| 
  Общественная организация  Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края  | ||||||||||
  | ||||||||||
  | ||||||||||
| 
 Юбилеи     19 октября исполняется 105 лет со дня
    рождения поэта, драматурга Александра Аркадьевича Галича ( Гинзбург)
    (1918 – 1977) 
   Александр Аркадьевич Галич (Гинзбург) родился в семье служащих.
    Его отец - Аркадий Самойлович Гинзбург - был экономистом, мать - Фанни Борисовна Векслер работала в консерватории.  В
    1923 году они перебрались в Москву, в один из домов в Кривоколенном переулке.
    Младший брат Александра Валерий вспоминает: "Мир Кривоколенного переулка
    был замкнутым, я вроде бы ничего не знал о том, что происходило вовне, но при
    этом сопричастность этому вроде бы незнаемому была неудивительной. Мы всем
    двором, взрослые и дети, наблюдали подъем аэростата - зрелище само по себе ничего
    не представляло, но сопричастность событию создавала некую "ауру"
    естественной общности, что ли. В начале Кривоколенного, почти на углу
    Мясницкой, была стоянка извозчиков, а рядом - два котла для варки асфальта. В
    них ночевали беспризорники, в тепле. Мы, приготовишки, упоенно пели песню про "финский нож" или частушку: "Когда
    Сталин женится, черный хлеб отменится", и нам казалось, что мы приобщаемся
    к их беспризорной вольности. Учились мы в здании бывшей гимназии в Колпачном
    переулке, занятия для нас начинались часов с двенадцати, и мы, сидя на полу в
    ожидании, когда старшие освободят классы, все это распевали... Все мальчишки
    нашего двора знали, что мы живем в доме поэта Дмитрия Веневитинова, где Пушкин
    впервые читал "Годунова". Мы не знали стихов Веневитинова, не все еще
    умели читать, но Пушкин, "Борис Годунов" - это нам было понятно.
    Понятнее, чем частушки и блатные песни… 
  
       Благодаря матери Александр уже в раннем возрасте начал увлекаться
    творчеством - с пяти лет он учился играть на рояле, писать стихи. 
  
       В восемь лет он стал заниматься в литературном кружке, которым
    руководил поэт Эдуард Багрицкий. В школе Александр учился на
    "отлично" и был всеобщим любимцем - кроме прекрасной игры на рояле,
    он хорошо танцевал, пел революционные песни, декламировал стихи. В 14 лет свет
    увидела его первая поэтическая публикация. Окончив девятый класс десятилетки,
    Александр подает документы в Литературный институт и, к удивлению многих,
    поступает. Однако неуемному юноше этого мало, и он в те же дни подает документы
    еще в одно учебное заведение - оперно-драматическую студию К. С.
    Станиславского, на драматическое отделение. И вновь, к удивлению родных и
    друзей, он принят. 
  
       Чуть позже, когда совмещать учебу в обоих вузах станет невмоготу, Александр
    отдаст предпочтение театру и уйдет из Литинститута. Однако и в
    Оперно-драматической студии он проучится всего три года и покинет ее, так и не
    получив диплома. Причем поводом к уходу из студии послужит обида. Один из
    преподавателей студии, народный артист Л. Леонидов, однажды дал ему для
    ознакомления его личное дело. И там, среди прочего, Александр прочел слова,
    написанные рукой Леонидова: "Этого надо принять!
    Актера из него не выйдет, но что-то выйдет обязательно!" Юного студийца
    эта фраза задела, и он ушел в только что открывшуюся студию под руководством
    Алексея Арбузова. Было это осенью 1939 года.  
  
       А в феврале следующего года студия дебютировала спектаклем "Город на
    заре". Спектакль "Город на заре" был показан всего несколько раз
    - затем началась война. Большинство студийцев ушли на фронт, а Александра
    комиссовали - врачи обнаружили у него врожденную болезнь сердца. Но в Москве он
    все равно не задерживается - устроившись в геологическую партию, отправляется
    на юг. Однако дальше Грозного геологов не пустили. Как раз в
    эти дни в Грозном появляется на свет Театр народной героики и революционной
    сатиры (первые шаги на профессиональной сцене в нем делали артисты,
    впоследствии ставшие всенародно известными: Сергей
    Бондарчук, Махмуд Эсамбаев). По воле случая участником этого коллектива становится и Александр Гинзбург. 
  
       Однако в составе грозненского Театра народной героики Александр
    проработал недолго. После того как он узнал, что в городе Чирчик под Ташкентом
    режиссер Валентин Плучек собирает арбузовских студийцев, он уезжает из Грозного. В Чирчике Галич знакомится с юной
    москвичкой, актрисой Валентиной Архангельской. 
    
    Передвижной театр под руководством Плучека и
    Арбузова, в котором играли Александр и Валентина, колесил по фронтам. Александр
    выступал в нем сразу в нескольких ипостасях: актера, драматурга, поэта и
    композитора. Но затем в театре (он тогда уже базировался в Москве) возник
    конфликт между его основателями - Арбузовым и Плучеком,
    вскоре театр распался. 
  
       Александр Гинзбург вскоре взял себе литературный
    псевдоним Галич (образован соединением букв из разных слогов имени, отчества и
    фамилии - Гинзбург Александр Аркадьевич). 
      Весной 1945 года в жизни Галича появилась новая любовь Ангелина Шекрот, дочь  бригадного комиссара, которая
     училась на сценарном факультете ВГИКа.  
      В
    1945 году Галич предпринял попытку осилить высшее образование (как помним, до
    войны ему это сделать не удалось - в студии Станиславского диплома ему не
    выдали). На этот раз Галич решил получить не театральное образование, а
    какое-нибудь ярко выраженное гуманитарное и специальное. И его выбор пал на
    Высшую дипломатическую школу. Однако там ему не повезло. Когда Галич пришел в
    школу и спросил у секретарши, может ли он подать заявление, та смерила его
    высокомерным взглядом и сказала: "Нет, вы не можете подать заявление в
    наше заведение". - "Почему?" - искренне удивился Галич.
    "Потому что лиц вашей национальности мы вообще в эту школу принимать не
    будем. Есть такое указание".  
  
        Отсутствие диплома о высшем образовании не помешало Галичу через пару
    лет после досадного инцидента в ВДШ обрести всесоюзную славу. Пришла она к нему
    как к талантливому драматургу. В Ленинграде состоялась премьера спектакля по
    его пьесе "Походный марш". Песня из этого спектакля, тоже написанная
    Галичем - "До свиданья, мама, не горюй", - стала чуть ли не всесоюзным шлягером. Чуть позже состоялась еще одна триумфальная премьера творения Галича (в содружестве с драматургом К.Исаевым) - комедии
    "Вас вызывает Таймыр".  
  
      В начале 50-х Галич был уже преуспевающим драматургом, автором
    нескольких пьес, которые с огромным успехом шли во многих театрах страны. Среди
    них "За час до рассвета", "Пароход зовут "Орленок",
    "Много ли человеку надо" и др. В 1954 году фильм "Верные друзья",
    снятый по сценарию Галича (и его постоянного соавтора К. Исаева), занял в
    прокате 7-е место, собрав 30,9 млн. зрителей. 
  
       В 1955 году Галича принимают в Союз писателей СССР, а три года спустя и
    в Союз кинематографистов. В 1956 году Театр-студия МХАТ (позднее ставшая
    театром "Современник") решает открыть сезон двумя премьерами, в том
    числе и спектаклем по пьесе Галича "Матросская тишина" (он написал ее
    сразу после войны). Сюжет пьесы можно пересказать в нескольких словах. Старый
    еврей Абрам Шварц мечтает, чтобы его сын Давид стал знаменитым скрипачом. Но
    война разрушает его мечты. Сам Абрам погибает возле Стены Плача, а Давид уходит
    на фронт и там погибает. Но продолжают жить другие: жена Давида, его сын, их
    друзья. В спектакле были заняты тогда еще никому не известные актеры: Олег
    Ефремов, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев. Однако до премьеры дело
    так и не дошло. На генеральной репетиции присутствовали несколько чиновников Минкульта, и один из них внезапно вынес вердикт: "Как это все фальшиво! Ни слова правды!" В ответ на эту реплику присутствовавший здесь же Галич не сдержался, вскочил с места и громко произнес: "Дура!" На этом обсуждение увиденного закончилось. 
  
       Несмотря на этот инцидент, Галич по-прежнему оставался одним из самых
    преуспевающих драматургов. В театрах продолжали идти спектакли по его пьесам,
    режиссеры снимали фильмы по его сценариям. 
  
       В первой половине 60-х содружество Галича с кино складывается еще
    более удачно. Весной 1960 года от Союза кинематографистов он посещает с
    делегацией Швецию и Норвегию. Сценарии Галича тут же расхватывались
    режиссерами. Причем жанры, в которых работал Галич, были абсолютно разными.  
     
    Например, в военной драме "На семи ветрах", снятой
    в 1962 году Станиславом Ростоцким, повествовалось о
    любви, опаленной войной, в комедии "Дайте жалобную книгу" (реж. Эльдар Рязанов) - о предприимчивой девушке,
    директоре ресторана, в детективе "Государственный преступник" (реж. Николай Розанцев) - о поимке
    органами КГБ опасного преступника, повинного в гибели сотен людей в годы
    Великой Отечественной войны (за эту работу Галич был удостоен премии КГБ), в
    биографической драме "Третья молодость" (реж. Ж. Древиль) - о великом русском
    балетмейстере Мариусе Петипа. 
  
       В начале 60-х в Галич внезапно открывает в себе талант
    песенника-сатирика, и на свет одна за другой появляются песни, которые
    благодаря магнитофонным записям мгновенно становятся популярными.  
  
       Хронологически цикл песен Галича начался "Леночкой",
    после которой появились и другие его песенные вирши. Среди них
    "Старательский вальсок", "У лошади была
    грудная жаба", "Тонечка", "Красный треугольник",
    "Аве Мария", "Караганда", "Ночной дозор",
    "Памяти Пастернака", "Баллада о Корчаке", "На сопках
    Маньчжурии", "Летят утки" и др. 
  
       Его творчество развивалось как бы в двух руслах: с одной стороны -
    мажор и патетика в драматургии, с другой – пронзительная печаль в песнях. Эта
    раздвоенность многих раздражала. Когда Галич впервые исполнил несколько
    сатирических песен на слете самодеятельной песни в Петушках, многие участники
    слета обвинили его в неискренности и двуличии.  
    
    Между тем слава Галича-барда продолжает расти. 
    
    В марте 1968 года его пригласили на фестиваль песенной поэзии в новосибирский академгородок.
    Этот фестиваль вызвал небывалый аншлаг. Под него был выделен самый обширный из
    залов Дворца физиков под названием "Интеграл", и этот зал был забит
    до отказа, люди стояли даже в проходах. На передних креслах сидели члены
    фестивального жюри. Галич начал с песни "Промолчи", которая задала
    тон всему выступлению ("Промолчи - попадешь в палачи"). Когда же через несколько минут он исполнил
    песню "Памяти Пастернака", весь зал поднялся со своих мест и
    некоторое время стоял молча, после чего разразился громоподобными
    аплодисментами. Галич получил приз - серебряную копию пера Пушкина, почетную
    грамоту Сибирского отделения Академии наук СССР, в которой написано: "Мы
    восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством..." 
  
      В августе того же года, потрясенный вводом советских войск в
    Чехословакию, он пишет "Петербургский романс», за который получил предупреждение. 
   
       29 декабря 1971 года Галича исключили из Союза писателей.  
  17 февраля 1972 года его так же тихо исключили и из Союза кинематографистов. После этих событий положение Галича стало катастрофическим. Еще совсем недавно он считался одним из самых преуспевающих авторов в стране, теперь автоматически прекратились все репетиции, были изъяты из репертуара спектакли. Все эти передряги, естественно, сказываются на здоровье Галича. В апреле 72-го у него случается третий инфаркт. Врачи ставят ему инвалидность второй группы, которая обеспечивала его пенсией... в 60 рублей. Вообще все последующие после исключения Галича из всех Союзов события наглядно показывали, что он совершенно не был к ним готов. Таких репрессий по отношению к себе он явно не ожидал. Тем временем весь 1973 год официальные власти подталкивали Галина к тому, чтобы он покинул СССР. Но он стоически сопротивлялся. Однако силы Галича оказались не беспредельны. 
       В 1974 году за рубежом вышла его вторая книга песен под
    названием "Поколение обреченных", что послужило новым сигналом для
    атаки на Галича со стороны властей. Когда в том же году его пригласили в
    Норвегию на семинар по творчеству Станиславского, ОВИР отказал ему в визе. Ему
    заявили: "Зачем вам виза? Езжайте насовсем".
    При этом КГБ пообещал оперативно оформить все документы для отъезда. И Галич
    сдался. 20 июня он получил документы на выезд и билет на самолет, датированный
    25 июня.  
  
       Путь Галича и Ангелины Николаевны лежал в Вену. Оттуда они
    отправились во Франкфурт-на-Майне, затем в Осло. Там они прожили год, Галич
    читал в университете лекции по истории русского театра. Затем переехали в
    Мюнхен, где Галич стал вести на радиостанции "Свобода" передачу под
    названием "У микрофона Александр Галич" (первый эфир состоялся 24
    августа 1974 года). Наконец они переехали в Париж, где поселились в небольшой
    квартирке на улице Маниль. 
       Оказавшись в эмиграции, Галич много и плодотворно работал. Он
    написал несколько песен, пьесу "Блошиный рынок", собирался ставить
    мюзикл по своим вещам, в котором сам хотел играть. Кроме этого, совместно с
    Рафаилом Голдингом он снял 40-минутный фильм
    "Беженцы XX века".  
    
    Как вспоминают люди, которые тесно общались с Галичем в те годы, за время
    своего пребывания за границей тот смирился с изгнанием и не верил в возможность
    возвращения на родину. На Западе у него появилось свое дело, которое приносило
    ему хороший доход, у него была своя аудитория, и мысли
    о возвращении все меньше терзали его. Однако судьба отпустила Галичу всего лишь
    три с половиной года жизни за границей.  
    
      Финал наступил в декабре 1977 года. В тот день - 15 декабря - в
    парижскую квартиру Галича доставили из Италии, где аппаратура была дешевле, стереокомбайн "Грюндиг",
    в который входили магнитофон, телевизор и радиоприемник. Люди, доставившие
    аппаратуру, сказали, что подключение аппаратуры состоится завтра, для чего к
    Галичам придет специальный мастер. Однако Галич не внял этим словам и решил
    опробовать телевизор немедленно. Его ударило током, он упал, упершись ногами в
    батарею, замкнув таким образом цепь. Когда супруга
    вернулась домой, Галич еще подавал слабые признаки жизни. Когда же через несколько минут приехали врачи, было уже поздно - он
    умер на руках у жены. 
    
    Естественно, смерть (да еще подобным образом) такого человека, как Галич, не
    могла не вызвать самые противоречивые отклики в эмигрантской среде. Самой
    распространенной версией его смерти была гибель от длинных рук КГБ. Этой версии
    придерживались многие. В том числе и его дочь Алена Архангельская-Галич.
     
    
    22 декабря 1977 года в переполненной русской церкви произошло отпевание
    Александра Галича. На следующий день после его кончины сразу в двух московских
    театрах - на Таганке и в "Современнике" - в антрактах были устроены
    короткие митинги памяти Галича. Еще в одном театре - сатиры - 16 декабря после
    окончания спектакля был устроен поминальный вечер. Стихи Галича читал Александр
    Ширвиндт. Последним пристанищем Галича стала заброшенная женская могила на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже. 
  
       В конце 80-х годов имя и творчество Александра Галича вновь
    вернулись на родину. 18 января 1988 года в Доме архитектора состоялся вечер,
    посвященный его 70-летию. В том же году был снят документальный фильм о нем -
    "Александр Галич. Изгнание. * 
  Печатается по
    материалам: 
  
    *Раззаков Ф. Звездные трагедии: загадки судьбы и гибели. – М.,
    2000. – с.82-с.103 
 |