Дзядами” назывался народный обряд поминовения умерших. Обращение к народным верованиям было необходимо для поэта, чтобы связать с духом фольклора свою романтическую концепцию человека: крестьяне, участвующие в обряде, утверждают, что тот не удостоится посмертного блаженства, кто “горя не познал на свете”, кто “человеком в этой жизни не был”. Поэтическое описание “дзядов” составляет 2-ую часть поэмы, 4-ая часть является исповедью мук героя, разлученного с возлюбленной.
    В 1823 в связи со следствием по делу филоматской организации Мицкевич вместе с товарищами оказывается в превращенном в тюрьму базилианском монастыре в Вильно. По счастливому стечению обстоятельств и благодаря поддержке друзей ему удается отделаться сравнительно легким наказанием — высылкой во внутренние губернии Российской империи. В день знаменитого наводнения 25 октября 1824 года Мицкевич прибывает в Петербург. В начале 1825 он получает назначение в Одессу, откуда в сентябре совершает поездку в Крым. В конце этого года он переезжает в Москву и в1828 снова возвращается в Петербург.

     Период пребывания Мицкевича в России оставил свой след не только в судьбе и творчестве самого поэта, но и в русской литературной жизни. Здесь к Мицкевичу приходят подлинная слава и признание. Он пишет жизнерадостный цикл “одесских лирических стихотворений”. Результатом пребывания в Крыму стали знаменитые “Крымские сонеты”, столь близкие по своему духу русской литературе того времени, для которой Крым и Кавказ стали настоящим романтическим символом.
     В 1828 году в Петербурге была издана поэма “Конрад Валленрод”, продолжающая тему борьбы Литвы с крестоносцами. Год спустя Мицкевич издает собрание своих сочинений, включившее новые произведения.

Важнейшим для Мицкевича в России было его знакомство с Пушкиным. Впервые поэты встретились осенью 1826 года. Их взаимоотношения были проникнуты взаимным уважением. Мицкевич неоднократно давал высокую оценку творчеству своего русского Пушкина (статья “Пушкин и литературное движение в России” 1837, парижские лекции). Пушкиным были переведены баллады Мицкевича “Три Будраса” (“Будрас и его сыновья”) и “Дозор” (“Воевода”), а также вступление к “Конраду Валленроду”. Мицкевич перевел пушкинский сонет “Воспоминание”.
  Творчество Мицкевича оставило свой след в русской литературе и музыке. К нему впоследствии обращались Лермонтов, Майков, Бунин, Алябьев, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков.
   В мае 1829 Мицкевичу удается выехать в Европу. Здесь его застает известие о начавшемся в Польше восстании. Мицкевич тяжело переживал поражение восстания, после разгрома которого он переезжает в Дрезден. Здесь он пишет свой отклик на национальную трагедию, 3-ю часть лирико-драматической поэмы “Дзяды”. В 1832 года он издает “Отрывок”, приложение к “Дзядам”, цикл лирических стихотворений-заметок о России в форме путевого дневника.
     К 1832-1834 годам относится работа Мицкевича над бессмертной поэмой “Пан Тадеуш”, своеобразной энциклопедией польской жизни, рассказывающей о взаимоотношениях двух шляхетских родов, а также обращающейся к “наполеоновской легенде”. “Паном Тадеушем” практически заканчивается творческий путь Мицкевича как художника слова. В 1834 году он женится на Целине Шимановской, дочери знаменитой пианистки, и погружается в круговорот тяжелых забот о семействе и заработке. Мицкевич (с помощью Жорж Санд, с которой он познакомился через Шопена) безуспешно пытается поставить несколько пьес, его замыслы исторических сочинений остаются не воплощенными в жизнь. В 1839-1840 годах он преподает античную литературу в Лозанне, а в 1840-1841 годах читает знаменитый курс лекций по славянским литературам в парижском Коллеж де Франс.

    До самой смерти поэт не оставлял общественно-политической деятельности. В 1848 году он создает польский легион, сражавшийся за свободу Италии, год спустя, принимает участие в издании демократической газеты “Трибуна народов” в Париже. А последней в его жизни поездкой стала политическая миссия в Константинополь в связи с Крымской войной. В Турции Мицкевич заболевает холерой и 26 ноября 1855 года умирает. Его прах торжественно переносят в Краков и хоронят на Вавеле.*