Общественная организация
Центр Чтения Красноярского края
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
Главная Архив новостей Открытые книги Творческая мастерская Это интересно Юбилеи Литература Красноярья О нас Languages русский
Поэзия – это средство общения между людьми. Писать для себя, не думая о читателе, невозможно.
Алейксандре Висенте
испанский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1977 год

Юбилеи




9 сентября исполняется 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910)

Цель художника не в том, чтобы неоспоримо

разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить

любить жизнь в бесчисленных, никогда

Неистощимых всех ее проявлениях.

Л.Толстой

 «Творения Шекспира, Бальзака и Толстого – три величайших памятника, воздвигнутые человечеством для человечества», - утверждал Андре Моруа, взявший на себя смелость назвать троих самых великих писателей за всю историю культуры. Он выстраивал несколько вариантов этого «триумвирата», но Лев Толстой оставался неизменной составляющей.

В конце жизни Лев Толстой намеревался написать свои «Воспоминания» (начаты в 1903 году, но не окончены), на которые его подвигла странная мысль: «Я думаю, что написанная мною биография…будет полезнее для людей, чем вся та художественная болтовня, которой наполнены мои 12 томов сочинений, и которым люди нашего времени приписывают незаслуженное ими значение».

Как же толковать эти толстовские слова? Вероятнее всего в том смысле, что литература для Толстого была лишь средой, средством для построения своей личности и возможностью влиять на ход событий. Жизнь он любил не меньше литературы и хотел быть ее Учителем. В двадцать четыре года Лев Толстой сделал такую запись: « Я стар, пора развития или прошла, или проходит; а все меня мучат жажды…не славы – славы я не хочу и презираю ее; а принимать большое внимание в счастье и пользе людей».

Человеческая биография Льва Николаевича значительно шире биографии литературной, потому что все ответы на загадки творческой трансформации Толстого следует искать в его жизни.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в родовом имении матери Ясная Поляна под Тулой. По происхождению он принадлежал к верхушке русской аристократии. Его предок по отцу П.А.Толстой одним из первых получил графский титул при Петре Первом. Мать происходила из старинного рода Волконских, и по ее линии Лев Толстой был в дальнем родстве с А.С.Пушкиным. Она ушла из жизни, когда Льву не было еще и двух лет. В девятилетнем возрасте он потерял отца. Случилось это в Москве, куда Толстые переехали из Ясной Поляны, поселившись на Плющихе в доме Щербачева против церкви Смоленской Божьей Матери. Кроме Льва, сиротами остались еще три брата – Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария. Их воспитанием занялись многочисленные родственники.

Вскоре Толстые переезжают в Казань, где жила их опекунша – тетка по отцу П.И.Юшкова. В 16 лет Лев Николаевич избирает для себя дипломатическое поприще и поступает в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности. Несмотря на исключительные способности к изучению иностранных языков, Толстой в конце года не был допущен к переводным экзаменам «по весьма редкому посещению лекций» и перевелся на юридический факультет.

Внук бывшего губернатора Казани, он был желанным гостем многих знатных домов города; бурной светской жизни способствовали и его молодое честолюбие, и темперамент, и жажда успеха у женщин. В университете он проучился три года. Во время его студенчества произошло на первый взгляд рядовое, но как покажет будущее – судьбоносное событие. Толстой попал в госпиталь. Там 17 марта 1847 года он сделал первую дневниковую запись: «…Здесь я совершенно один, мне никто не мешает, здесь у меня нет слуги, мне никто не помогает – следовательно на рассудок и память ничто постороннее не имеет влияния…главная же польза состоит в том, что я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимают за следствие молодости, есть ни что иное, как следствие раннего разврата души».

Так начался толстовский период строительства своей личности (который продолжался, как и дневники, всю жизнь) – период самоанализа, установлений и правил.

Молодой Толстой вырабатывает для себя руководства на все случаи жизни: как читать книги, как играть в карты, чтобы не проигрывать, как входить в светскую  гостиную…Кроме того он разрабатывал свои «Правила для развития воли», «Правила в жизни», «Правила вообще». Разумеется, он их нарушает, выдвигает новые, грозится в дневнике, что убьет себя, если их не выполнит. Он уже пережил страстное увлечение Жан-Жаком Руссо, в 15 лет прочел все 20 томов его сочинений, на шее носил медальон с изображением женевского философа, своего «учителя жизни». В 1957 году  Лев Николаевич совершил первое заграничное путешествие, посетив места, связанные с Руссо. В Париже он встретился с И.С.Тургеневым, который заметил: «…странный он человек, я таких не встречал и не совсем его понимаю. Смесь поэта, кальвиниста, фанатика, барича – что-то напоминающее Руссо, но честнее Руссо…»

Вскоре Толстой оставляет университет и уезжает в Ясную Поляну, которая досталась ему при разделе наследства. Девятнадцатилетний юноша становится хозяином 1200 десятин земли и многочисленных крепостных. Не найдя общего языка с крестьянами, вскоре уезжает в Москву. Здесь он пытается писать повести, но ни одной не заканчивает.

Начинаются метания, поиски для приложения сил. Он переезжает в Петербург, где успешно сдает два экзамена на получение степени кандидата прав, но запутавшись в карточных долгах, все бросает и возвращается в Ясную Поляну. Среди соседей-помещиков он получает репутацию «самого пустячного малого». В конце концов, старший брат Николай, офицер-артиллерист, увозит Льва с собой на Кавказ весной 1851 года.

На Кавказе Лев Толстой принимает участие в военных операциях против горцев сначала в качестве волонтера, затем как офицер («Нашел-таки я ощущения», - отмечает он в дневнике).За храбрость был представлен к Георгиевскому кресту, но уступил ее солдату – награда обеспечивала тому пожизненную пенсию.

Здесь Толстой всерьез принимается за литературный труд, но начинает не с кавказской темы, а с исповеди. Он задумывает роман из четырех частей  «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость» (последняя не была написана).

В июле 1852 года он отсылает рукопись «Детства», подписанную лишь инициалами «Л.Н.», в самый популярный журнал – некрасовский «Современник», приложив письмо редактору: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое». Рукопись неизвестного автора немедленно была принята к печати и вышла в сентябре того же года – года смерти Гоголя. Некрасов в письме к начинающему писателю усмотрел в этом далеко не случайное совпадение: «Не хочу говорить, как высоко я ставлю…направление вашего таланта…Это именно то, что нужно теперь русскому обществу: правда – правда, которою со смертию Гоголя так мало осталось в русской литературе…»

Авдотья Панаева вспоминала: «Со всех сторон от публики сыпались похвалы новому автору, и все интересовались узнать его фамилию». Впервые он поставит свое полное имя – «Граф Л.Толстой» - только под рассказом «Севастополь в августе 1855 года».

 «Отрочество» будет закончено в 1854 году, «Юность» - в 1857 году. В промежутках между ними написаны рассказы «Набег», «Утро помещика», «Записки маркера», начата работа над «Казаками» (завершена в 1862 году).

Шла русско-турецкая война. Толстой, участвуя в обороне Севастополя как командир артиллерийского батальона на самом опасном четвертом бастионе, проявил недюжинное мужество и был награжден орденом Анны 4-й степени. Толстой не раз представлялся к награде боевым Георгиевским крестом, но высшее начальство, много терпевшее от «беспокойного офицера» (подавал проекты о переформировании батарей, требовал разрешения на издание журнала для солдат, сочинил, высмеивающую генералов песенку и т.д.), награды не утвердило.

 «Севастопольские рассказы» стали  важной творческой вехой писателя – в них автобиографическая проза Толстого переросла в эпическую, о чем свидетельствует финал «Севастополя в мае»: «Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой ее? Все хороши и все дурны…Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

Родился Толстой-эпик, автор «Войны и мира»(1863 – 1869) - национальной эпопеи. В этом произведении более шестисот действующих лиц, его начало предваряли 15 вариантов, семь лет над романом работал художник и историк в одном лице…В.Г.Короленко признавался, что когда он впервые читал «Войну и мир», ему было страшно за Толстого, ведь «его герой – целая страна, борющаяся с нашествием врага».

Произведение такого масштаба и такой силы могло исчерпать возможности любого титана. Но его творческая жизнь пройдена пока до середины. В это же время и позже написаны: повесть «Холстомер» (1863 – 1885), роман «Анна Каренина» (1861-1877), «Исповедь» (1879-1880), повесть «Смерть Ивана Ильича» (1882-1886), драма «Власть тьмы» (1886), комедия «Плоды просвещения» (1886-1890), повести «Крейцерова соната» (1887- 1889), «Отец Сергий» (1890-1898), «Хаджи Мурат» (1896 – 1904), драма «Живой Труп» (1890), роман «Воскресение» (1889 – 1899), рассказы «Метель», «Два гусара» (1856), «Люцерн» (1857), «После бала» (1903), «Посмертные записки Федора Кузьмича» (1905) и др.

Параллельно шла огромная по событиям и сложная по переломам во взглядах жизнь человека и Учителя Льва Толстого. После Севастополя Толстой вышел в отставку и в 1855 году побывал в Петербурге, познакомившись с писателями, объединившимися вокруг «Современника», которые так горячо приветствовали его талант.

В 1956 году, еще до реформы, Толстой попытался освободить своих крестьян от крепостной зависимости. Крестьяне на это не пошли, подозревая Толстого в обмане и ожидая указа свыше, надеялись. Что будут освобождены с землей. Тогда Лев Николаевич принял решение заняться крестьянской педагогикой: открыл яснополянскую школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия, издавал журнал «Ясная Поляна», писал учебники, народные рассказы, в 1861 – 1862 годах ездил в Германию, Францию, Бельгию, Англию, Италию за педагогическим опытом.

Осенью 1862 года Лев Толстой женился на восемнадцатилетней Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства. Незадолго до свадьбы он записал: «Я влюблен, как не верил, чтобы можно было любить…» Семейную жизнь, как и литературную, он начал с исповеди, накануне женитьбы дав прочитать невесте свои дневники. «Все его прошедшее так ужасно для меня, - писала Софья Андреевна в своих записках, - что я, кажется, никогда не помирюсь с ним…»

Они прожили без малого 50 лет. Софья Андреевна стала самым близким для Толстого человеком, родила 13 детей, существует целая мифология о том, сколько раз она переписывала набело его произведения.

На исходе 1870-х годов Толстой входит в фазу мировоззренческого кризиса, который в своей «Исповеди» называет переворотом: «…жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл…» Своим идеалом он провозглашает жизнь простого трудового народа», порывает со своим сословием, отходит от литературной деятельности, отрекается от своих художественных произведений и пытается вести почти крестьянскую жизнь.

В 1879 – 1880 годах Толстой создает свое «Краткое изложение Евангелия» в котором отвергает пророчества и чудеса. Еще в 27 лет Лев Николаевич записал в дневнике: «Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле…»

Далее последовали Толстого: «В чем моя вера?», «Царствие божие внутри нас». Отношения первого писателя России и Русской Церкви осложнились. Толчком к окончательному разрыву послужил его роман «Воскресение», в котором высмеивались религиозные обряды. 2 февраля 1901 года Святейший Синод вынес определение под № 557, и русская общественность была извещена об отлучении графа Льва Николаевича Толстого от Русской Православной Церкви.

Последние часы жизни Льва Николаевича трагичны. Уйдя ночью из Ясной Поляны в сопровождении дочери Александры Львовны – без конкретной цели и плана, - он заехал в Шамордино к своей сестре, монахине, оттуда пешком отправился в Оптину пустынь, но войти в скит, где жили старцы, не решился, боясь, что они не захотят с ним разговаривать. Сел в поезд, сошел в Астапове из-за болезни, оттуда послал в Оптинский монастырь телеграмму с просьбой прислать ему старца Иосифа. Тот из-за плохого самочувствия приехать не смог. Прислали старца Версонофия, но его, как и жену, к умирающему не пустила дочь. Примирение с Церковью не состоялось.

Впоследствии, уже в Америке, дочь Александра Львовна вернулась в лоно Русской Православной Церкви и даже построила на свои сбережения православный храм.*

*Использованы материалы кн.: Иванов Г.В., Калюжная Л.С.100 великих писателей.– М.: Вече, 2000.–с.316-326