Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Юбилеи 19 октября исполняется 105 лет со дня
рождения поэта, драматурга Александра Аркадьевича Галича ( Гинзбург)
(1918 – 1977)
Александр Аркадьевич Галич (Гинзбург) родился в семье служащих.
Его отец - Аркадий Самойлович Гинзбург - был экономистом, мать - Фанни Борисовна Векслер работала в консерватории.
В
1923 году они перебрались в Москву, в один из домов в Кривоколенном переулке.
Младший брат Александра Валерий вспоминает: "Мир Кривоколенного переулка
был замкнутым, я вроде бы ничего не знал о том, что происходило вовне, но при
этом сопричастность этому вроде бы незнаемому была неудивительной. Мы всем
двором, взрослые и дети, наблюдали подъем аэростата - зрелище само по себе ничего
не представляло, но сопричастность событию создавала некую "ауру"
естественной общности, что ли. В начале Кривоколенного, почти на углу
Мясницкой, была стоянка извозчиков, а рядом - два котла для варки асфальта. В
них ночевали беспризорники, в тепле. Мы, приготовишки, упоенно пели песню про "финский нож" или частушку: "Когда
Сталин женится, черный хлеб отменится", и нам казалось, что мы приобщаемся
к их беспризорной вольности. Учились мы в здании бывшей гимназии в Колпачном
переулке, занятия для нас начинались часов с двенадцати, и мы, сидя на полу в
ожидании, когда старшие освободят классы, все это распевали... Все мальчишки
нашего двора знали, что мы живем в доме поэта Дмитрия Веневитинова, где Пушкин
впервые читал "Годунова". Мы не знали стихов Веневитинова, не все еще
умели читать, но Пушкин, "Борис Годунов" - это нам было понятно.
Понятнее, чем частушки и блатные песни…
Благодаря матери Александр уже в раннем возрасте начал увлекаться
творчеством - с пяти лет он учился играть на рояле, писать стихи.
В восемь лет он стал заниматься в литературном кружке, которым
руководил поэт Эдуард Багрицкий. В школе Александр учился на
"отлично" и был всеобщим любимцем - кроме прекрасной игры на рояле,
он хорошо танцевал, пел революционные песни, декламировал стихи. В 14 лет свет
увидела его первая поэтическая публикация. Окончив девятый класс десятилетки,
Александр подает документы в Литературный институт и, к удивлению многих,
поступает. Однако неуемному юноше этого мало, и он в те же дни подает документы
еще в одно учебное заведение - оперно-драматическую студию К. С.
Станиславского, на драматическое отделение. И вновь, к удивлению родных и
друзей, он принят.
Чуть позже, когда совмещать учебу в обоих вузах станет невмоготу, Александр
отдаст предпочтение театру и уйдет из Литинститута. Однако и в
Оперно-драматической студии он проучится всего три года и покинет ее, так и не
получив диплома. Причем поводом к уходу из студии послужит обида. Один из
преподавателей студии, народный артист Л. Леонидов, однажды дал ему для
ознакомления его личное дело. И там, среди прочего, Александр прочел слова,
написанные рукой Леонидова: "Этого надо принять!
Актера из него не выйдет, но что-то выйдет обязательно!" Юного студийца
эта фраза задела, и он ушел в только что открывшуюся студию под руководством
Алексея Арбузова. Было это осенью 1939 года.
А в феврале следующего года студия дебютировала спектаклем "Город на
заре". Спектакль "Город на заре" был показан всего несколько раз
- затем началась война. Большинство студийцев ушли на фронт, а Александра
комиссовали - врачи обнаружили у него врожденную болезнь сердца. Но в Москве он
все равно не задерживается - устроившись в геологическую партию, отправляется
на юг. Однако дальше Грозного геологов не пустили. Как раз в
эти дни в Грозном появляется на свет Театр народной героики и революционной
сатиры (первые шаги на профессиональной сцене в нем делали артисты,
впоследствии ставшие всенародно известными: Сергей
Бондарчук, Махмуд Эсамбаев). По воле случая участником этого коллектива становится и Александр Гинзбург.
Однако в составе грозненского Театра народной героики Александр
проработал недолго. После того как он узнал, что в городе Чирчик под Ташкентом
режиссер Валентин Плучек собирает арбузовских студийцев, он уезжает из Грозного. В Чирчике Галич знакомится с юной
москвичкой, актрисой Валентиной Архангельской.
Передвижной театр под руководством Плучека и
Арбузова, в котором играли Александр и Валентина, колесил по фронтам. Александр
выступал в нем сразу в нескольких ипостасях: актера, драматурга, поэта и
композитора. Но затем в театре (он тогда уже базировался в Москве) возник
конфликт между его основателями - Арбузовым и Плучеком,
вскоре театр распался.
Александр Гинзбург вскоре взял себе литературный
псевдоним Галич (образован соединением букв из разных слогов имени, отчества и
фамилии - Гинзбург Александр Аркадьевич).
Весной 1945 года в жизни Галича появилась новая любовь Ангелина Шекрот, дочь бригадного комиссара, которая
училась на сценарном факультете ВГИКа.
В
1945 году Галич предпринял попытку осилить высшее образование (как помним, до
войны ему это сделать не удалось - в студии Станиславского диплома ему не
выдали). На этот раз Галич решил получить не театральное образование, а
какое-нибудь ярко выраженное гуманитарное и специальное. И его выбор пал на
Высшую дипломатическую школу. Однако там ему не повезло. Когда Галич пришел в
школу и спросил у секретарши, может ли он подать заявление, та смерила его
высокомерным взглядом и сказала: "Нет, вы не можете подать заявление в
наше заведение". - "Почему?" - искренне удивился Галич.
"Потому что лиц вашей национальности мы вообще в эту школу принимать не
будем. Есть такое указание".
Отсутствие диплома о высшем образовании не помешало Галичу через пару
лет после досадного инцидента в ВДШ обрести всесоюзную славу. Пришла она к нему
как к талантливому драматургу. В Ленинграде состоялась премьера спектакля по
его пьесе "Походный марш". Песня из этого спектакля, тоже написанная
Галичем - "До свиданья, мама, не горюй", - стала чуть ли не всесоюзным шлягером. Чуть позже состоялась еще одна триумфальная премьера творения Галича (в содружестве с драматургом К.Исаевым) - комедии
"Вас вызывает Таймыр".
В начале 50-х Галич был уже преуспевающим драматургом, автором
нескольких пьес, которые с огромным успехом шли во многих театрах страны. Среди
них "За час до рассвета", "Пароход зовут "Орленок",
"Много ли человеку надо" и др. В 1954 году фильм "Верные друзья",
снятый по сценарию Галича (и его постоянного соавтора К. Исаева), занял в
прокате 7-е место, собрав 30,9 млн. зрителей.
В 1955 году Галича принимают в Союз писателей СССР, а три года спустя и
в Союз кинематографистов. В 1956 году Театр-студия МХАТ (позднее ставшая
театром "Современник") решает открыть сезон двумя премьерами, в том
числе и спектаклем по пьесе Галича "Матросская тишина" (он написал ее
сразу после войны). Сюжет пьесы можно пересказать в нескольких словах. Старый
еврей Абрам Шварц мечтает, чтобы его сын Давид стал знаменитым скрипачом. Но
война разрушает его мечты. Сам Абрам погибает возле Стены Плача, а Давид уходит
на фронт и там погибает. Но продолжают жить другие: жена Давида, его сын, их
друзья. В спектакле были заняты тогда еще никому не известные актеры: Олег
Ефремов, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев. Однако до премьеры дело
так и не дошло. На генеральной репетиции присутствовали несколько чиновников Минкульта, и один из них внезапно вынес вердикт: "Как это все фальшиво! Ни слова правды!" В ответ на эту реплику присутствовавший здесь же Галич не сдержался, вскочил с места и громко произнес: "Дура!" На этом обсуждение увиденного закончилось.
Несмотря на этот инцидент, Галич по-прежнему оставался одним из самых
преуспевающих драматургов. В театрах продолжали идти спектакли по его пьесам,
режиссеры снимали фильмы по его сценариям.
В первой половине 60-х содружество Галича с кино складывается еще
более удачно. Весной 1960 года от Союза кинематографистов он посещает с
делегацией Швецию и Норвегию. Сценарии Галича тут же расхватывались
режиссерами. Причем жанры, в которых работал Галич, были абсолютно разными.
Например, в военной драме "На семи ветрах", снятой
в 1962 году Станиславом Ростоцким, повествовалось о
любви, опаленной войной, в комедии "Дайте жалобную книгу" (реж. Эльдар Рязанов) - о предприимчивой девушке,
директоре ресторана, в детективе "Государственный преступник" (реж. Николай Розанцев) - о поимке
органами КГБ опасного преступника, повинного в гибели сотен людей в годы
Великой Отечественной войны (за эту работу Галич был удостоен премии КГБ), в
биографической драме "Третья молодость" (реж. Ж. Древиль) - о великом русском
балетмейстере Мариусе Петипа.
В начале 60-х в Галич внезапно открывает в себе талант
песенника-сатирика, и на свет одна за другой появляются песни, которые
благодаря магнитофонным записям мгновенно становятся популярными.
Хронологически цикл песен Галича начался "Леночкой",
после которой появились и другие его песенные вирши. Среди них
"Старательский вальсок", "У лошади была
грудная жаба", "Тонечка", "Красный треугольник",
"Аве Мария", "Караганда", "Ночной дозор",
"Памяти Пастернака", "Баллада о Корчаке", "На сопках
Маньчжурии", "Летят утки" и др.
Его творчество развивалось как бы в двух руслах: с одной стороны -
мажор и патетика в драматургии, с другой – пронзительная печаль в песнях. Эта
раздвоенность многих раздражала. Когда Галич впервые исполнил несколько
сатирических песен на слете самодеятельной песни в Петушках, многие участники
слета обвинили его в неискренности и двуличии.
Между тем слава Галича-барда продолжает расти.
В марте 1968 года его пригласили на фестиваль песенной поэзии в новосибирский академгородок.
Этот фестиваль вызвал небывалый аншлаг. Под него был выделен самый обширный из
залов Дворца физиков под названием "Интеграл", и этот зал был забит
до отказа, люди стояли даже в проходах. На передних креслах сидели члены
фестивального жюри. Галич начал с песни "Промолчи", которая задала
тон всему выступлению ("Промолчи - попадешь в палачи"). Когда же через несколько минут он исполнил
песню "Памяти Пастернака", весь зал поднялся со своих мест и
некоторое время стоял молча, после чего разразился громоподобными
аплодисментами. Галич получил приз - серебряную копию пера Пушкина, почетную
грамоту Сибирского отделения Академии наук СССР, в которой написано: "Мы
восхищаемся не только Вашим талантом, но и Вашим мужеством..."
В августе того же года, потрясенный вводом советских войск в
Чехословакию, он пишет "Петербургский романс», за который получил предупреждение.
29 декабря 1971 года Галича исключили из Союза писателей.
17 февраля 1972 года его так же тихо исключили и из Союза кинематографистов. После этих событий положение Галича стало катастрофическим. Еще совсем недавно он считался одним из самых преуспевающих авторов в стране, теперь автоматически прекратились все репетиции, были изъяты из репертуара спектакли. Все эти передряги, естественно, сказываются на здоровье Галича. В апреле 72-го у него случается третий инфаркт. Врачи ставят ему инвалидность второй группы, которая обеспечивала его пенсией... в 60 рублей. Вообще все последующие после исключения Галича из всех Союзов события наглядно показывали, что он совершенно не был к ним готов. Таких репрессий по отношению к себе он явно не ожидал. Тем временем весь 1973 год официальные власти подталкивали Галина к тому, чтобы он покинул СССР. Но он стоически сопротивлялся. Однако силы Галича оказались не беспредельны.
В 1974 году за рубежом вышла его вторая книга песен под
названием "Поколение обреченных", что послужило новым сигналом для
атаки на Галича со стороны властей. Когда в том же году его пригласили в
Норвегию на семинар по творчеству Станиславского, ОВИР отказал ему в визе. Ему
заявили: "Зачем вам виза? Езжайте насовсем".
При этом КГБ пообещал оперативно оформить все документы для отъезда. И Галич
сдался. 20 июня он получил документы на выезд и билет на самолет, датированный
25 июня.
Путь Галича и Ангелины Николаевны лежал в Вену. Оттуда они
отправились во Франкфурт-на-Майне, затем в Осло. Там они прожили год, Галич
читал в университете лекции по истории русского театра. Затем переехали в
Мюнхен, где Галич стал вести на радиостанции "Свобода" передачу под
названием "У микрофона Александр Галич" (первый эфир состоялся 24
августа 1974 года). Наконец они переехали в Париж, где поселились в небольшой
квартирке на улице Маниль.
Оказавшись в эмиграции, Галич много и плодотворно работал. Он
написал несколько песен, пьесу "Блошиный рынок", собирался ставить
мюзикл по своим вещам, в котором сам хотел играть. Кроме этого, совместно с
Рафаилом Голдингом он снял 40-минутный фильм
"Беженцы XX века".
Как вспоминают люди, которые тесно общались с Галичем в те годы, за время
своего пребывания за границей тот смирился с изгнанием и не верил в возможность
возвращения на родину. На Западе у него появилось свое дело, которое приносило
ему хороший доход, у него была своя аудитория, и мысли
о возвращении все меньше терзали его. Однако судьба отпустила Галичу всего лишь
три с половиной года жизни за границей.
Финал наступил в декабре 1977 года. В тот день - 15 декабря - в
парижскую квартиру Галича доставили из Италии, где аппаратура была дешевле, стереокомбайн "Грюндиг",
в который входили магнитофон, телевизор и радиоприемник. Люди, доставившие
аппаратуру, сказали, что подключение аппаратуры состоится завтра, для чего к
Галичам придет специальный мастер. Однако Галич не внял этим словам и решил
опробовать телевизор немедленно. Его ударило током, он упал, упершись ногами в
батарею, замкнув таким образом цепь. Когда супруга
вернулась домой, Галич еще подавал слабые признаки жизни. Когда же через несколько минут приехали врачи, было уже поздно - он
умер на руках у жены.
Естественно, смерть (да еще подобным образом) такого человека, как Галич, не
могла не вызвать самые противоречивые отклики в эмигрантской среде. Самой
распространенной версией его смерти была гибель от длинных рук КГБ. Этой версии
придерживались многие. В том числе и его дочь Алена Архангельская-Галич.
22 декабря 1977 года в переполненной русской церкви произошло отпевание
Александра Галича. На следующий день после его кончины сразу в двух московских
театрах - на Таганке и в "Современнике" - в антрактах были устроены
короткие митинги памяти Галича. Еще в одном театре - сатиры - 16 декабря после
окончания спектакля был устроен поминальный вечер. Стихи Галича читал Александр
Ширвиндт. Последним пристанищем Галича стала заброшенная женская могила на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.
В конце 80-х годов имя и творчество Александра Галича вновь
вернулись на родину. 18 января 1988 года в Доме архитектора состоялся вечер,
посвященный его 70-летию. В том же году был снят документальный фильм о нем -
"Александр Галич. Изгнание. *
Печатается по
материалам:
*Раззаков Ф. Звездные трагедии: загадки судьбы и гибели. – М.,
2000. – с.82-с.103
|