Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Похоже, что у поэтов всегда будет много работы
Вислава Шимборска
польская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1996 год

Юбилеи



24 октября исполняется 85 лет со дня рождения писателя Венедикта Васильевича Ерофеева (1938-1990)
 ЕРОФЕЕВ, ВЕНЕДИКТ ВАСИЛЬЕВИЧ родился 24 октября 1938 на станции Пояконда Мурманской области. Отец – начальник железнодорожной станции, в 1939 году был репрессирован. Мать была не в состоянии в одиночку заботиться о трех детях, и двое мальчиков жили в детском доме до 1954 года, когда их отец возвратился домой.
   Окончив школу с золотой медалью, Венедикт Ерофеев в 1955 поступил на русское отделение филологического факультета Московского университета. Ерофеев был исключен из МГУ после трех семестров за "весьма неустойчивое и неуправляемое" поведение и за прогулы занятий по военной подготовке. Тем не менее, не захотев оставлять Московскую область, он переходил в другие ВУЗы для того, чтобы сохранить свой статус студента. Из всех институтов Ерофеев в конечном итоге был отчислен.
    В одном из институтов Ерофеев встретил свою первую жену, Валентину Симакову. Разошлись они вскоре после рождения сына, в 1966, но Венедикт часто навещал любимого малыша в доме Симаковых в Мышлино, около Петушков.
   Начиная с 1957 года, Ерофеев сменил более 30-ти мест работ. Работал грузчиком продовольственного магазина (Коломна), дежурным отделения милиции (Орехово-Зуево), приемщиком пустой винной посуды (Москва), инспектором стекольных изделий, истопником, сторожем, строительным рабочим и т.п. В 1960-1970-е гг. работал в строительно-монтажном управлении связи, путешествовал по всему Советскому Союзу, прокладывая телефонный кабель.
   Неустроенность была для Ерофеева жизненным принципом и стимулом его писательства, которое постепенно приобретало характер религиозного поиска, причем основным средством поиска было культурно насыщенное слово, сопоставленное с советской действительностью. Это превращение словесного творчества в религиозный опыт очевидно на примере первого юношеского произведения Ерофеева «Записки психопата», создававшегося в 1956–1957 годах, впервые напечатанного (в сокращении) в 2000 году и вызвавшего читательский интерес и критический отклик.
   С 1969 по 1974, работая телефонным монтером в Москве, Ерофеев написал свою поэму в прозе "Москва-Петушки" (за рубежом переведенную как "Moscow to the End of the Line").Текст романа начал распространяться самиздатом в пределах Советского Союза, а затем и в переводе, провезенный контрабандой на Запад. Первая официальная публикация на исходном русском появилась в Париже в 1977году. В годы гласности поэма "Москва-Петушки" начала выпускаться в России, но в сильно урезанном виде — в рамках кампании против алкоголизма. В 1995, восемнадцать лет спустя после написания, роман смогли полностью, без купюр, официально публиковать в России.
    Поэма в прозе  «Москва – Петушки» - самое значительное произведение Вен. Ерофеева. Это насыщенное литературными и, в частности, поэтическими аллюзиями повествование от первого лица о злополучном путешествии в электричке за 125 километров от Москвы в городок Петушки. Путешествие это, включающее псевдосерьезные и откровенно комические размышления и признания, гротескные бытовые зарисовки, видения, фантасмагории и откровения и как бы адекватное целой жизни, является по сути дела целостным осмыслением советской действительности в религиозно-христианском ключе. В конце концов повествователь становится мучеником этой действительности; он опознан как «чужак», приговорен без суда и следствия и подвергнут линчеванию на советско-уголовный манер. Но прежде он выказывает себя тонким и внимательным наблюдателем и остроумным соучастником абсурдистских перипетий, складывающихся в узнаваемый на бытовом уровне образ советского существования людей, рабов и сынов Божиих. В «поэме» нет ни обличительности, ни отстранения от действительности; вероятно, поэтому она приобрела популярность во всех читательских слоях.
   Этот же дикий абсурд с особой выразительностью и полнотой представлен в комической «трагедии в пяти актах» «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» (1985), где действительность ограничена палатой психиатрической лечебницы, а действующие лица исполняют социально мотивированные роли визионеров-пациентов, изуверов-врачей и садистов-надзирателей.
  Помимо "Записок психопата" и "Москвы–Петушков"  и пьесы "Вальпургиева ночь, или шаги командора", Вен. Ерофеев написал эссе "Василий Розанов глазами эксцентрика" и неподдающуюся жанровой классификации "Благую Весть", а так же подборку цитат из Ленина "Моя маленькая Лениниана". Пьеса "Диссиденты, или Фанни Каплан" осталась неоконченной. После смерти писателя были частично изданы его записные книжки. В 1992 году журнал "Театр" опубликовал письма Ерофеева к сестре Тамаре Гущиной.
По словам Ерофеева, в 1972 году он написал роман "Шостакович", который у него украли в электричке, вместе с авоськой, где лежали две бутылки бормотухи. В 1994 году Владислав Лен объявил, что рукопись все это время лежала у него, и он вскоре ее опубликует. Однако опубликован был лишь небольшой фрагмент якобы написанного Ерофеевым романа. Большинство критиков считает этот фрагмент подделкой. (По мнению Владимира Муравьева, сама история с романом была вымышлена Ерофеевым, который был большим любителем мистификаций).
 В 1985 году Венедикт Ерофеев принял крещение в Католической Церкви, в единственном в то время в Москве действующем католическом храме святого Людовика. Крестным отцом был друг Ерофеева, филолог Владимир Муравьев.
В последние годы жизни Ерофеев страдал неизлечимой болезнью – раком горла. Писатель скончался в Москве 11 мая 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. В Москве на площади Борьбы ему поставлен памятник, во Владимире на здании пединститута в честь Ерофеева установлена мемориальная доска.
Книги Венедикта Ерофеева переведены более чем на 30 языков. О нем снят документальный фильм П. Павликовского «Москва – Петушки» (1989-1991 годы).*
Печатаеться по материалам :