Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 7 ноября исполняется 110 лет со дня рождения французского писателя Альбера Камю (1913-1960)
![]() Большое влияние
на Камю оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, распознав способности
своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу
удалось в 1923 году поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого
человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. В лицее Камю
вторично повезло с преподавателем, учителем класса философии был Жак Гренье, в
будущем близкий друг Камю. Он способствовал пробуждению интереса к метафизике,
литературе, театру.
По окончании
лицея он поступает на философско-исторический факультет Алжирского университета.
Несмотря на постоянные заботы о хлебе насущном, он успешно осваивает
классические философские тексты, знакомится с современной философией. Ницше,
Кьеркегор, Шестов, Ясперс входят в круг его чтения одновременно с Достоевским,
Прустом, Мальро. Во время учебы Камю начал вести дневник, писал эссе. В
1936—1937 годах он путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной
Европы. На старших курсах университета увлекся социалистическими идеями. Весной
1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с
восстанием в Астурии. В 1934 года Камю женился на Симоне Ийе, оказавшейся
морфинисткой. Вместе они прожили не больше года и в 1939 году развелись
официально.
В 1936 году Камю
создал самодеятельный «Народный театр», в котором осуществил постановку
«Братьев Карамазовых» и сам сыграл Ивана Карамазова.
После окончания
университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938
году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных
газет «Альже републюкен» и «Суар републюкен». На страницах этих изданий Камю в
то время выступал за проведение
государством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабского
населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй
мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические
произведения. После запрета «Суар републюкен» в январе 1940 года, Камю с
будущей женой Франсин Фор переезжает в Оран, где они живут, давая частные
уроки. Через два месяца они покидают Алжир и переселяются в Париж.
В Париже Альбер
Камю устраивается техническим редактором в газету «Пари-суар». В мае 1940 года
им закончен роман «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно
настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной
стране, он возвращается в Оран, где преподает французский язык в частной школе.
Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления и возвращается в Париж.
В феврале 1941
Камю пишет «Миф о Сизифе», в котором сравнивает абсурдность человеческого
бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным вести постоянную борьбу против
сил, с которыми не может справиться.
После окончания
войны Камю некоторое время продолжает работать в “Битве”, которая теперь
становится официальной ежедневной газетой. В 1947 году выходит третий роман
писателя, “Чума”, повествующий об эпидемии чумы в алжирском городе Оране. В
переносном смысле, “Чума” - это нацистская оккупация Франции и, шире, символ
смерти и зла. Теме универсального зла посвящена пьеса “Калигула”, лучшая, по
единодушному мнению критиков, пьеса писателя. Пьеса “Калигула”, в основу
которой легла книга Светония “О жизни двенадцати цезарей”, считается
значительной вехой в истории театра абсурда.
В 1947 году
начинается его постепенный разрыв с левым движением, он уходит из «Битвы», становится
независимым журналистом, пишет публицистические статьи для разных изданий
(позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В
это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».
В 1951 году
выходит его произведение «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию
бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Некоторое
время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом
этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою
работу там. Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской
литературе, Камю в это время близко сходится с Сартром. Вместе с тем, пути
преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг.
в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с
экзистенциализмом. В отличие от религиозных экзистенциалистов вроде Ясперса и
«бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом
признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы
понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно
представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят
к похожему состоянию души под влиянием
обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и
т. д.). Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки
насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи
гуманистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же
методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.
В 50-е гг. Камю
продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 году писатель выпускает
ироническую повесть “Падение”, в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс
признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и
раскаяния, Камю широко использует в “Падении” христианскую символику.
В 1957 году
Альберу Камю была присуждена Нобелевская премия по литературе “за огромный
вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести”. В ответной речи
Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении “избежать откровенной
лжи и противостоять угнетению”.
Когда Камю получил
Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам,
достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем
свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не
суждено было сбыться: в начале 1960 года писатель погиб в автомобильной
катастрофе на юге Франции.*
*По
материалам сайта: «Википедия.Свободная энциклопедия»
|