Общественная организация Центр Чтения Красноярского края Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края | ||||||||||
| ||||||||||
|
Владимир Феофанович Капелько (1937-2000) – живописец, график, поэт, этнограф, археолог, мастер прикладного искусства, исследователь истории и природы Сибири. Заслуженный художник Российской Федерации. Его работы хранятся в музеях Красноярского края и различных городов России, в том числе в Иркутске, Новосибирске, Томске, в Москве, Астрахани, а также в частных коллекциях в России, Германии, США, Польши, Италии, Швеции. Альбом «Художник я, жадный до жизни» издан информационно-издательским агентством «Надежда и Мы» при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Минусинские художники: узнайте наших!». Руководитель проекта Елена Стельмах. В альбоме опубликовано более двухсот живописных и графических работ художника, его стихи и фотографии, выполненные им по собственноручно изобретенному методу эстампажные копии древних наскальных изображений Сибири. «Увлекшая поколение художников 1980-2000-х годов сибирская этноархаика с её загадочностью, зашифрованностью, заполнившая все выставочные площадки Красноярска и других сибирских городов в этот период, получившая воплощение в живописи, графике, в декоративно-прикладном искусстве, начиналась в нашем крае именно с Капелько, с его художественного осмысления Сибири как перекрестья путей древних цивилизаций, прошедших сибирскими немереными просторами. Глубокая увлеченность искусством древнейших цивилизаций на территории Южной Сибири, новые образы, что вошли в искусство Капелько, для близких к нему художников (а в числе его друзей были очень многие красноярские и абаканские мастера искусства) холсты Капели становились настоящим откровением. Неведомый древний мир, увиденный через творчество Владимира Капелько живописцами, графиками, мастерами декоративно-прикладного искусства, постепенно становился сокровенным и для них. Вслед за Капелько едет в музеи Абакана, Минусинска Валерий Пилипчук и создает в 1970-1980-х годах серию батиков, посвященных древним наскальным рисункам, загадочным письменам, космогоническим образам древнего человека. Осмысление древнего искусства начинает занимать значительное место в графике Михаила Бирюкова, Людмилы Ивановой, Валерия Сысоева, расширяя границы жанров, видов искусства, привлекая внимание все большего количества мастеров. У художников словно открылись глаза на великолепную образность древних памятников Южной Сибири и размеренную веками жизнь малых этносов Сибири. Именно Капелько стоял у истоков нового искусства, которое искусствоведы называют по разному – этноархаика, сибирская неоархаика, сибирский неоархео-арт, сибирский археоавангард. Это искусство властно захватило устремления художников с 1980-х годов и не отпускает до наших дней. Вклад Капелько в этот пласт современного искусства значителен и требует серьезного осмысления», – утверждает красноярский искусствовед Т. М. Ломанова. В презентации примут участие авторы и издатели альбома, близкие друзья художника. Место проведения: литературно-музыкальная гостиная (1-й этаж). Дата публикации 2018-01-29
|