Юбилеи
13 марта исполняется 95 лет со дня рождения поэта С. В. Михалкова (1913).
Пожалуй, немного найдётся в отечественной (да и в мировой) литературе писателей, чьё имя можно было бы зашифровать «паролем» – названием главного, самого известного и любимого читателями его произведения. У Сергея Михалкова такой пароль есть, и обозначается он двумя всем знакомыми с детства словами: «Дядя Стёпа». Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется в сознании читателей с обликом и личностью самого поэта: неслучайно некоторые иллюстраторы поэмы изображают ее героя с лицом Сергея Михалкова.
Однако у патриарха отечественной литературы существует еще и «запасной» пароль для взрослых, и имя ему – Гимн. Никогда, ни в одной стране мира не случалось так, чтобы слова трёх державных гимнов (1943, 1977, 2001 гг.) написал один и тот же человек, получивший это право на конкурсной основе – явление феноменальное, достойное занять почётное место в книге рекордов Гиннеса.
Впрочем, столь же уникальной представляется и история семьи С. В. Михалкова, в очередной раз подтверждающая, какую огромную роль играет генетика в вероятности появления выдающейся творческой личности.
Михалков Сергей Владимирович (р. 1913), поэт, драматург.
Родился 27 февраля (12 марта) в Москве в семье служащего, "одного из зачинателей советского промышленного птицеводства".
Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, влияние которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного С. Михалкова.
Школьные годы провел в Пятигорске, окончив в 1930 среднюю школу.
Первое стихотворение Михалкова "Дорога" было напечатано в журнале "На подъеме" (Ростов-на-Дону) в 1928. В этом же году он был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАПП), и его стихи часто печатались на страницах пятигорской газеты "Терек".
В 1930 переехал в Москву и в течение трех лет проработал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волге. Стихи Михалкова все чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио. С 1933 появилась возможность жить только на литературный заработок.
В 1935 – 1937 учился в Литературном институте им. М. Горького.
В 1935 в журнале "Пионер" Михалков опубликовал стихотворение для детей "Три гражданина". За ним последовали другие детские стихи: "Веселый турист", "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя Степа", вошедшие в первую книгу стихов С. Михалкова (1936). Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями А. Фадеевьм, С. Маршаком и К. Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова.
В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Украины. Впервые попробовал свои силы во фронтовой печати как военный корреспондент, в качестве которого работал до окончания войны. Продолжая работать в армейской печати, не забывал и своего маленького читателя: написал для малышей и ребят школьного возраста стихи: "Быль для детей", "Пионерская посылка", "Карта", "Мать" и др.
Еще в 1938, когда была написана первая пьеса для детей, Михалков начал работать для кино. В начале он написал текст к мультипликационному фильму «В Африке жарко», затем по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультипликационных и художественных фильмов. Известны «Охотничье ружье»(1949) «Полкан и шавка» (1949), «Портрет» (1965), «Хочу бодаться» (1968), «Комитет 19-ти» (1972), «Вид на жительство» (1972) (в соавторстве с А. Шлепяновым). Не раз Михалков переделывал в сценарии свои пьесы. Так появился фильм «У них есть Родина (по пьесе «Я хочу домой!») и «Дикари» (по одноименной пьесе).
В 1962 организовал сатирический киножурнал «Фитиль» и стал его главным редактором. В те годы в кинотеатрах перед художественным фильмом в обязательном порядке демонстрировался либо документально-хроникальный фильм, либо «Фитиль». Зрители явно предпочитали «Фитиль»: там зачастую снимались прекрасные актеры, а главное, С. Михалкову удавалось высмеивать отрицательные черты и явления тогдашней действительности – грубость, хамство, мздоимство.
Перу Михалкова принадлежат русские тексты к операм Б. Сметаны «Проданная невеста» (1949) и А. Дворжака «Черт и Кача» (1954).
Дидактическое начало всегда было свойственно его творчеству. Заметив это, А. Толстой посоветовал ему писать басни. После некоторых сомнений Михалков последовал этому совету и написал около двухсот басен, очень разных как по тематике, так и по художественным достоинствам.
Многие годы С. В. Михалков сочинял стихотворные подписи к политическим карикатурам Б. Ефимова (в газете «Известия») и М. Абрамова (в «Правде»). За три десятилетия было издано более двадцати альбомов и подборок карикатур со стихотворными подписями на международные и внутренние темы.
Начиная с 1960-х, С. Михалков часто выступал как публицист, критик и мемуарист. Им написаны статьи «Сатира – орудие коммунистического воспитания», «Высокие идеалы писателя-гражданина» и т.д., а также статьи о писателях: Ф. Тютчеве, Луговском, А. Фадееве, А. Блоке. В 1978 году опубликован его трактат «Все начинается с детства (Педагогические раздумья)», куда вошли его статьи и выступления по вопросам педагогики и литературы.
С 1971 – С. В. Михалков является действительный членом Академии педагогических наук СССР.
С 1992 по 1999 – сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов, а с 1999 – почетный председатель. В 1998 избирается Почетным профессором Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. С 2002 – член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург).
Произведения Михалкова переведены на все языки бывших народов Советского Союза, а также на многие европейские и азиатские. Совокупный тираж его книг только на русском языке к началу ХХI в. составлял около 250 миллионов экземпляров. *
*Использованы материалы :
- Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
- Михалков С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1981–1983; От и до… М., 1997.
|